Образование на русском считается престижным в Центральной Азии
В странах Центральной Азии, по мнению экспертов, не были взращены свои авторы учебников, нет необходимых финансовых ресурсов, соответственно, нет возможности качественно разрабатывать свои.
Русский язык все еще остается востребованным в сфере образования в странах Центральной Азии. Об этом говорится в аналитическом отчете экспертов исследовательского центра PaperLab, Документ подготовлен в рамках международного исследования «Новые грани образовательного неравенства в странах Центральной Азии: от измерения проблемы к изменениям политик». Сейчас специалисты изучают проблему образовательного неравенства в Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане.
Читайте также: Гуля Жакупова: Население целого города унесли суициды за 30 лет в Казахстане
«Большинство экспертов, участвовавших в нашем исследовании, независимо от конкретной страны, отмечают проблему неравенства в качестве обучения из-за языкового фактора. Хотя количество школ с русским языком преподавания и их контингент с каждым годом уменьшается, в восприятии жителей четырех стран обучение на русском языке школьников является более конкурентоспособным. Опрошенные эксперты отмечали, что русскоязычные школы предлагают ученикам более высокий уровень обучения», - отмечают авторы аналитического отчета.
Исследователи со ссылкой на опрошенных экспертов отмечают, что в определенной мере востребованность русского языка связана с возможностью включения в более широкое русскоязычное информационное пространство. Они цитируют представителя неправительственной организации из Узбекистана, который сообщает, что в Ташкенте 70% жителей стараются отдать своих детей в русскоговорящую школу, так как знание русского языка помогает получать больше информации.
«Схожими причинами востребованность русскоязычных школ объясняли и родители, что они связывали с качеством учебных материалов и использованием российских учебных программ, доступностью информации и литературы на русском языке. В ходе фокус-групповых интервью родители рассказывали, что проблема переполненных классов наиболее актуальна для городских русскоязычных школ. В русской школе в классе учатся по 40–50 человек, тогда как в соседней школе, обучающей на национальном языке, в классах по 25–30 учеников», - написано в аналитическом отчете.
Авторы работы обращают внимание на мнение участвовавших в исследовании родителей учеников школ, которые сообщали, что владение русским языком дает возможность ребенку поступить в российский вуз или уехать в Россию на заработки.
Читайте также: Домашний труд и ранние браки. Как школьницы страдают от гендерного неравенства – исследование
«Многие эксперты отмечают, что проблема заключается не в самом национальном языке, а в отсутствии качественных учебных материалов на нем. В странах Центральной Азии, по мнению экспертов, не были взращены свои авторы учебников, нет необходимых финансовых ресурсов, соответственно, нет возможности качественно разрабатывать свои. Как отмечали эксперты, часть учебников представляет собой низкокачественные переводы русскоязычных учебников. Собственные разработки, по словам экспертов, не отличаются высоким качеством из-за отсутствия научной базы, коррупциогенности сферы и недостаточной квалификации специалистов, занятых в разработке учебников (авторы, редакторы, художники-иллюстраторы). (…) При этом эксперты отмечают интересную тенденцию, которая, возможно, снизит уровень неравенства по принципу языка. В связи с тем, что профессия учителя имеет низкую престижность, большая часть молодых учителей являются выходцами из села и чаще всего – носителями национальных языков. Из-за нехватки кадров они же преподают и в школах с русским языком обучения», - написано в аналитическом отчете.
Фото: ehonews.kz