Памятников Сатпаеву в Казахстане больше, чем Назарбаеву
PaperLab представил предварительные итоги исследования о политической памяти казахстанцев
На дискуссионной площадке PaperLab в столице на днях обсуждали проблемы политики памяти. В этом году эксперты центра начали исследование «30 лет независимости Казахстана глазами граждан: события, символы и герои». В ходе дискуссии его авторы представили предварительные результаты.
- По предварительным итогам исследования мы поняли, что те поколения, чье взросление происходило в современном Казахстане, воспринимают День независимости, 16 декабря, как обязательное мероприятие. Первоочередная ассоциация для них – участия в мероприятиях в школе, учебных заведениях после выпуска из которых они, к сожалению, забывают об идеологической наполненности этой даты. Она становится просто дополнительным выходном для них, - отметила в ходе дискуссии политолог, исследовательница PaperLab Алия Тлегенова.
Читайте также: Когда стабилизируется доллар, объяснил эксперт
Исследование показало, что День независимости в Казахстане, официальная идеология его празднования все еще не может солидаризировать общество, так как граждане вкладывают в него разные смыслы, отличные от официальных нарративов.
- Участники фокус-групп говорили об этом с некой горечью, досадой. Дело не в том, что наш День независимости календарно близок к Новому году, а в том, что не хватает идеологической, патриотической наполненности этого праздника. С чем это может быть связано? Одним из вариантов, помимо не совсем корректной политики памяти в Казахстане, может быть то, что независимость, возможно, не оправдала ожидания граждан на сегодняшний день, - отметила Алия Тлегенова.
При этом исследователи отмечают, что независимость для казахстанцев стала ценностью, и является частью идентичности казахстанцев.
- Людям очень важно, что они живут в Казахстане, что границы четко очерчены, что мы - часть международного пространства, - отметил руководитель PaperLab, социолог Серик Бейсембаев.
Читайте также: Столичный акимат запретил митинговать в праздничные дни
Участники дискуссии обсуждали вопросы, влияющие на политическую памяти. Философ Кульшат Медеуова отметила роль монументов в формировании коллективной памяти.
- « - Какой памятник стоит у вас на центральной площади? - Это вообще-то Абай, но раньше это был Ленин, только ему кепку сняли и чуть-чуть его трансформировали» мы (ученые – РЕД.) этот вариант слышали в разных городах. И это говорит о том, что для местного населения как бы даже не важно, кто у них стоит на главной площади, потому что они знают, что это все равно что-то, что было установлено от имени государства. Мы определили, что эмоциональный накал внутри памяти у нас выходит за пределы города. На самом деле, городским памятникам мы относимся прохладней, над ними смеемся, очень много мемов по этому поводу, не слишком серьезно к ним относимся. Но гораздо теплее у нас память, когда речь идет о мазарах, каких-то родовых территориях. (…) Это память, мы долго не знали, какой термин подобрать, и взяли такой термин как «руральная» - имеющая отношение к степи, пространству», - сказала Кульшат Медеуова.
По ее информации, исследователи ведут реестры памятников батырам, которые могут исключать искусствоведческий анализ и исторический подход, но фиксируют то, как памятники локализованы по территории Казахстана.
- Кто больше всех у нас заинтересован в производстве памяти? Мы видим, что лидерами в этом процессе являются кыпшаки . Большинство памятников, первая волна, которая прошла по всему Казахстану, была организована кыпшакскими родовыми объединениями (…) Мы точно знаем, что если пропадет все бумажное знание в Казахстане, а останется только каменное, мы опять восстановим нашу историю, потому что все батыры у нас стоят на своих нужных местах. То есть, они не формальные, не случайные. Конечно, когда мы городские жители, мы на это смотрим и делаем такое фи: ну сколько можно ставить памятники батырам и так далее. Но у памятников есть своя тайная жизнь, и мы понимаем. Вот когда появляется памятник Назарбаеву, мы как бы скукоживаемся и думаем: зачем ему, опять, больше всех ему? Нет, он уступает Сатпаеву. Сатпаеву гораздо больше памятников, чем Назарбаеву, - отметила Кульшат Медеуова.
Ахмет Танир