Памятников Сатпаеву в Казахстане больше, чем Назарбаеву

PaperLab представил предварительные итоги исследования о политической памяти казахстанцев

Malim Админ

  • 22.12.2021

На дискуссионной площадке PaperLab в столице на днях обсуждали проблемы политики памяти. В этом году эксперты центра начали исследование «30 лет независимости Казахстана глазами граждан: события, символы и герои». В ходе дискуссии его авторы представили предварительные результаты.

- По предварительным итогам исследования мы поняли, что те поколения, чье взросление происходило в современном Казахстане, воспринимают День независимости, 16 декабря, как обязательное мероприятие. Первоочередная ассоциация для них – участия в мероприятиях в школе, учебных заведениях после выпуска из которых они, к сожалению, забывают об идеологической наполненности этой даты. Она становится просто дополнительным выходном для них, - отметила в ходе дискуссии политолог, исследовательница PaperLab Алия Тлегенова.

Читайте также: Когда стабилизируется доллар, объяснил эксперт  

Исследование показало, что День независимости в Казахстане, официальная идеология его празднования все еще не может солидаризировать общество, так как граждане вкладывают в него разные смыслы, отличные от официальных нарративов.

- Участники фокус-групп говорили об этом с некой горечью, досадой. Дело не в том, что наш День независимости календарно близок к Новому году, а в том, что не хватает идеологической, патриотической наполненности этого праздника. С чем это может быть связано? Одним из вариантов, помимо не совсем корректной политики памяти в Казахстане, может быть то, что независимость, возможно, не оправдала ожидания граждан на сегодняшний день, - отметила Алия Тлегенова.

При этом исследователи отмечают, что независимость для казахстанцев стала ценностью, и является частью идентичности казахстанцев.

- Людям очень важно, что они живут в Казахстане, что границы четко очерчены, что мы - часть международного пространства, - отметил руководитель PaperLab, социолог Серик Бейсембаев.

Читайте также: Столичный акимат запретил митинговать в праздничные дни

Участники дискуссии обсуждали вопросы, влияющие на политическую памяти. Философ Кульшат Медеуова отметила роль монументов в формировании коллективной памяти.

- « - Какой памятник стоит у вас на центральной площади? - Это вообще-то Абай, но раньше это был Ленин, только ему кепку сняли и чуть-чуть его трансформировали» мы (ученые – РЕД.) этот вариант слышали в разных городах. И это говорит о том, что для местного населения как бы даже не важно, кто у них стоит на главной площади, потому что они знают, что это все равно что-то, что было установлено от имени государства.  Мы определили, что эмоциональный накал внутри памяти у нас выходит за пределы города. На самом деле, городским памятникам мы относимся прохладней, над ними смеемся, очень много мемов по этому поводу, не слишком серьезно к ним относимся. Но гораздо теплее у нас память, когда речь идет о мазарах, каких-то родовых территориях. (…) Это память, мы долго не знали, какой термин подобрать, и взяли такой термин как «руральная» - имеющая отношение к степи, пространству», - сказала Кульшат Медеуова.

По ее информации, исследователи ведут реестры памятников батырам, которые могут исключать искусствоведческий анализ и исторический подход, но фиксируют то, как памятники локализованы по территории Казахстана.

- Кто больше всех у нас заинтересован в производстве памяти? Мы видим, что лидерами в этом процессе являются кыпшаки . Большинство памятников, первая волна, которая прошла по всему Казахстану, была организована кыпшакскими родовыми объединениями (…) Мы точно знаем, что если пропадет все бумажное знание в Казахстане, а останется только каменное, мы опять восстановим нашу историю, потому что все батыры у нас стоят на своих нужных местах. То есть, они не формальные, не случайные. Конечно, когда мы городские жители, мы на это смотрим и делаем такое фи: ну сколько можно ставить памятники батырам и так далее. Но у памятников есть своя тайная жизнь, и мы понимаем. Вот когда появляется памятник Назарбаеву, мы как бы скукоживаемся и думаем: зачем ему, опять, больше всех ему? Нет, он уступает Сатпаеву. Сатпаеву гораздо больше памятников, чем Назарбаеву, - отметила Кульшат Медеуова.

Ахмет Танир 

 

Байланысты жаналықтар

Қазақтар ғана бір-бірінің үстінен арыз жазды деу қате пікір

13.11.2024

Қанағат Жүкешев: Қазақ тілін шенеуніктер емес, ғылым дамытуы тиіс

11.11.2024

Тіл корпустарын әзірлеу және жетілдіру ісі – аса маңызды тарихи-мәдени іс-шара

06.09.2024

Эколог Лаура Мәлікова: АЭС-ті экологиялық энергия көзі деп бағалауға болмайды

31.07.2024

Ұлттық ақпараттық кеңістігіміз потенциалды сепаратистерден тиісінше қорғалмаған

25.07.2024

Аятжан Ахметжан: Министр Бейсембаев сынаған адамын ата жауы санайды

22.07.2024
MalimBlocks
Қазақтар ғана бір-бірінің үстінен арыз жазды деу қате пікір

1922 жылға дейін Әлихан тек қазақ және орыс тілін білген. Ол кезде оның жасы 50-ден асқан еді. Логикаға салсақ, осыдан кейін 9 тіл біліп кетуі де екіталай ғой.

Қанағат Жүкешев: Қазақ тілін шенеуніктер емес, ғылым дамытуы тиіс

Қазақша сөйлеуді алдымен мемлекеттік қызметкер меңгеруі тиіс деп түсіндіру – бұқаралық сананы теріс бағыттау

Тіл корпустарын әзірлеу және жетілдіру ісі – аса маңызды тарихи-мәдени іс-шара

Қазақ тілінің корпус қорын арттыру, ішкі функцияларын жетілдіру ғылыми тұрғыдан да, тіл болашағы тұрғысынан да өте маңызды әрі өзекті.

Эколог Лаура Мәлікова: АЭС-ті экологиялық энергия көзі деп бағалауға болмайды

Атом электр стансасы салынар болса, Қазақстанда тағы бір «Қошқар ата» полигоны пайда болуы мүмкін.

Ұлттық ақпараттық кеңістігіміз потенциалды сепаратистерден тиісінше қорғалмаған

Қазір ақпараттық, ментальды, гибрид, когнитивті соғыс тәрізді көптеген  ұғым пайда болды.

Аятжан Ахметжан: Министр Бейсембаев сынаған адамын ата жауы санайды

Министрлік ол  шешімнің күшін  жойып, мектепке құжат қабылдайтын уақытты 1-қыркүйекке дейін созды