Гуля Жакупова: Население целого города унесли суициды за 30 лет в Казахстане

Умай Беймарал

  • 23.11.2021

Новость о суициде алматинки, шагнувшей с подоконника 9 этажа вместе стремя малолетними детьми, заставила снова забурлить социальные сети. Казахстанцы обсуждают причины трагедии, ищут виновных. О том, какие уроки может вынести общество после случившегося, мы поговорили с социальным работником Гулей Жакуповой.

- Гуля, как вы считаете, что может подтолкнуть женщину к суициду с детьми?

- Причин может быть много. Очевидно, что человек совершает такой поступок в состоянии аффекта в силу того, что было событие в жизни, с которым он не справился, у него не было ресурсов эмоционально восстановиться. Здесь важнее не то, что к этому состоянию привело, а то, почему женщина не использовала ресурсы, которые могли бы ей помочь. Скорее всего, к родственникам не обратилась, подругам, к психологу.

- На произошедшее в обществе отреагировали по-разному. Одни жалеют, что понятно, другие, наоборот, осуждают женщину. В комментариях к новости можно прочитать: «Это не мать», «Что за молодежь слабая?» «Она нелюдь». С чем связано это отсутствие эмпатии?

- С одной стороны, мы живем в обществе, где культивируются семья и дети, поэтому жестокость по отношению к ним осуждается. Второе – это само понимание ментального здоровья, точнее, отсутствие его значимости в обществе. Я пытаюсь как-то это продвигать в своих соцсетях, но многие конечно не понимают, что можно находиться в таком плачевном эмоциональном состоянии, что не хотеть жить и при этом еще и нанести вред другим людям. Когда я говорю о продвижении ментального здоровья, это не значит, что все люди в помощи специалистов нуждаются. Это значит, что мы должны прививать человеку навык, чтобы он осознавал необходимость обращения за психологической помощью. Зачастую люди, находящиеся в депрессии, даже не понимают, что можно обратиться к специалисту и выйти из этого состояния.

- Подобные истории случаются нередко. Но общество так и не узнает причин, можно ли было предотвратить трагедию. Почему к проблеме депрессивного состояния в Казахстане относятся легкомысленно?

- Я не соглашусь с вами. Статистики подобных случаев нет, но все-таки они происходят редко. В Казахстане дети являются ценностью, они вдохновляют женщин, дают им энергию, надежду. У нас культивируются семейные ценности, очень многие женщины стремятся родить детей. А вот что касается причин, вы правы. На уровне государства ментальное здоровье не имеет ту же важность, что и физическое здоровье. Важность качественной психологической помощи не признаЮт на самом высоком уровне. Пока этого нет, в обществе ничего не поменяется, и деньги в сферу психологической службы вкладывать не будут.

- Вы говорите, что случаи редкие, но гугл-поиск выдает как минимум два недавних случая – в столице и Семее, когда женщины решили уйти из жизни вместе с ребенком.

- Да, это случается. Но это не тенденция, к счастью. Тем не менее, сейчас важно признать, что проблема, когда женщина находится в таком состоянии, что не находит более подходящего выхода, чем суицид, существует, и ее нужно решать на уровне государства. Понятно, что погибшие женщины были в состоянии возможно аффекта, возможно в их жизни что-то случилось. Понятно, что вОвремя не диагностировали признаки суицидального поведения в роддоме или поликлинике, или на уровне социальных служб.  Поэтому я всеми силами пытаюсь продвигать важность ментального здоровья и профессии социального работника, который способен замечать тревожные признаки в поведении людей, которые должны быть проанализированы специалистами. За последние 30 лет, по официальным данным, мы потеряли 100 тысяч человек из-за суицида. Это практически целый город. В год у нас от 3 до 4 тысяч человек совершает суицид, это официальная статистика. А сколько еще людей, не вошедших в нее? Мы не работаем над серьезной профилактикой суицидов.

- Декретный отпуск в условиях городской жизни в четырех стенах – большое испытание для женщины, особенно если она не имеет возможности общения с людьми за пределами узкого семейного круга. Это не считается проблемой. И тогда женщина с ребенком или несколькими детьми, остается один на один со своими проблемами. Что вы думаете об этом?

— Это имеет место быть. Многие не осознают всей сложности декрета. Обычно можно услышать: «Что же в этом такого? Наши бабушки справлялись, и мы справимся». Но времена меняются, условия жизни тоже. Поэтому важно, чтобы к созданию семьи люди подходили осознанно, планировали рождение детей, объективно оценивали свои ресурсы. Важно научиться понимать всю ответственность и следить за своим ментальным здоровьем, это первостепенно.  

Байланысты жаналықтар

Бесплатно не положено? Что люди с  инвалидностью должны знать о льготах 

23.10.2023

Инвалидность не мешает работать в школе. Учитель из Алматы делится опытом

31.08.2023

Язык без статуса, или почему ущемляют неслышащих казахстанцев

23.05.2023

Дети с инвалидностью не дождались “золотых учебников”

05.05.2023

Люди с инвалидностью в маслихатах – итоги выборов

07.04.2023

Кто представляет людей с инвалидностью в мажилисе?

30.03.2023
MalimBlocks
Бесплатно не положено? Что люди с  инвалидностью должны знать о льготах 

Ежегодно правительство тратит колоссальные средства на бесплатные социальные услуги. Но много ли граждан ими пользуются? Наш автор Айслу Асан разобралась, на что могут рассчитывать люди с инвалидностью. 

Инвалидность не мешает работать в школе. Учитель из Алматы делится опытом

Молодая учительница Акбота Онгарова из Алматы - единственный педагог с инвалидностью в школе №204. Обучение на дому не помешало ей получить высшее образование, как и ревматоидный полиартрит не мешает преподавать английский язык и радоваться успехам своих учеников.

Язык без статуса, или почему ущемляют неслышащих казахстанцев

Сурдопереводчиков на одном из телеканалов в Шымкенте уличили в ложном переводе. Это редкий случай, когда общество обратило внимание на факты ущемления прав неслышащих граждан и потребовало от виновных объяснений. Наш автор Айслу Асан разбиралась, почему даже при колоссальных государственных тратах на сурдоперевод качество услуг далеко от идеала.

Дети с инвалидностью не дождались “золотых учебников”

Слишком частая смена школьных программ и перепечатка учебников, возможно, помогают казахстанским детям учиться лучше, хотя на этот счет многие могут поспорить. Но для школьников с инвалидностью это постоянно оборачивается катастрофой. Наш автор Айслу Асан разбиралась, почему, несмотря на госпланы и обещания правительства создать равные условия для всех, в спецшколах и интернатах дети сидят без учебников.

Люди с инвалидностью в маслихатах – итоги выборов

Введение тридцатипроцентной квоты в избирательных списках политических партий, во всяком случае на прошедших выборах в мажилис и маслихаты, все-таки повысило заинтересованность граждан с инвалидностью в политическом участии. Наш автор Айслу Асан изучила, как много граждан с инвалидностью попали в маслихаты, и чем их кампания отличилась.

Кто представляет людей с инвалидностью в мажилисе?

Четыре кандидата в депутаты с инвалидностью от четырех партий прошли в мажилис на прошедших выборах, и теперь должны представлять во власти интересы этой группы граждан. Событие беспрецедентное: все депутаты с инвалидностью известны своей работой в гражданском секторе. Наш автор Айслу Асан выяснила, чем новые мажилисмены интересны и что уже сделали для своих избирателей.