Аманатовцы поставили Ажар Гиният в неудобное положение
В понедельник, 10 октября, министр здравоохранения Ажар Гиният решила рассказать всю правду о ситуации в сельском здравоохранении. На правчасе в мажилисе глава ведомства сообщила, что молодые врачи и специалисты среднего звена не хотят работать в селах из-за незначительной социальной поддержки, низких зарплат, невозможности применения новых технологий в лечении. В ответ депутаты фракции «Аманат» требовали от нее объяснений, сами прекрасно понимая, что за социальную инфраструктуру ответственны акимы регионов, контролировать качество работы, которых самим депутатам ничто не мешает.
По данным Гиният, износ медицинской инфраструктуры первичной медико-санитарной помощи в селах превышает 50%. В некоторых аулах нет аптечных пунктов. Анализ кадрового обеспечения показывает дефицит более 1700 медицинских работников, в том числе более 1000 врачей. В 400 сёлах медицинские объекты расположены в арендованных или аварийных зданиях, а в 200 населённых пунктах медучреждений вовсе нет.
Читайте также: Алтайские сказки. В акимате Кульгинова пристройку выдают за школу
- Отмечается низкое качество динамического наблюдения, недостаточная доступность консультативно-диагностических услуг. Кроме того, обеспечение дорогостоящими лекарствами пациентов с хроническими заболеваниями в два раза меньше среди сельского населения, чем среди городского населения, – рассказала министр.
Молодежь не привлекают в селах даже гранты. Отучившись по ним, многие специалисты предпочитают возместить расходы государству, лишь бы не отрабатывать в селах по три года. Неожиданно критичным к акимам регионов на этом правительственном часе стал аманатовец Елнур Бейсенбаев.
- Медицинских кадров не хватает, потому что со стороны акиматов нет социальной поддержки (…). Когда открывают памятники, находятся миллионы, а когда нужно лечить граждан – не хватает средств, – открыл Америку депутат.
Вместе того, чтобы лично потребовать от акимов областей объяснений, депутат попытался бросить под танки хрупкую на вид Ажар Гиният.
- На сколько баллов по десятибальной шкале вы бы оценили работу акимов областей по решению проблем медицины? Я бы оценил на три балла. (…) В Казахстане богатые не лечатся, а бедных мы не можем лечить нормально, - сказал Бейсенбаев.
- У меня нет полномочий давать оценку акимам, - ответила Гиният и предпочла политкорректно не согласиться с оценкой депутата.
Простое решение проблем нехватки кадров на этом правчасе увидела коллега Бейсенбаева Ирина Унжакова. По ее мнению, нужно просто ввести краткосрочные курсы для сельских врачей, чтобы не тратить слишком много денег на привлечение молодых специалистов в села. Ажар Гиният ответила, что трехмесячные курсы для врачей неприемлемы.
- Мы в свое время хотели быстро насытить врачами поликлиники и начали ускоренными темпами готовить врачей общей практики. Сегодня, когда население по прошествии 5 -10 лет сталкиваются с докторами, они не получают лечение на должном уровне. (…) Поэтому не хотелось бы, чтобы еще 10 лет страдало качество медицинской помощи, - ответила Ажар Гиният.
Проблемы в медицине обнаружил и самый молодой аманатовский депутат Мади Ахметов. Он беспокоился об отсутствии интернет-связи в селах, из-чего ограничивается доступ сельчан к медицине. Тревоги его хватило на пару минут воспроизведения вопроса. Его коллега по фракции Лариса Павловец, заметив, что в стране не хватает 7 тысяч медицинских работников, обвинила министра в отсутствии чувствительности к проблемам села.
- К сожалению, вами не услышаны, наверное, боль и чаяния сельского населения по оказанию своевременной медицинской помощи. Они были услышаны президентом, главой государства Касым-Жомартом Токаевым через нацпроект «Модернизация села, - сказала Павловец.
За задержки в выплате подъёмных пособий для участников программы «С дипломом в село» и отсутствие должной социальной поддержки на этом правчасе спросили с заместителей акимов. Те находили разные причины. Этим призыв к ответственности за провал дорогостоящей программы и ущерб от этого здоровью сельских жителей скорее всего и ограничится.