Виноват ли Миттал в смерти шахтеров?
После трагедии на шахте имени Костенко в Карагандинской области у казахстанцев появился «внешний враг». Виновным в гибели 46 шахтеров многим показался индийский бизнесмен Лакшми Миттал.
В интернете даже появилась петиция с призывом привлечь Миттала к уголовной ответственности. Казахстанцы снова стали обсуждать зарплаты топ-менеджеров компании и бесправие обычных работяг, вынужденных трудиться в опасных для здоровья и жизни условиях.
В августе этого года, после аварии на шахте «Казахстанская» угольного департамента АО «Арселор Миттал Темиртау», депутаты мажилиса уже бесполезно требовали в своих запросах привлечь к уголовной ответственности топ-менеджеров компании. Парламентарии заявили, что они не заботится о надлежащем состоянии оборудования в угольных шахтах, а также бездумно сокращают производственный персонал.
«Несмотря на неоднократные предупреждения господин Миттал, глава транснациональной компании даже не пытается демонстрировать усилия по предотвращению аварий, травматизма и смертей наших сограждан. Мы обращаемся к правительству: час расплаты наступил – нам не по пути с господином Митталом, пора с ним прощаться!» – говорится в августовском заявлении депутатов.
Во вторник, 31 октября, выяснилось, что владеть шахтами в Карагандинской области, которые, как когда-то говорил депутат Ерлан Саиров, достались ему благодаря серым» схемам и за бесценок, не очень-то и хотелось. Министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев сообщил журналистам, что правительство давно вело переговоры о переходе "АрселорМиттал Темиртау" под государственное управление.
- Мы подписали предварительные документы с ними в воскресенье, 22 октября. "Арселор" подтвердил информацию со своей стороны, что подписание произошло до трагического инцидента на шахте. Поэтому говорить о том, что эта сделка произошла быстро, будет неправильно. Этому предшествовала достаточно длительная работа, которую вело правительство с "АрселорМиттал, - сказал Шарлапаев.
Таким образом, "АрселорМиттал Темиртау" практически национализирована, и не по причине гибели 46 шахтеров, а по желанию ее владельца и нашего правительства. Однако за всей этой слаженной историей остался вопрос об ответственности за гибель людей и хроническое несоблюдение безопасности добычи на предприятиях Казахстана.
Работающие профсоюзы без реальных политических реформ в стране невозможны, поэтому иностранные инвесторы поступают так, как позволяет им официальная власть. Какого отношения к казахстанским гражданам можно ждать от иностранного бизнеса, если условия договоров в добывающем секторе, как правило, засекречены? Кто бы ни стал новым владельцем шахт в Карагандинской области, ничего не изменится, потому что вопрос защиты прав рабочих на добывающих производствах не обсуждается даже после череды страшных смертей.
На следующий день после трагедии на шахте Костенко в правительстве сообщили, что семьям погибших купят квартиры, дадут еще какие-то выплаты, путевки в санатории, гранты на обучение детей, закроют кредиты, трудоустроят членов семей и (какая ирония!) обеспечат углем для отопления домов.