Слабых Казахстан делает козлами отпущения – эксперты о январских событиях

«Мы видим, с какой легкостью кыргызы, узбеки и афганцы оказались примешаны к этой истории. Это говорит о том, что многие годы существует такая практика в нашем очень маленьком регионе»

Умай Беймарал

  • 28.01.2022

Информационная политика о январских событиях в Казахстане свелась к обвинениям слабых, - такое мнение в ходе дискуссии на площадке Аналитического центра «Полис Азия» выразила исследовательница Академии ОБСЕ, доктор политических наук Асель Доолоткельдиева.  

- Мы видим попытку режима фрейминг создать о террористах – это зона неразличимости, где террористы, экстремисты, простые граждане, мирные граждане обыватели и вообще человеческие тела, и плюс к этому еще кыргызы, узбеки и афганцы. Все это как-то слилось воедино и создаёт некую зону неразличимости. Я думаю, это имеет большие последствия как для казахского общества, так и для региона, - сказала эксперт в ходе дискуссии «Что произошло в Казахстане? Перспективы для Центральной Азии» в четверг, 27 января.

По ее мнению, сейчас в казахстанском обществе формируется несколько нарративов, которые «соревнуются» друг с другом - нарратив режима и нарратив обычных граждан, борющихся за правду, ищущих погибших, пропавших без вести, пытающихся установить их личности.

- Соревнующиеся нарративы в конечном итоге будут дробить коллективную память о том, как общество запомнит эти события. Мы видим из Жанаозена, что коллективная память сложилась определенным образом, что люди помнили о той несправедливости, которая случалась 10 лет назад, и она очень сильно играла в январских событиях тоже. Поэтому я очень рада, что  в Казахстане очень много общественных, правозащитных организаций, которые борются за формирование коллективной памяти, потому что она в последующем будет очень сильно играть в отношениях между государством и обществом. Конечно, зона неразличимости, где все сброшено в одну большую непонятную массу, имеет последствия для региона.

Мы видим, с какой легкостью кыргызы, узбеки и афганцы оказались примешаны к этой истории. Это говорит о том, что за многие годы существует такая практика в нашем очень маленьком регионе, что есть «нерукопожатные» слабые государства, в которых (граждан – Ред.) можно обличить, обвинить, делать из них козлов отпущения. Это в основном касается Таджикистана и Кыргызстана. Это не есть хорошо, потому что это очень сильно ударяет по имиджу этих стран и создает большую эрозию солидарности внутри нашего региона, - отметила Асель Доолоткельдиева.

Эксперт по Центральной Азии Рустам Бурнашев в ходе дискуссии выразил мнение, что официальная риторика властей о террористах сместила фокус внимания общества с главных причин недовольства граждан, вылившегося в массовые протесты.

- Военные аспекты безопасности в Казахстане задаются самим государством . Идея террористов с некоторым неимоверным количеством - 20 тысяч боевиков – для ориентира скажу, что это как все вооруженные силы Таджикистана в совокупности. Это как если бы Таджикистан напал на Казахстан, условно говоря. Эта цифра неимоверная, конечно. То же самое – возникают отсылки к террористам, международным террористам – с моей точки зрения, здесь интересно то, что Казахстан задействует хорошо показавший себя 20 лет назад дискурс международного терроризма, который уже давно устарел.

Но этот дискурс позволяет достаточно эффективно мобилизовать население, когда нам говорят, что на нас нападают террористы, уже не ставится вопрос, какую сторону мы должны занимать. Он позволяет достаточно эффективно мобилизовать международное сообщество, т.е оценки происходящего в Казахстане, во всяком случае, на какой-то период времени, переходит в оценки внешней агрессии, попытки какого-то внешнего вмешательства в процесс. И безусловно приводу к еще одному, третьему аспекту в области военной безопасности – возможности апеллировать за поддержкой к международному сообществу в случае Казахстана это ОДКБ и получить эту поддержку, хотя и в символическом формате. Потому что 2,5 тысячи военнослужащих даже по сравнению с теми силовыми структурами, которые в Казахстане находились и которым руководство Казахстана могло доверять, - это очень маленькая величина.  Она не имела никакого военного значения, она имела значение только символическое.

С моей точки зрения в области безопасности руководство Казахстана смогло очень хорошо переместить проблематику из обсуждения некоторых реальных процессов к обсуждению неких символических событий, которые, по сути, увели внимание от обсуждения ключевых проблемы – это социальные и политические проблемы, - сказал Бурнашев.

В свою очередь социолог, руководитель исследовательского центра PaperLab Серик Бейсембаев напомнил, что на днях один из казахстанских гостелеканалов сообщил, что в так называемых террористических атаках участвовали представители религиозного движения «Йакын Инкар». Он выразил сомнения относительно опубликованной версии.

- Йакын Инкар – это ответвление от Таблиги Джамагат – это религиозное движение фундаменталистского толка, которое в Центральной Азии достаточно широко представлено. В Казахстане они никогда не были активными, никогда не выдвигали требования, и их сложно отнести к тем, людям, которые ранее совершали насильственные акты на территории страны.  Поэтому здесь, я думаю, речь идет о манипуляции в большей степени.

То же самое касается кражи тел из морга, что якобы это вмешательство третьих сил. Тот набор инструментов, который могут использовать авторитарные страны, когда они сталкиваются с политическим кризисом, довольно стандартен, то есть «внешний враг» - «внутренний враг». С внешним врагом  не получилось, за это, как бы это странно ни звучало, спасибо кыргызскому музыканту, который очень быстро показал, как у нас создают образ внешнего врага.

Второе – это внутренние враги. Здесь очень удобным оказался образ религиозных экстремистов. (…) Я думаю, что сейчас мы только входим в фазу эскалации напряжения между государством  и обществом, и учитывая то,  какая была реакция со стороны государства , это чрезмерное использование силы, смерть мирных граждан, даже тех, кто не участвовал в мирных протестах, сама риторика устрашения – это все  только усиливает напряженность , конфликтность и не способствует разрешению противоречий, которые накопились. И мы уже видим, что сразу пошла реакция, то есть, жанаозенцы снова стали собираться и уже требовать прекращения репрессий. С учетом того, что очень много людей умерло, и их истории очень сильно будоражат общественность, и люди будут все больше и больше соболезновать, сочувствовать, на этом фоне буде рождаться новая солидарность. Это будет основой для новой протестной мобилизации, рано или поздно, особенно на фоне того, что социально-экономическая ситуация в стране вряд ли в ближайшее время улучшится, а государство не готово к политическим реформам. Я думаю, здесь напрашивается сам собой вывод, что протестная активность будет только нарастать, - сказал Бейсембаев.  

Фото: opendemocracy.net

 

Байланысты жаналықтар

Лаңкестік шабуылдан 80 адам қаза тапты

05.09.2024

Террористік әрекетке шақырған. ШҚО тұрғыны 7 жылға сотталды

20.08.2024

Терроризммен күрес жөніндегі жедел штаб шұғыл хабарлама таратты

19.08.2024

Терроризмді насихаттаған 5 адам ұсталды

08.08.2024

Ұлттық ақпараттық кеңістігіміз потенциалды сепаратистерден тиісінше қорғалмаған

25.07.2024

Елімізде террористік қауіптіліктің «сары» деңгейі алып тасталды

05.07.2024
MalimBlocks
Лаңкестік шабуылдан 80 адам қаза тапты

«Боко Харам» лаңкестері үкімет кеңсесіне шабуыл жасаған

Террористік әрекетке шақырған. ШҚО тұрғыны 7 жылға сотталды

Мессенджерлер мен әлеуметтік желілер арқылы адамдарды лаңкестікке шақырған

Терроризммен күрес жөніндегі жедел штаб шұғыл хабарлама таратты

Ақтөбеде терроризмге қарсы оқу-жаттығулар өткізу жоспарланған

Терроризмді насихаттаған 5 адам ұсталды

Шетелдік лагерьлерде дайындықтан өтіп, шет мемлекет аумағында қарулы қақтығыстарға қатысқан

Ұлттық ақпараттық кеңістігіміз потенциалды сепаратистерден тиісінше қорғалмаған

Қазір ақпараттық, ментальды, гибрид, когнитивті соғыс тәрізді көптеген  ұғым пайда болды.

Елімізде террористік қауіптіліктің «сары» деңгейі алып тасталды

Күштік құрылымдар штаттық режимге көшкен