Транспортная инфраструктура развивается в Казахстане
Транспортная инфраструктура Казахстана часто подвергается критике. В прошлом году группа депутатов мажилиса обратила внимание, что есть большие проблемы с доставкой грузов автотранспортом из Европы в условиях санкций со стороны Евросоюза в адрес перевозчиков, зарегистрированных в Беларуси и России. Тогда наблюдалась тенденция переноса их бизнеса в Казахстан, что, несомненно, вызывало тревогу в нашей стране.

Парламентарии потребовали разработать меры регулирования международных автотранспортных перевозок и указали правительству на то, что все грузы в Россию, Беларусь и Казахстан возможно доставить только транспортном с казахстанским номерами. Российские и белорусские компании стали регистрироваться в Казахстане, чтобы получать казахстанские номера на фуры. Далее они получали бланки разрешений, позволяющие въезжать в Европу. Эта ситуация плохо отразилась на потребителях Казахстана, так как взлетели цены на бланки разрешений перевозки, в итоге подорожала перевозимая продукция.
Обращаясь к правительству, депутат мажилиса Максат Раманкулов сообщил, что крупные российские и белорусские автоперевозчики, релоцированные в нашу страну, создали условия высочайшей конкуренции, и, по сути, выдавливают с рынка казахстанские предприятия. Он потребовал, чтобы правительство разработало меры регулирования в отношении иностранных компаний с учетом защиты национальных экономических интересов во время действия международных санкций.
В целом ситуация в сфере международных перевозок требовала серьезных управленческих решений. Развитие торговли создает необходимость в надежном транспортном сообщении. Меры правительства, предусмотренные для развития транспортной инфраструктуры, позволили задействовать в направлении дальнего зарубежья 370 казахстанских перевозчиков с парком в 7,6 тыс. автотранспортных средств.
Для налаживания международных перевозок Казахстан заключил соглашения с 42 странами. Отмена уплаты утилизационного сбора и сборов за первичную регистрацию седельных тягачей, занятых в международных перевозках, позволила значительно пополнить казахстанский автопарк.
По итогам прошлого года казахстанские автоперевозчики перевезли в международном направлении более шести миллионов тонн грузов. Это на 8,7% больше, чем в 2021 году. По официальным данным, доля отечественных грузоперевозчиков за прошедший год выросла с 31 до 42%.
Если изучить общую статистику, за январь-сентябрь текущего года объем перевозок грузов всеми видами транспорта увеличился на 3,2% и составил 725,5 млн. тонн. Грузооборот увеличился на 3,1%.
Большой критике в последние годы подвергались и железнодорожные пассажирские перевозки. Любовь Олжабаева из Астаны, воспользовавшись услугами «Казахстан Темир жолы», своим путешествием осталась недовольна.
«Я не понимаю, почему мы должны ездить в ужасных вагонах советских лет, когда даже в небогатых странах граждане давно передвигаются в современных высокоскоростных поездах, оснащенных по последнему слову техники. Во время нашего пути из Петропавловска в Астану я устала так, будто преодолевала этот путь пешком. В вагонах ужасная духота – окна не открываются, кондиционеров нет, ржавые детали вагона вызывают сомнения в безопасности», - говорит Любовь Олжабаева.
Все эти неудобства временны, и уже сейчас можно говорить о позитивных изменениях благодаря мерам по развитию транспортной инфраструктуры. За последние десять лет парк железнодорожного транспорта обновился на 50%. Теперь в нем 1238 новых вагонов, отвечающих современным международным требованиям. Отличная вентиляция, шумоизоляция, современное техническое оснащение отличают современные вагоны, произведенные в Казахстане.
«Меня радует, что наконец-то обновляются вагоны в Казахстане. Я недавно побывала в Узбекистане, и поняла, что наши соседи давно преуспели в этом деле. Если мы хотим развивать туризм, то и нам нужно идти по этому пути, не отставать от соседей, ведь через наши железнодорожные сети туристы обычно следуют в разные страны Центральной Азии. Это большие возможности для нашего бизнеса, да и для самих казахстанцев очень приятно путешествовать в комфортных условиях. Будем ждать с нетерпением стопроцентного обновления вагонов у нас в стране», - говорит алматинка Динара Нургожина.
В сентябре 2023 года парком АО «Пассажирские перевозки» приобретено 50 новых пассажирских вагонов, изготовленных казахстанской компанией «ЗИКСТО». В настоящее время парк пассажирских вагонов составляет около 2500 единиц. В "Казахстан Темир жолы" обещают, что в начале будущего года «ЗИКСТО» представит еще сто новых вагонов для комфортных путешествий казахстанцев.
Фото: dikas.ru