Jas project возвращается!
Проект поддержки молодежи Jas project будет продолжен в Казахстане. Об этом сообщил Центр поддержки гражданских инициатив 26 июля. До 10 августа заявки на малые гранты в размере 1 млн тенге смогут подать молодые люди из Алматинской, Жетысуской, Карагандинской, Улытауской, Мангистауской и Туркестанской областей.
«Zhas Project» помогает молодежи в возрасте от 18 до 29 лет из числа категории NEET воплотить свои социальные идеи. Также в проекте могут участвовать все молодые люди в этой же возрастной категории чьи проекты направлены для поддержки социально уязвимых групп молодежи и на решение социальных проблем местных сообществ.
Прием заявок на сайтах: zhasproject-almobl.kz, zhasproject-karaganda.kz, zhasproject-mangystau.kz, zhasproject-turkestan.kz.
Ранее исследовательский центр PaperLab, изучавший эффективность проекта, высоко оценил его результаты и потенциал развития. Социологи дали ряд рекомендаций по улучшению Jas project.
«Процессы администрирования Проекта в настоящий момент сложились в действенную систему управления. Эта система включает в себя несколько управленческих звеньев (ВБ, МОН РК и ГУП), а также координирующую структуру с сетью региональных представительств.
Взаимодействие всех вовлеченных сторон прошло «обкатку» за время существования Проекта. В первые раунды были сложности в плане согласования видения, правил и стандартов. Но они не носили критического характера и разрешались путем диалога между менеджерами ГУП, КА и кураторами со стороны МОН РК и ВБ. У управленческой группы сформировались устойчивые связи и доверительные отношения со стейкхолдерами Проекта. Сформировалась широкая партнерская сеть с МИО, МРЦ, принимающими организациями и пулом менторов, тренеров. Использование потенциала этой сети стейкхолдеров является одним из главных условий успешной реализации Zhas Project на новом этапе. С точки зрения дальнейшей реализации Zhas Project одним из ключевых вызовов является передача Проекта под управление Министерству информации и общественного развития РК (МИОР РК) без институциональных потерь.
Для этого рекомендуется разработать комплекс обучающих мероприятий для сотрудников профильной структуры в МИОР РК со стороны ГУП, а также КА при техническом сопровождении ВБ», - говорится в тексте отчета «Оценка процесса четырех раундов реализации Проекта молодежного корпуса с целью выявления факторов, которые позволят его реализовать через государственные структуры», - пишут авторы отчета.
По оценкам исследователей, количество поданных заявок в три раза превысило необходимое. Это позволило Координационному агентству включить в число бенефициаров представителей уязвимых групп: малообеспеченных, молодежь NEET, безработных, жителей сел, поселков и моногородов, женщин, людей с ограниченными возможностями. Большое влияние на эффективность информационной кампании оказала заинтересованность местных исполнительных органов. Тесное взаимодействие Координационного агентства и местных акиматов помогло быстро мобилизовать ресурсы для вовлечения целевых групп.
«Но зависимость от активности акиматов стала и слабым местом информационной кампании. Если сельские или городские акиматы не проявили заинтересованности в Проекте, информирование в этих населенных пунктах проваливалось, что сказывалось на количестве поданных заявок.
Учитывая выбранную стратегию, важным каналом информирования о Проекте стало сарафанное радио, в том числе посредством рассылки в мессенджерах. Плюс этого подхода возможность оперативно собрать заявки. Минус случайный характер информирования, из-за которого бенефициары воспринимают свое участие как большую удачу. Наиболее информированной оказалась молодежь, имеющая связи с молодежными ресурсными центрами, волонтерским движением, другими молодежными программами, акиматами и учреждениями образования.
К сожалению, в ходе Проекта не проводилось установочных исследований целевой аудитории или массовых репрезентативных опросов для оценки узнаваемости бренда Zhas Project. Представители НПО в свою очередь отмечали, что без имеющихся ограничений (не более 7 подпроектов от НПО), их организация могла бы подать больше заявок, - отмечено в отчете.
Для дальнейшей реализации компонента в государственной молодежной политике Paper Lab рекомендовал следующее: разработать долгосрочную Стратегию информирования, нацеленную на бенефициаров в любой точке Казахстана в целом, а не только в отдельных регионах. По мнению исследователей важно информировать граждан в целом, а не ограничиваться узкими целями сбора заявок.
«При разработке новой Стратегии информационной кампании необходимо продвигать позитивный опыт бенефициаров Zhas Project, рассказывая о конкретных социально-значимых или коммерчески успешных подпроектах. Использовать цифровые и традиционные СМИ, а также социальные сети в продвижении опыта бенефициаров в различных форматах: интервью, сторителлинг, разбор ошибок, коллаборации с успешными подпроектами и СМИ, подкаст и видеоинтервью. Учитывая значимость цифровых СМИ в жизни бенефициаров, целесообразно усилить присутствие в региональных цифровых сообществах, популярных региональных социальных медиааккаунтах. В информационной кампании могут быть задействованы бенефициары, менторы и информационные консультанты Проекта. В материалах информационной кампании сделать выбор в пользу изображений реальных фото бенефициаров и их подпроектов и отказаться от обезличенных графических изображений и фотостоковых материалов. Для популяризации Проекта и повышения доверия включить в обновленную Стратегию взаимодействие с бывшими выпускниками на постоянной основе,
используя такие виды, как взаимный пиар аккаунтов действующих подпроектов и/или активных выпускников, гостевые визиты/захват аккаунта Zhas Project, проведение сессии вопросов ответов онлайн. Расширить использование платного продвижения (таргетинг, SEO-оптимизация) аккаунта Проекта в социальных сетях Instagram, Facebook и «ВКонтакте» как один из ключевых компонентов обновленной Стратегии для расширения аудитории и известности бренда. В продвижении использовать как объявления о наборе участников, так и истории успеха бенефициаров Проекта», - говорится в тексте исследования.
По словам авторов отчета, случайный отбор подпроектов с установленными параметрами представленности уязвимых групп позволил четко соблюсти границы целевой аудитории и исключить влияние человеческого фактора. Такой механизм отбора помог вовлечь в Проект молодых людей, чьи возможности для самореализации ограничены силу жизненных обстоятельств.
«Как видно из некоторых глубинных интервью, часть подпроектов предполагала минимальный прямой вклад членов команды. Например, в рамках социальной инициативы бенефициары только закупали оборудование и нанимали работников. Непосредственное участие бенефициаров сводилось к закупкам и подготовке отчетов. Учитывая, что целью Программы является обучение бенефициаров общественно полезной деятельности, в критерии оценки подпроектов следует включить параметр личного участия бенефициаров в работе на благо сообщества. Необходимо продумать механизм поддержки перспективных заявок, например, через НПП «Атамекен» или грантовую поддержку от корпоративного сектора. Zhas Project не должен быть единственной возможностью для уязвимой молодежи, нельзя «бросать» молодых людей, отсеянных на этапе рандомизации. Их нужно передавать в более подходящие программы поддержки, направленные на работу с талантами и поддержку предпринимательства или социальных инициатив.
Механизм подачи и доработки заявок через информационный портал не учитывал фактора доступности ИКТ для бенефициаров из отдаленных сел или из малообеспеченных семей. Снизить риски выбытия отобранных бенефициаров можно, четко придерживаясь графика обработки заявок с конкретными датами, чтобы даже не имея сотового телефона, бенефициары знали, в какой конкретно день их заявки будут обработаны и нужно будет проверить их статус, выехав в районный центр, где есть доступ к Интернету. Учитывая недоступность ИКТ в сельской местности, часть технических проблем могла бы быть решена при адаптации портала проекта для мобильных устройств», - пишут авторы исследования.
По их словам, образовательные мероприятия проекта получили высокую оценку со стороны бенефициаров. Как содержание обучения, так и тренерский состав соответствовали ожиданиям участников.