Дети с инвалидностью не дождались “золотых учебников”

Слишком частая смена школьных программ и перепечатка учебников, возможно, помогают казахстанским детям учиться лучше, хотя на этот счет многие могут поспорить. Но для школьников с инвалидностью это постоянно оборачивается катастрофой. Наш автор Айслу Асан разбиралась, почему, несмотря на госпланы и обещания правительства создать равные условия для всех, в спецшколах и интернатах дети сидят без учебников.

Айслу Асан

  • 05.05.2023

План есть, а учебников нет 

В Национальном плане по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью до 2025 года сообщается, что с 2017 года началась разработка учебников для незрячих детей по системе Брайля и укрупненным шрифтом, а также для детей с интеллектуальными нарушениями. До 2020 года планировалось разработать все учебники до 11 класса. Ежегодно на это выделяется более 140 млн тенге. На дворе давно 2023 год, деньги освоены, но в школе-интернате для детей с нарушением зрения города Алматы дети учатся по учебникам старой программы. 

Читайте также: Будет много воровства! – депутат о проекте «Комфортные школы"

- Хорошо, (старый – Ред.) учебник подойдет для слабовидящих детей. А для незрячих детей учебник подготовили только в этом году. Он получил рецензию, в сентябре будут его вводить. Получается, дети, в текущем учебном году остались без учебника, - говорит председатель попечительского совета школы-интерната № 4 для детей с нарушением зрения города Алматы Мадияр Жанысбаев.

По словам эксперта по доступности образовательных услуг Алмы Раисовой, в коррекционных школах для детей с нарушением зрения по всей республике до сих пор нет учебников по ведущим предметам: химии, биологии, физики. Все из-за смены обучающих программ. Разработка и печать учебников для детей с инвалидностью требует много времени. 

- Выпуск одного адаптированного учебника занимает от одного года до полутора лет - его содержание сокращают максимум до 30%, убирают рисунки, увеличивают шрифт, так как важно, чтобы незрячие дети освоили всю программу и могли поступать  в вузы и колледжи, - говорит Алма Раисова.  

В Министерстве просвещения недостаток учебников объяснили нехваткой специалистов. На сколько процентов ученики всех классов обеспечены учебниками, министерство, неизвестно по какой причине, не сообщает.

“В связи со сложностью процесса и недостаточным количеством профессиональных специалистов для разработки учебников, разработка ведется поэтапно, по классам, начиная с начальной школы. На сегодняшний день разработаны следующие учебники: 0-10 классы для детей с нарушением интеллекта – 119; 0-9 классы для незрячих детей (по системе Брайль) – 56; 0-9 классы для слабовидящих детей с укрупненным шрифтом – 59”, - ответили на запрос в министерстве. 

Монополия рулит 

Разработку учебников для детей с нарушением интеллекта и нарушением зрения с 2017 года регулирует РГУ “Национальный научно-практический центр развития специального и инклюзивного образования”. Пока только одна организация в стране - Центр социальной адаптации и трудовой реабилитации детей и подростков с нарушениями умственного и физического развития (САТР) имеет разрешение на выпуск учебников для детей с инвалидностью. По словам Алмы Раисовой, это объясняется экспертностью специалистов организации. Но она уверена, что именно отсутствие конкурентной среды не только затягивает процесс, но и в целом плохо сказывается на качестве образования детей с инвалидностью.

- САТР лучше всех разбираются в адаптации и выпуске учебников. Но конкуренция - это всегда хорошо, монополия - априори плохо. Почему бы не находить специалистов, обучать их и выпускать учебники на конкурентной основе? Когда учебники выпускаются по два года, незрячие дети вынуждены учиться без них, на слух запоминать задания, о каком качестве образования может быть речь? - говорит эксперт.

Мадияр Жанысбаев видит проблему еще и в том, что САТР - единственный кто не только адаптирует, но и печатает эти учебники, хотя специальное оборудование имеют и Казахское общество слепых, и несколько библиотек в Алматы и Шымкенте.

- Допустили бы еще к работе типографии, которые работают со шрифтом Брайля, была бы конкурентная среда, и сроки подготовки учебников уменьшались. Но в официальный реестр поставщиков допустили только САТР, - говорит он.

Мадияр Жанысбаев (фото из личного архива)

По словам Баглан Халыковой, заместителя директора центра САТР по учебно-методической работе, любая типография имеет право разработать и подать на экспертизу учебник. Может это сделать и учитель самостоятельно, если считает, что у него достаточно для этого знаний. Главное - привлекать к разработке самих незрячих.

- Просто САТР первый это начал делать, а остальные организации этот вопрос никогда не поднимали, - говорит Халыкова.

350 тыс тенге за один учебник! 

Выпуск учебников для детей с особенностями зрения - процесс не только долгий, но и высокозатратный, а для кого-то еще и высокоприбыльный. По словам Алмы Раисовой, один учебник на шрифте Брайля для одного ребенка может обходиться государству в 350 тысяч тенге. Дорогую стоимость учебников эксперт САТР объясняет отсутствием в стране специальной бумаги, нет также оборудования для сшивания страниц. Обычно одна книга на шрифте Брайля состоит из нескольких частей, в среднем из шести. Иногда количество частей может доходить и до двенадцати.

- У нас нет специальной бумаги, ее покупают в России, потом этот учебник сшивается. Такого оборудования нет, мы открыли свой цех, каждую страницу сшиваем вручную. Мы ту же математику делаем на русском, и тут же на казахском. Это двойные расходы на один предмет. Если, например, в комплексе 6 книг, то он на одного ученика она будет стоить 120 тысяч, - пояснила Баглан Халыкова. 

Родители также отмечают и невысокое качество учебников на шрифте Брайля. В нашей стране они печатаются на полутипографском оборудовании “Брайль бокс”.

- Эти принтеры не очень хорошо выводят точечную систему. Книги на Брайль боксах хуже прощупываются. Первый год точки четкие, но с каждым годом все хуже прощупываются. Теряется читабельность, - прокомментировал Мадияр Жанысбаев.

Баглан Халыкова объясняет такое качество печати отсутствием в стране типографии со специальной промышленной машиной для печати на шрифте Брайля.

- В России и Беларуси под типографии выделено отдельное здание, где печатают достаточные объемы и обеспечивают всех незрячих детей книгами. В нашей стране нет специальной государственной типографии. “Алматы кітап” не печатают Брайлем, а “Брайль бокс” - не промышленная машина, - пояснила эксперт. 

Учебники ради госзакупок 

По информации министерства, обеспечение детей учебниками - обязанность акиматов с помощью госзакупок. Но не всегда государственные деньги расходуют рационально и согласованно с другими ведомствами. Главное - закупить учебники и отчитаться.

- В школе для детей с нарушениями зрения учебники по русской литературе куплены у двух издательств. Почему, - непонятно. Слабовидящим трудно читать, потому что там мелкий шрифт, а незрячие вообще их не читают. При этом чиновники рапортуют, что учебники есть, - говорит Баглан Халыкова.

Акиматы часто не прослеживают изменение количества учеников в классах из года в год, поэтому учебников по системе Брайля не всегда хватает.

- Такие данные по нехватке учеников нужно узнавать индивидуально в каждой школе. В одном году в классе может быть шесть детей, на следующий год уже восемь. Но объявлять тендер на 2 экземпляра и дополнительно допечатывать учебники акиматы не будут, - прокомментировал Мадияр Жанысбаев.

Что печатают для детей с ментальными особенностями

Для детей с нарушением интеллекта в стране уже разработано 119 учебников. По информации Министерства просвещения, мониторинг выявляет разную обеспеченность учебниками в разных регионах. Но какую точно? Оценить масштабы бедствия невозможно из-за сокрытия ведомством этой информации.

- В региональном разрезе максимальная доля обеспеченности учебниками для детей с нарушением интеллекта выявлена в г. Астане, Алматинской области (100%), минимальная доля обеспеченности учебниками в Атырауской и Кызылординской областях, - сообщается в ответе на официальный запрос.

По словам эксперта Баглан Халыковой, разработанные учебники больше подходят для детей с легким нарушением интеллекта, а в школах учатся дети и с более сложными нарушениями. При этом школам с инклюзивным образованием желательно покупать адаптированные учебники и тетради, но они этого не делают. 

- Не покупают тетради. А этим детям тетрадь - большое подспорье. Поэтому закуп нужно делать каждый год. Исписал ребенок тетрадь - нужно новую покупать, - прокомментировала Баглан Халыкова.

Годы упущенных возможностей  

В Национальном плане по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью не предусмотрены учебники для детей с проблемами слуха. Об этом уже несколько лет в Министерство просвещения пишут сами родители, просят адаптировать обычные учебники хотя бы для начальной школы.  

Тамара Стрельникова, мама двух школьников коррекционной школы-интерната для детей с нарушением слуха города Алматы уверена, что ее детям уже не помогут никакие учебники.

- Мои (дети-Ред.) уже отучились один четыре года, другой пять лет по обновленке, по обычным учебникам. Я в ужасе от того, сколько эти дети потеряли.  Вы представляете себе, что ребенок в 13 лет не помнит смысла слов "вправо” и “влево"?!  Уровень их владения речью не то что не на уровне обычных детей, на уровне 1-2 класса обычных школ. Это поколение, учившееся по обновленке, уже не спасут учебники. Время упущено, - сетует Тамара. 

Мама детей с инвалидностью считает, что адаптированные учебники не нужны для всех классов, если школа сможет, используя специальные методики, наглядные материалы и книги, подготовить детей так, чтобы они с пятого класса обучались по учебникам общеобразовательной школы. Теоретически, после окончания начальной школы, такие дети должны научиться читать и понимать. Эксперты согласны с родителями. Специально адаптированные учебники нужны только для начальных классов. По информации САТР, для детей с нарушением слуха пока разработан всего … один учебник.

Выходит, что государство годами неэффективно тратит деньги на обучение детей с инвалидностью, делая вид, что обеспечивает нормальный образовательный процесс. Педагоги же пытаются хоть как-то адаптироваться, придумывая пособия из того, что есть под рукой. 

Иллюстративное фото обложки: сайт “Имена”  

Читайте также: ДУМК поддерживает идею ношения платков в школах

 

 

Байланысты жаналықтар

Инвалидность не мешает работать в школе. Учитель из Алматы делится опытом

31.08.2023

Реабилитолог Данияр Болатов: Бывает, что устаешь

21.08.2023

Язык без статуса, или почему ущемляют неслышащих казахстанцев

23.05.2023

"Унизительную" АСП предлагают заменить депутаты

12.04.2023

Люди с инвалидностью в маслихатах – итоги выборов

07.04.2023

Кто представляет людей с инвалидностью в мажилисе?

30.03.2023
MalimBlocks
Инвалидность не мешает работать в школе. Учитель из Алматы делится опытом

Молодая учительница Акбота Онгарова из Алматы - единственный педагог с инвалидностью в школе №204. Обучение на дому не помешало ей получить высшее образование, как и ревматоидный полиартрит не мешает преподавать английский язык и радоваться успехам своих учеников.

Реабилитолог Данияр Болатов: Бывает, что устаешь

Реабилитолог Данияр Болатов из Семея, словно фокусник управляется с детьми на тренировочном коврике: кому-то подтягивает мышцы, кого-то учит держать голову или стоять на перекладине, а кого-то и вовсе отпускает, чтобы увидеть первые шаги. Наблюдая за его работой, невозможно не быть сентиментальным – слезы благодарности за труд, сравнимый с волшебством, наполняются в глазах каждого, кто раньше не знал, какого работать с детьми с инвалидностью. С Данияром мы поговорили о его профессии, взглядах на реабилитацию в Казахстане и о том, как ему удалось в буквальном смысле поставить на ноги почти три сотни детей.

Язык без статуса, или почему ущемляют неслышащих казахстанцев

Сурдопереводчиков на одном из телеканалов в Шымкенте уличили в ложном переводе. Это редкий случай, когда общество обратило внимание на факты ущемления прав неслышащих граждан и потребовало от виновных объяснений. Наш автор Айслу Асан разбиралась, почему даже при колоссальных государственных тратах на сурдоперевод качество услуг далеко от идеала.

"Унизительную" АСП предлагают заменить депутаты

Депутаты мажилиса предлагают отменить выплаты адресной социальной помощи. Соответствующий запрос они направили в правительство в среду, 12 апреля.

Люди с инвалидностью в маслихатах – итоги выборов

Введение тридцатипроцентной квоты в избирательных списках политических партий, во всяком случае на прошедших выборах в мажилис и маслихаты, все-таки повысило заинтересованность граждан с инвалидностью в политическом участии. Наш автор Айслу Асан изучила, как много граждан с инвалидностью попали в маслихаты, и чем их кампания отличилась.

Кто представляет людей с инвалидностью в мажилисе?

Четыре кандидата в депутаты с инвалидностью от четырех партий прошли в мажилис на прошедших выборах, и теперь должны представлять во власти интересы этой группы граждан. Событие беспрецедентное: все депутаты с инвалидностью известны своей работой в гражданском секторе. Наш автор Айслу Асан выяснила, чем новые мажилисмены интересны и что уже сделали для своих избирателей.