В объятиях государства. Почему казахстанцы не хотят жениться?
В Казахстане рекордно снизилась статистика создания новых браков, и это при том, что численность молодежи растет. Как сообщают аналитики Ranking.kz, за январь–декабрь 2023 года в стране зарегистрировали брак 120,9 тыс. пар. Это на 6% меньше, чем годом ранее.
Социолог Айнаш Мурсалим считает, что снижение желания создавать семьи связано не только с социально-экономической ситуацией в стране, но и с тем, что современная молодежь имеет другие ценностные ориентиры.
- Молодежь более осознанно подходит к созданию брака, чем их сверстники лет десять-двадцать назад. Они хотят больше учиться, стремятся к самореализации, женщины хотят построить карьеру, и это один из позитивных показателей, говорящих о положительной тенденции в гендерном равенстве, - говорит Айнаш Мурсалим.
Читайте также: Преднаурызная пленарка: Самат Абиш, список Айки и Эфиопия
Однако откладывание свадьбы на потом может быть следствием социально-экономической неустойчивости молодежи. Экономист Алишер Ахметов считает, что последние годы в связи с ростом инфляции и снижением доходов, казахстанцы стали больше экономить, поэтому создание семьи логично переносится в долгосрочный план.
- Молодежь более взвешенно относится к вопросу создания брака. Последние годы ипотека стала практически неподъемной, аренда жилья тоже сильно подорожала, особенно в молодежном Алматы. Проблема безработицы, низких зарплат тоже не решена. В таких условиях сложно ожидать от молодых людей желания жениться.
Брак – это ведь не только союз двух граждан, но и рождение детей. Доступны ли детские сады и школы? - абсолютно нет. Госсады строить практически перестали, школы – тоже. Соответственно, люди справедливо считают, что обучение детей – существенная статья расходов семьи, и она для многих просто неподъемна, - говорит эксперт.
Примечательно, что по официальным данным, казахстанцы стали не только меньше жениться, но и реже разводиться. Аналитики Ranking.kz пишут, что коэффициент разводимости составил 0,84 против 0,89 на 1000 человек годом ранее. Наиболее часто разводятся в Восточно-Казахстанской, Карагандинской и Павлодарской областях; наименьший показатель разводимости отмечают в Туркестанской области.
«Отметим: такой несомненно небольшой коэффициент разводимости, как и в целом данные по разводам — статистическая… неточность, скажем так. Этот показатель составляется только по данным органов регистрации актов гражданского состояния, без учёта решений судов о расторжении брака. А вот для реальных показателей всё гораздо плачевнее. Так, по данным Petrelli Previtera, обновленным 4 марта 2024 года, Казахстан — второй в мире по разводимости, после Мальдив. Коэффициент страны составил 4,6 на 1000 человек, - пишет Ranking.kz.
В общем, радоваться рано. Казахстан все еще остается в лидерах по количеству разводов, уступая в мировом рейтинге только Мальдивам. Основные причины разводов: вмешательство родственников (61%), отсутствие моральных ограничений (41%), легкий процесс развода (25%). В число прочих причин вошли сохранение достаточно жёстких гендерных ролей.
- Молодые люди нетерпимы к нарушению личных границ, у них отношение к браку далеко от традиционного понимания, вероятно поэтому мы и видим в статистике причин «вмешательство родственников» на первом месте, - говорит психолог Арай Медет.
- В связи с доступом интернета, распространением ценностей равноправия, эмпатии, молодежь нетерпима к разного рода принуждениям, включая те, что по гендерному признаку, которые были нормой для поколения постарше.
Конечно, разводы несут негативные социально-экономические последствия, начиная со стресса для бывших супругов и их детей, заканчивая проблемой невыплаты алиментов, незащищенностью женщин с детьми, которые в стране вообще-то не решены, если посмотреть статистику неплательщиков алиментов. Но особенность молодых в том, что они идут на развод, даже вопреки общественному мнению и стереотипам. Они более свободны в своем выборе, и это очень хорошо для психического здоровья и отдельной личности, и общества в целом.
Проблему разводов казахстанцев пытались решить на государственном уровне. В 2019 году Верховный суд начал проект «Семейный суд», когда в судах открыли кабинеты по примирению, где работали психологи. Польза от такого мероприятия весьма сомнительная, ведь мирить супругов пытались даже когда речь шла о семейно-бытовом насилии.
«Причинами развода назвались бытовое насилие, супружеская неверность, алкогольная, наркотическая и иная зависимость (игромания) одного из супругов, постоянные ссоры и отсутствие взаимопонимания. Помощь семейных психологов оказалась очень действенной – в большинстве случаев удалось избежать разводов, своевременно выявить перспективу пары на сохранение семьи. Так, на 122 меньше окончено дел о расторжении брака, на 779 меньше вынесено решений о расторжении брака и на 253 больше оставлено без рассмотрения заявлений истцов», - отчитывались в Верховном суде.
В прошлом году в правительстве сообщили, что в стране работают 156 социальных проектов в рамках семейной политики на сумму 469,3 млн тенге. 40% этой суммы потратили на профилактику домашнего насилия, 25% — на пропаганду семейных ценностей среди молодежи, 10% — на поддержание репродуктивного здоровья среди населения, 15% — на профилактическую работу с малоимущими семьями, 10% на какие-то другие цели. Судя по ситуации в сфере семейной политики, чиновники не совсем преуспели.
Эксперты считают, что несмотря на рост разводов, нельзя считать, что семья для казахстанцев теряет ценность. «82,5% молодых людей в Казахстане (в возрасте 18-29 лет) по-прежнему видят своё будущее в браке и с детьми», пишет Ranking.kz.
- Почему наши чиновники думают, что все проблемы можно решать пропагандой семейных ценностей? - удивляется психолог Арай Медет. - С ценностями у нашей молодежи как раз-таки все хорошо. Плохо только с горизонтами будущего, молодежь их не видит. Правительство должно заняться решением проблемы эффективности экономики и повышения качества жизни. А тратить деньги налогоплательщиков на пропаганду семейных ценностей бессмысленно, она плохо работает.
Читайте также: Теракт в Москве: пытки и преследования мигрантов из Центральной Азии