Фиаско Бишимбаевых
В пятницу, 3 мая, на процессе по делу экс-министра Куандыка Бишимбаева, обвиняемого в убийстве и истязаниях своей гражданской жены Салтанат Нукеновой, сторона подсудимых продолжила выступление в прениях. Участники заседания выслушали не только адвокатов, но и мать Бишимбаева Альмиру Нурлыбекову в качестве его защитницы.
Бишимбаев - честный сын народа
Адвокат Бишимбаева Лейла Рамазанова продолжила настаивать на том, что ее подзащитный не виновен в истязаниях Нукеновой во время их семейной жизни. По ее мнению, заметки Салтанат в телефоне, говорят о том, что Бишимбаев вовсе не запрещал жене работать и встречаться с друзьями. Рамазанова считает, что информация о систематическом применении Бишимбаевым насилия не имеет фактической основы.
- При этом орган досудебного расследования признает отсутствие заявлений в правоохранительные органы. Это также подтверждает, что у нее не было в целом претензий к Куандыку, - полагает Рамазанова.
Адвокат также процитировала Абая.
- Над честными сынами степи чинятся уголовные дела по ложным доносам, проводятся унизительные дознания, загодя находятся свидетели, готовые подтвердить то, чего не видели и не слышали. И все ради того, чтобы опорочить честного человека, не допустить его к выборам на высокие должности. Если гонимому ради своего спасения приходится обращаться за помощью к тем же негодяям, он поступается своей честью, если не идет к ним на поклон, значит, быть ему несправедливо судимым, терпеть лишения и невзгоды, не находя в жизни достойного места и дела, - зачитала Рамазанова.
Виновата стена
Ее коллега Ерлан Газымжанов заявил, что три случая нанесения побоев Бишимбаевым Нукеновой, о которых говорится в обвинительном акте, нельзя считать систематическим истязанием.
- Если вы откроете статью Уголовного кодекса, там написано, что такое истязание. Истязание — это систематическое нанесение побоев. Но три случая в год совместной жизни — это что, систематическое нанесение побоев? Они гуляли, отдыхали, ездили куда хотели, кушали что хотели, носили дорогие украшения, одежду, и три раза у них был конфликт, все это - систематическое истязание? Давайте каждого мужа... влезать в любую семью и за три конфликта в год будем давать от 4 до 7 лет? – сказал Ерлан Газымжанов.
Высказывание адвоката не понравилось судье Айжан Кульбаевой. Она сделала ему замечание.
- Я понял вашу угрозу. Ну, потому что, уважаемый суд, мне только угрожаете. Почему к другим так не относитесь? - возразил адвокат.
- Защитник, одну минуту. Вы знаете требования уголовно-процессуального законодательства. Первая часть судебных прений состоит только в доказанности либо недоказанности.
- Если вы будете еще раз вести себя таким образом, еще раз вам говорю: суд будет вынужден отреагировать на это соответствующим образом. И это, поверьте, не угроза. Это то, что вы нарушаете сейчас уголовно-процессуальное законодательство. Можете продолжать, без нарушения норм уголовно-процессуального законодательства, - ответила судья.
В своем выступлении Газымжанов поставил под сомнение заключение судмедэксперта Халимназарова. По его мнению, Нукенова умерла от случайного удара головой о кирпичную стену в холле ресторана, когда Бишимбаев дал ей пощечину.
- На видео, которое мы достали с телефона Бишимбаева, я уже говорил, что там нет нанесения побоев. На видеозаписи в холле отчетливо видно, что Бишимбаев не наносит удары в голову, а в результате одного из ударов открытой ладонью голова Нукеновой ударилась о кирпичную стену как раз той частью головы, где произошло кровоизлияние в мозг. Это правая теменная и затылочная часть, - сказал Газымжанов.
Еще один адвокат Бишимбаева Назкен Кусаинова рассказала суду, что ее подзащитный не знал, что Нукенова умирает, спутав ее состояние с привычной для нее сонливостью. По этой причине скорую помощь вызвали слишком поздно. По ее словам, Бишимбаев на суде говорил правду.
- Я понимаю, Салтанат умерла, но я не считаю, что он (Бишимбаев- Ред.) сейчас живой там сидит. Он тоже в тот день умер. Дети от него отказались, все начали говорить, что он убийца. Но он не должен ходить с клеймом убийцы. Это вы (присяжные -Ред.) должны увидеть и принять правильное решение, - сказала Назкен Кусаинова.
Родительская ошибка
Мать Куандыка Бишимбаева Альмира Нурлыбекова выступила в качестве защитника своего сына. По ее мнению, следствие не установило реальную причину смерти Салтанат Нукеновой.
- Никто не имеет права отнимать жизнь у человека. Решение, которое примет суд и суд присяжных, мой сын понесет со смирением и раскаянием. Куандык заслужил наказание, но он заслужил наказание, соизмеримое тому, что он сделал, - сказала Альмира Нурлыбекова.
Она просила прощения у родителей Салтанат Нукеновой и всего общества. Нурлыбекова также упомянула выступление адвоката потерпевшей стороны Игоря Вранчева, который говорил в прениях об «элитарных паразитах» появившихся в стране за 30 лет с начала обретения Казахстаном независимости. Нурлыбекова просила присяжных не переносить ответственность общества на ее сына.
- Да, он неправ, он совершил трагическую ошибку. Как мать, я потерпела фиаско, полное поражение в своем родительстве. Я до конца своих дней буду анализировать, стараться понять, в чем были упущения в воспитании с моей стороны, - сказала Нурлыбекова.
Бишимбаев: Я не бессердечный, но вот так произошло
Самого Бишимбаева на прениях было сложно остановить. Он то и дело повторял уже сказанное им во время своих показаний на судебном следствии, за что получал замечания от судьи. Но на этот раз в его речи появились слова о его собственных страданиях. Бишимбаев сказал, что не надеется на прощение семьи Салтанат, но все же принес извинения за случившееся.
- Ну как вам пояснить? Действительно, у меня такая очень жизнь, она... Просто у меня в жизни, я тоже когда-то терял дочь в очень молодом возрасте. В 23 года у меня была дочка, ей было два года, и она скончалась от болезни. Я понимаю, что это такое. Понятно, что это невозможно сравнить. Я никогда бы не хотел кому-либо в жизни причинить умышленный вред. Но вот у нас так в жизни, вот так произошло. Поэтому я просто прошу прощения, – сказал Куандык Бишимбаев.
Подсудимый также отметил, что не имел намерения убивать Салтанат и будет защищать себя, насколько это возможно.
- Но это не потому, что я бессердечный человек, который считает себя невиновным. Я понимаю, что я должен через это всё пройти, не знаю, какой срок, какое наказание мне будет дано, какое бы ни было дано. Я к этому отношусь просто как к искуплению, что вот оно пало на меня, и я должен уже просто вынести это, – сказал Бишимбаев.
Его выступление продолжится завтра, 4 мая.