Деколонизация в Центральной Азии: иерархии и «разное прошлое»
Война в Украине стала катализатором деколонизационных процессов в Центральной Азии, когда люди хотят уйти от иерархий, стремятся быть самодостаточными, задумываются о развитии собственного языка, культуры и сохранении независимости свой страны. Но и на этом пути есть некоторые риски, говорили эксперты на Central Asian Think Tanks Forum, прошедшем в Астане.
Казахстанский независимый исследователь Галым Жусупбек говорит о препятствиях в деколонизационных процессах в Казахстане. Патриархальность, саморационализция, когда люди оправдывают свои поступки, используя клише «мы казахи – мы такие, это наша культура и наш менталитет» или «гендерное равенство нам чуждо, потому что мы казахи», плохо влияют на общество.
- Есть другая сторона, когда говорят: «у нас все абсолютно хорошо», — это абсолютизация. Это постколониальными синдром. А есть деколониальный подход, когда говорят: «мы казахи, мы горды, что у нас есть своя культура, религия, язык, но у нас есть проблемы, их нужно решать». Так как жизнь развивается, культура тоже должна развиваться, она динамична так же, как религия тоже динамична. Все должно развиваться в шаг социальному развитию, - говорит эксперт.
Галым Жусупбек задумывается об открытии границ стран Центральной Азии и видит перспективы интеграции, которые помогли бы помочь региону стать самодостаточным.
- В будущем, когда мы переживем все потрясения, все наши постколониальные синдромы, когда мы переболеем нашей этнической моделью национализма, почему бы нам не строить нашу Центрально-Азиатскую Шенгенскую зону? И так мы в истории были до такой степени перемешаны, например одна треть Ташкентской области – казахи, одна треть-одна четвертая – узбеки. Села перемешаны. То же самое - Ферганская долина – перемешаны таджикские села, узбекские, кыргызские. (...) То есть, сама история говорит, что по-другому в будущем моделировать наши территориальные единицы неправдоподобно и неразумно. То есть, мы должны с сегодняшнего дня конструировать свое будущее – почему бы нам не думать о Центрально-Азиатской Шенгенской зоне? Давайте думать? – предложил Галым Жусупбек.
Руководитель аналитического центра «Полис Азия» (Кыргызстан) Эльмира Ногойбаева обращает внимание на другую сторону вопроса: в странах Центральной Азии по-разному пишут историю Туркестана. Представления о прошлом формируют современное видение действительности, и тут эксперт видит риски, который уже проявляют себя, если вспомнить относительно недавний конфликт на кыргызско-таджикской границе.
- Мы отказались от общего коммунистического видения истории и прошлого. Как оно формируется сегодня? Было общее пространство – Туркестан. А теперь как мы вспоминаем его? Если мы посмотрим общий официальный нарратив узбеков, это все, что связано с джадидизмом (…)
Когда мы смотрим, как это происходит у казахов, то это везде Алаш Орда, как некий канон и возможность. Когда мы смотрим Кыргызстан, он так или иначе апеллирует к „Ата-Бейиту“. Таким образом, мы формируем разное прошлое, и оно у нас разное, но при этом виктимное и элитистское. Может быть в этом нет ничего не плохого, - это деколонизационные процессы. Но как это прошлое ударит по нам завтра? – говорит Эльмира Ногойбаева.
Исследовательница Асель Доолоткельдиева предлагает обратить внимание на проблему иерархий внутри региона. Эксперт считает, что если страны региона хотят уйти от форм зависимости от иерархии власти и знаний, которые сейчас ассоциируются в основном с Россией, то следует признаться и в существовании иерархии среди стран Центральной Азии.
- Когда мы видим, что узбекских или таджикских трудовых мигрантов в Казахстане третируют точно так же по-шовинистски, как и в России, когда режим в Казахстане делает из кыргызстанцев новую угрозу, новых террористов (имеются ввиду Январские события – Ред.), и при этом часть казахстанцев с этим соглашается, здесь этот момент чувствительный. Не нужно ли нам говорить о внутренних иерархиях? Потому что только тогда мы можем, на мой взгляд, говорить о реальной эмансипации, - заметила Асель Доолоткельдиева.
Во время дискуссии эксперты также говорили о том, что война в Украине стала катализатором не только процессов деколонизации, но и миллиатризации.
- Не секрет, что для многих Путин – ролевая модель, и начало развязывания этой войны, попрание различных международных норм и кодексов и прочее - это тоже сыграла вот эта ролевая модель. И сегодня мы видим однозначные ситуации, или неоднозначные между Арменией и Азербайджаном, между временами все более усиливающейся между Таджикистаном и Кыргызстаном (конфликтности – Ред.), и надо сказать, что это сильно влияет на то, как мы видим будущее, - отметила Эльмира Ногойбаева.