Коррупция в школах. Кто виноват?
Новостная повестка последние несколько лет то и дело пестрит сообщениями и коррупции в системе школьного образования. Эксперты считают, что эта тенденция закономерна. На фоне ощутимого увеличения зарплат учителей аппетиты коррупционеров выросли еще больше.
Недавно в Астане осудили бухгалтеров школ, которые на протяжении семи лет перечисляли зарплаты и премии несуществующим работникам, следствие оценило ущерб более чем в 130 миллионов тенге. Похожий случай произошел в Алматы, там бухгалтер и заместитель директора пять лет занимались зарплатными махинациями. Их ущерб оценили в 11 миллионов тенге. За прошлый год Антикор зарегистрировал 192 уголовных дела в сфере образования. Общий ущерб превысил 13 млрд тенге.
Читайте также: Индустриализация лопатами. Как депутаты ругали Шарлапаева
- Несколько лет назад, когда принималось решение о повышении зарплат учителей, главным аргументом было нежелание молодежи идти в профессию из-за низкой оплаты. И он действительно был логичным. Но за пределами анализа осталось отсутствие прозрачности расходования бюджетных денег, а в регионах добавьте к этому монополию школ на рынке труда, так как работать практически негде. В итоге ставка учителя стала еще более желанной, - говорит эксперт Айжан Аманбай.
По масштабам хищений сотрудники системы образования то и дело бьют рекорды. Недавно в суд поступило знаменитое дело главного бухгалтера отдела образования Талдыкоргана Мадлен Сергазиновой, подозреваемой в краже 4,5 миллиардов тенге. Ее задержали во время попытки бежать в Панфиловском районе. При себе задержанная имела около одного миллиарда тенге, документы на недвижимость, в их числе квартиры и дорогостоящие машины.
— Вот уже несколько лет учителя получают достаточно высокую зарплату. Разве можем мы сейчас утверждать, что качество обучения детей повысилось? Конечно, нет. Коррупция лишает профессионалов мотивации, а высокооплачиваемые ставки приманивают тех, кто хочет на них обогатиться, - объясняет Айжан Аманбай.
Правозащитник и экономист Ержан Сулейменов считает, что даже если введут ужесточение контроля за бюджетными деньгами на местах, ситуацию изменить не получится. По его мнению, нужно смотреть на проблему более масштабно и решить вопрос подотчетности правительства парламенту и транспарентности бюджетных трат.
- Когда правительство будет реально подотчетно парламенту и финансовая деятельность всего госаппарата станет прозрачной, вопрос отпадет сам собой. Система просто не допустит, чтобы где-то в Талдыкоргане или Шымкенте бухгалтер школы тратил деньги на несуществующих сотрудников, - объясняет Ержан Сулейменов.
Эксперт отмечает, что открытость бюджетных трат – вопрос политической воли, однако и сами граждане могут способствовать решению проблемы.
- Я считаю, что система «открытого правительства» предоставила гражданам большие возможности, когда за пару минут онлайн можно запросить у чиновников любую информацию, - говорит Сулейменов. - Этим нужно пользоваться, гражданам самим нужно проявлять активность – интересоваться, как тратят деньги в школе его детей, в его городе или ауле, есть маслихаты, с которыми можно взаимодействовать. Понятно, что система привыкла к закрытости, но, когда будет реальный запрос от общества, придут и изменения.