Волонтерство – зона нашей ответственности
Волонтерские движения стали нормой в Казахстане, в то же время, несмотря на рост количества людей, способных жертвовать личным временем и усилиями ради общественных интересов, наблюдается и некая доля разочарования. О том, как помогать обществу и сохранять внутренние ресурсы, мы поговорили с волонтером из Астаны Алией Бошановой.

- Алия, расскажите о вашем опыте участия в волонтерских движениях.
- Я любила ввязываться во всякие общественные дела еще с детства. Помните, советские школьники, да и после развала Союза еще недолго, макулатуру, металлолом собирали и сдавали? Вот я была там в первых рядах. Смешно сейчас вспоминать, но что было, то было. В студенчестве мы помогали пенсионерам во дворе. Мы тогда не знали, что это волонтерством называется, - покупали продукты одиноким старикам, лекарства, помогали с уборкой квартиры. Потом настали нелегкие времена, когда нужно было зарабатывать на жилье, обеспечивать семью, не до общественной нагрузки было. Но вот как вышла на пенсию, появилось свободное время, я везде помогаю, где могу: экодвижения, движения против гендерного насилия и так далее.
- Только ли общественную пользу несет волонтерство?
- Конечно нет. Волонтерство – это важный и ценный способ получить опыт социализации, иногда даже профессиональной самореализации. Это самый лучший и рабочий способ реализовать свое лидерство, ну и опыт колоссальный волонтёр получает, который пригодится в жизни: это и коммуникации, и софт скилс, умение работать в команде. Зарубежные университеты при рассмотрении заявок на гранты, часто отдают предпочтение тем, кто имел опыт волонтерской работы, и это замечательно, потому что такой кандидат, как правило, человек с активной гражданской позицией, он умеет работать в коллективе, стремится к изменением и эти изменения генерирует – это очень полезный для общества будущий выпускник.
- Социологи говорят, что в казахстанском обществе очень низкий уровень доверия. Вам это мешает в работе?
- Я рада, что социологи заговорили об этой проблеме. Люди, действительно, не доверяют друг другу. Я думаю, что это отпечаток советского прошлого. Много лет к общественной работе принуждали, чаще всего в ней не было никакой добровольности. Ну и в независимом Казахстане волонтерами стали называть агитбригады перед выборами, когда люди в нуротановских футболках махали флажками на форумах и делали «добрые дела» для показухи. Все это набило оскомину, и теперь вызывает раздражение и отвращение. Поэтому сейчас, когда кто-то видит апашек, бесплатно сажающих цветы во дворе или помогающих экоактивистам рисовать плакаты, народ видит в этом подвох. Кто-то думает, что нас спонсируют какие-то злодеи, которые покушаются на что-то общественно ценное. Такое отношение, конечно, очень демотивирует.
- Скорее всего, это обычно те люди, для которых их зона ответственности заканчивается за пределами их квартиры или офиса?
- Вообще, да. И это, наверное, тоже наследие советского прошлого: моя хата с краю, кабы чего не вышло. Хотя, чего все на Союз валить, которого нет уже давно? Мы же уже больше 30 лет в независимой стране живем, ну и почему народ не считает свой двор, свою страну своей зоной ответственности, а думает, что его проблемы должен дядя какой-то важный решать? Это патернализм, культивируемый у нас в стране много лет, и народу было в таком патернализме комфортно. Вот молодежь выросла, я надеюсь, что они более свободолюбивые, они должны все поменять.
- Как вы боретесь с выгоранием?
- Выгорание – наше естественное состояние. Мы с ним никак не боремся, потому что сил нет. Люди работают на износ, а потом сталкиваются с неблагодарностью, обычно транслируемой в чатах или соцсетях, и просто бросают все. Это ужасно, и с этим вообще ничего невозможно поделать. Многим проще ничего не делать, поглядывая за тремя активистами во дворе, ныть, что все равно ничего не получится, и не ударив палец о палец, еще и осуждать, писать и говорить гадости о тех, кто решился что-то изменить к лучшему.
Вообще, людям, которые недавно пришли в волонтерство, я бы посоветовала заранее посоветовать не ждать благодарностей – их не будет. Важно думать о конечной общественной цели. И еще важно избавиться от максимализма. Да, иногда мы не достигаем цели, и это чаще всего бывает, но для развития гражданского общества важен и сам процесс борьбы, - демонстрация того, что не все согласны со сложившимся положением, что есть люди, которые требуют изменений, не хотят жить по-прежнему.
- Почему борьба с насилием не дает результатов, ведь уже много лет она идет?
- Хороший вопрос. Результатов мало, потому что борются только волонтеры. А много ли людей их и общественников поддержало? Я сейчас говорю не о лайках в соцсетях, а о реальной поддержке. Стали мы чаще сообщать в полицию о побоях у соседей, родственников? Стали мы нетерпимыми к насилию в школах? А сколько людей из нашего с вами окружения жертвует центрам поддержки и волонтерским, общественным организациям, помогающим жертвам насилия? Насилие нормализовано настолько, что мы его не замечаем. Когда по телевизору показывают комедию, и там муж бьет жену, нам это смешно, нам предлагают смеяться над рукоприкладством. На самом деле, это страшно, это сродни варварству для любого цивилизованного человека, а мы снимаем про это комедии.
- А почему нет реальной общественной поддержки?
- Вы знаете, на одной общественной дискуссии ученый Галым Жунисбек сказал следующее: «То, что мы имеем нормализацию насилия, это одно из проявлений посттравматического синдрома. Советский союз был тоталитарным режимом, где насилие было нормализованным на всех уровнях. Насилие нормализовалось с детсада. Когда ребёнок рождался, его отлучали от матери – таким образом формировали милитариста. Мы, казахи, пережили голодомор - 70 процентов населения потеряло жизнь – миллионы детей остались сиротами. Выросшие сиротой ребенок проходит через ужесточение, брутализация личности идет далее в период Второй мировой, в период освоения Целины. Три поколения прошли через брутализацию, и мы пришли в девяностые-двухтысячные годы с этой брутализованной личностью. Насилие нормализовалось».
И ведь действительно, психологи подтверждают, что битое поколение растит битых детей, и так по накатанной. Нам нужно оборвать эту цепь насилия. Но как это сделать? Нужна модернизация нашей культуры, общества в целом. И не надо думать, что мы должны что-то привносить в нашу жизнь из вне или идти по пути архаизации. Столетия назад наш народ выжил благодаря милосердию, мудрости, состраданию, взаимовыручке и желанию идти в ногу со временем. Нам всего лишь нужно, выражаясь цифровым языком, найти наши «базовые настройки». Почему в период депортации десятков народов в Казахстан все они выжили в нашей степи? Да потому что поддержка слабого, а не угнетение его – это одна из наших базовых настроек. Нашим предкам было все равно, что у прибывших культура другая была, язык, одежда, внешность. Казахи не были равнодушны к беде другого даже когда сами бедствовали, еще не оправившись от страшнейшего голода, усыновляли детей, погибших депортированных. Так почему мы сейчас такие равнодушные к происходящему вокруг? Нужно об этом задуматься. Я верю, что когда-то мы будем с гордостью говорить, что мы казахи, и в нашей культуре насилие неприемлемо. Если мы хотим выжить как нация, мы должны этого добиться.
- Вы рассказывали, как волонтёры выгорают. Как часто они возвращаются в общественную работу и делаете ли вы что-то, чтобы вернуть их в команду?
- По-разному бывает. Некоторые настолько отчаиваются, что больше ничего не хотят делать для других людей, и я их понимаю. Хейт и неблагодарность лишают ресурса, и когда у человека этот ресурс заканчивается, он закрывается, чтобы были силы жить свою собственную жизнь. Но бывает, когда в волонтерство возвращаются после некоторого тайм-аута. Как правило, это люди очень сильные, настырные, это лидеры по своей сути. Вообще, для казахстанского волонтерства характерна фрагментарность, неустойчивость. Сложно постоянно отдавать, ничего не получая. В странах Европы волонтерство поощряется государством – в некоторых странах для социально-активный бизнес получает налоговые поблажки. Это очень правильно, это стимулирует бизнес и простых граждан задумываться об участии в улучшении условий жизни в собственном государстве. Знаете, я заметила такую закономерность: когда человек начинает осознанно сортировать мусор, спустя некоторое время, он уже не может этого не делать, даже если его попросят прекратить сортировку. Вот эта экологичность становится стилем жизни – так это работает.
- С какого возраста можно приобщать детей к волонтерству?
- Я против всякого принуждения, назиданий и поучительных лекций о пользе чего бы то ни было. Такие методы не только не работают, но и производят противоположный эффект. Дети впитывают пример родителей, своего окружения. По-другому и не может быть. Хорошо, если родители сортируют мусор вместе с детьми, обсуждают общественно-важные темы, новости. У меня подруга была в детстве, и в ее еврейской семье было принято каждый вечер собираться за единым столом и обсуждать новости, произошедшие в мире. Однажды она позвала меня на ужин, и мы так здорово провели время, что я невольно задумалась о семейных традициях в нашем доме.
Мы дома обычно не общались во время еды, так как у мамы не было времени – она работала по вечерам в больнице. Я тогда пообещала себе, что такие вечера будут в моем доме, когда вырасту. И знаете что? Свое обещание не удалось мне сдержать – пришлось работать на трех работах, чтобы прокормить семью, заработать на жилье. Но зато сейчас я вот такая любящая ужинать с внуками бабушка. Они постоянно помогают мне в моей общественной работе. Прошлым летом трое из старших высадили клумбы во дворе и сами ухаживали за ними. По их примеру нашлись и другие дети со двора, атмосфера доверия сразу появилась, соседи стали больше общаться. Меня это очень радует. Думаю, что если ребенок с детства делает что-то полезное для общества, он вырастет хорошим человеком.
- Какова роль взрослого поколения в воспитании детей?
- К сожалению, казахи в некоторой степени утратили традицию воспитания детей бабушками и дедушками. Люди моего поколения – нынешние 60-70-летние, сами выросли без аташек и апашек и не познали этой любви, потому что страшее поколение в основном погибло после коллективизации, голода и репрессий. В советские годы апашки и аташки долго не жили – сказалась война, поэтому мои дети и их сверстники их толком не помнят. Осталось вот только мое поколение апашек и аташек, которые вдоволь наслаждаются любовью своих внуков. Это особенная любовь, бескорыстная, самая нежная и бесконечная. То, что я не смогла дать своим детям, я даю внукам, и я хочу, чтобы эта любовь не была ограничена пределами нашей квартиры, я хочу, чтобы они учились любить свою землю, как свой собственный дом, своих сограждан, как родных. Так формируется атмосфера доверия, о которой сокрушаются наши социологи. Я вообще не люблю ныть и жаловаться. Я считаю, что если что-то не нравится, меняй сам, а не жди спасителей, потому что ожидание какого-то дяди-спасителя унизительно. Пусть маленькими шажками, пусть иногда падая и спотыкаясь, пусть будучи осужденным какими-то недалекими людьми, но ты движешься, а это и есть настоящая жизнь и настоящая свобода.
Иллюстративное фото: pixabay.com / www.asi.org.ru
Байланысты жаналықтар
MalimBlocks
Сұлтанәлі Балғабаев: Дүниежүзі қазақтары қауымдастығын мен тіркетіп едім
Дүниежүзі қазақтары қауымдастығы төрағасы орынбасарлығынан үміткер бір шенеунік өзі бола алмаған соң, айтылған дүниелерді қағазға түсіртіп, құжат жасатпаған. Содан іздеп жүріп, сол жиынды жазып алған радионың бір қызметкерінен дыбысжазбаны алып, сол бойынша өзім хатшы ретінде протокол жасап, тиісті адамдардың қолын қойдырдым. Кейін ұйымның жарғысын жазып шықтым. Солайша, ұйымды Әділет министрлігіне тіркеттік.