Наблюдатели в кулаке. Чем Центризбиркому помешало независимое наблюдение?

Активность независимых наблюдателей с 2019 года не только раздражала власть, но и заставляла принимать как можно более жесткие меры, чтобы активность эту ограничить. Нельзя сказать, что на последнем референдуме независимые наблюдатели смогли повлиять на прозрачность голосования и подсчета бюллетеней, но было видно, как организаторов выборного процесса раздражало даже их присутствие, от чего были приняты множественные попытки, далеко не безуспешные, остановить независимое наблюдение. И вот недавно казахстанцев «обрадовали» новым законопроектом, авторы которого хотят перекроить законодательство так, чтобы независимых наблюдателей на избирательных участках вовсе не видеть.

Венера Касумова

  • 23.07.2022

На портале открытые НПА опубликован законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые Конституционные законы Республики Казахстан по вопросам реализации послания Главы государства от 16 марта 2022 года».

Что предлагает законопроект  

– ЦИК будет самостоятельно разрабатывать правила аккредитации НПО для наблюдения за выборами, а также будет решать вопрос об их аккредитации;

– наблюдение за выборами как один из видов деятельности должно быть прописано в уставе НПО;

– подача НПО заявки на аккредитацию в ЦИК для наблюдения за выборами означает согласие на раскрытие информации, составляющей банковскую и иную охраняемую законом тайну;

– НПО с иностранным финансирование наблюдать за выборами и быть членами избирательной комиссии запрещается;

– журналистов на избирательных участках станет меньше. Одновременно на участках смогут присутствовать не более 3 представителей СМИ.

Что говорят опытные наблюдатели

- До этого у нас была норма в Законе о выборах РК, согласно которой  наблюдать за выборами может любая общественная организация.  Теперь же прописывают, что в уставе этой организации  должно быть прописано «наблюдение за выборами». То есть, по сути, те организации, в уставе которых нет такого дополнения,  должны это сделать, - говорит руководитель ОФ «Еркіндік қанаты» Елена Швецова.

Читайте также: Чего стоила Брекешеву «тушенка из сайгачатины»

Она считает, что самая большая проблема в том, что ЦИК и территориальные комиссии сами будут решать, кто может наблюдать, а кто – нет, и причиной отказа может послужить иностранное финансирование. По ее словам, сейчас все организации, занимающиеся наблюдением за выборами, так или иначе, получают международное финансирование, и не обязательно на выборы.

Елена Швецова (фото: inva.gov.kz)

- Например, если взять нашу организацию ОФ «Еркіндік қанаты», в этом году у нас не было какого-то отдельного проекта на выборы, но были другие проекты, финансируемые международными источниками – международными организациями и посольствами, а это, по сути, является иностранным финансированием. И здесь совсем непонятно, как ЦИК будет относиться к нам или к другим подобным организациям, таким как ОО «ЭХО», МИСК. Этот рычаг от ЦИК, включая теркомы, заключающийся в том, что они сами будут решать, кто будет наблюдать и кто нет, является опасной нормой (…) Потому что последние выборы – референдум в этом году показал, что территориальная комиссия очень жестко относилась к наблюдателям, по крайней мере, в столице: они практически со всех участков удаляли наших наблюдателей. В первый раз мы получили 16 решений об удалении, и они не давали возможности нормально наблюдать на референдуме. Мы думаем, что если примут предлагаемые поправки, то мы, возможно, не сможем больше наблюдать за выборами, - говорит Елена Швецова.

Она не видит логики в требовании раскрытия информации, составляющей банковскую и иную охраняемую законом тайну. Общественные организации и так сдают формы отчетности и финансовые данные в госорганы. По ее словам, согласно нововведениям законопроекта, финансовые документы будут запрашиваться ЦИКом за год до выборов, причем в законопроекте не отмечено, дадут неправительственной организации аккредитацию или нет, если иностранное финансирование поступало на счета организации в течение года на другие проекты.  

- Если мы говорим про демократизацию нашего общества, конечно же, в случае принятия этих норм — это откат назад, так как независимому наблюдению точно придет конец. Теперь сложно будет получить разрешение на наблюдение за выборами, и эта норма позволит регулировать наблюдателей, которые будут наблюдать на избирательных участках.

В целом, с 2019 года, с приходом Касым-Жомарта Токаева, появляются разные нормы, которые регулируют деятельность наблюдателей. Так, в 2019 году ЦИК издал приказ о том, что наблюдатели на участках не имеют права делать фото и видео-фиксацию. Наш фонд пытался это оспорить, мы подавали в суд, но ничего не добились. Это постановление есть, но оно нигде не зарегистрировано, - говорит Елена Швецова.

Зависимые СМИ, отсутствие новых партий и оппозиции

Директор Казахстанского бюро по правам человека Евгений Жовтис рассматривает предлагаемые властями поправки в широком смысле. Он убежден, что все эти нормы направлены на искоренение условий для нормальной политической конкуренции. Причем недавние новшества политреформы так и не привели к созданию новых партий.

- Мы видим, что внесли некоторые изменения в законодательство о политических партиях. Например, сократили до 5000 количество членов политической партии для регистрации, но тем не менее, пока как мы видим, никаких подвижек к регистрации новых политических партий нет. Отказывают в регистрации и той самой Демократической партии Казахстана. Получается, на практике ничего не происходит. То есть, этих изменений недостаточно, чтобы на практике можно было легко зарегистрировать политическую партию, иметь свободный доступ к избирателям.

Вторая проблема – это независимость СМИ, потому что с нашей территорией крайне важен доступ к избирателю, к населению, чтобы продвигать свои политические взгляды. А еще лучше, когда на центральных каналах казахского телевидения существует такой важный инструмент демократии, как политические дебаты. А мы ничего не имеем, поэтому весь контекст пока не создает условий для нормальной политической конкуренции и для нормального информированного и свободного выбора избирателей. И соответственно, частью этой проблемы являются: избирательные комиссии, сам ход выборов и ход голосования, - говорит Евгений Жовтис.

Евгений Жовтис / Фото Алмаза Толеке

Он считает, что в Казахстане абсолютно зависимые избирательные комиссии и они часто формируются из бюджетников, каких-то зависимых людей, у нас не найти представителей оппозиции в избирательных комиссиях.

- А есть страны, где в Конституции прописано, что, например, центральную избирательную комиссию должны возглавлять или находиться в ней представители оппозиции.  Записано это специально для того, чтобы обеспечивать независимость и не использовать административный ресурс через избирательные комиссии в той или иной форме в интересах правящей партии или коалиции  партий. У нас пока все, так как оно есть, - отмечает правозащитник.

Шагаем по пути России

Евгений Жовтис считает, что в последние несколько лет больше всего «головные боли» правящей власти создавали независимые наблюдатели.

- Не буду говорить только о наших, скажу еще и о международных. За всю историю ни одни выборы, например миссиями по наблюдению за выборами ОБСЕ, не были признаны соответствующими стандартам справедливых свободных выборов. Независимые наблюдатели тем или иным избирательным органам всегда мешали. Поэтому это всегда создавало головную боль для власти. Я помню все эти выборы президента, выборы в парламент, которые сопровождались тем, что данные, приводимые независимыми наблюдателями, ставили под сомнение официальные данные на ряде избирательных участков. Независимых наблюдателей не пускали или удаляли с них под разными надуманными предлогами, в то время как наблюдатели от провластных партий никаких проблем не испытывали, потому что никаких неудобств не создавали, - говорит Евгений Жовтис.

По его словам, независимые наблюдатели в Казахстане, чаще всего, не получают финансирования ни от государства, ни от бизнеса, который понимает, что финансировать такого рода деятельность - себе дороже...

- Поэтому наши власти в лучших традициях соседней с нами России решили двигаться по пути ограничений для организаций, участвующих в наблюдении за выборами - ввести запреты участия в наблюдении за выборами общественным организациям, у которых есть какое-то иностранное финансирование. В  России это называется Закон об «иностранных агентах», «Об иностранном влиянии» и так далее. У нас такого словаря не используют, но технологии те же самые. Логики в этом нет никакой, потому что, во-первых, наблюдать за выборами может любой человек, просто потому, что он и есть избиратель, на то народ и есть источник власти.

Во-вторых, это может быть любая общественная организация и не принципиально вообще имеет она какие-то гранты из-за рубежа или не имеет потому, что вопрос идет о наблюдении. Что не допускается по международным стандартам и зарубежной практике? Естественно, не допускается участие иностранного капитала в политических партиях и в политических компаниях – тут понятно, что запрещено. А все остальное, кого вообще интересует? Я вам даже больше скажу: означает ли это что запретят любые иностранные наблюдения, когда приезжают от ОБСЕ, например, или Европейского Союза или им разрешат, хотя они иностранцы, и понятно, что они из-за рубежа и деньги у них из иностранных источников? - задается вопросом Евгений Жовтис.

Он отмечает, что инициируемые властями изменения в выборное законодательство идут в разрез с международными обязательствами Казахстана. Отсутствие возможностей для регистрации новых партий, а также эффективного доступа к потенциальному избирателю через участие в политических дебатах в общенациональных СМИ вкупе с предлагаемыми новыми поправками ведет к недопущению политической конкуренции.

- Свободные, справедливые выборы и наблюдение за ними – один из важнейших инструментов демократии,  участия людей в управлении своим государством.

Посмотрите Копенгагенский документ СБСЕ, там все это написано. То, что сейчас у нас эти нормы принимают, помимо всего прочего, прямо противоречит декларируемому движению "клуба" развитых демокартических государств. Если это будет принято все-таки, то мы будем ожидать достаточно серьезной и очень жесткой критики, что такие нормы бьют по фундаментальным правам граждан на наблюдение за выборами, - заключил Евгений Жовтис.

 

Фото: ria.ru

Байланысты жаналықтар

Евгений Жовтис Адам құқықтары бюросы басшылығынан кетті

29.09.2024

Недееспособность в Казахстане: легко получить, но тяжело жить

04.05.2024

Ногаев вынудил бастовать пожарных?

19.02.2024

Суд над Думаном Мухаммедкаримом пройдет в закрытом режиме

12.02.2024

Мужчин надо понять! Депутаты обсуждают закон о правах женщин и безопасности детей

05.02.2024

Пикетировать и митинговать собрались фемактивистки в Алматы

02.02.2024
MalimBlocks
Евгений Жовтис Адам құқықтары бюросы басшылығынан кетті

Оның орнына жаңа басшы сайланды

Недееспособность в Казахстане: легко получить, но тяжело жить

В Казахстане очень легко стать недееспособным. Этот статус лишает человека многих прав: от распоряжения личным имуществом, вступления в брак и воспитания детей до совершения сделок и полноценного участия в жизни общества. О том, почему количество недееспособных граждан растет, насколько обоснованно люди получают этот статус, мы поговорили с правозащитником, руководителем службы “Права особенного ребенка” Айгуль Шакибаевой.

Ногаев вынудил бастовать пожарных?

Скандал, связанный с недовольством пожарных Мангистауской области условиями труда, вышел за пределы региона. Пожарные сразу нескольких населенных пунктов приостановили работу с требованием выполнить их условия.

Суд над Думаном Мухаммедкаримом пройдет в закрытом режиме

12 февраля в Конаеве начался суд над журналистом и активистом Думаном Мухаммедкаримом. На процесс не допустили журналистов. Судья удовлетворил ходатайство прокурора о проведении суда над журналистом Думаном Мухаммедкаримом в закрытом режиме, пишет «Азаттык».

Мужчин надо понять! Депутаты обсуждают закон о правах женщин и безопасности детей

В понедельник, 5 февраля, в мажилисе презентовали законопроект по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей. Его нормы обещают восстановить справедливость после введённой декриминализации насилия с 2017 года, которая привела практически к безнаказанности абьюзеров. Теперь депутаты обещают ужесточить ответственность за насилие. Впрочем, обсуждение законопроекта не обошлось без эксцессов. Один из парламентариев прямо с трибуны заявил, что иногда причиной насилия служит «длинный язык женщин».

Пикетировать и митинговать собрались фемактивистки в Алматы

Фемактивистки Алматы планируют направить уведомление в акимат о проведении митинга в ближайшие выходные. Об этом они сообщили на пресс-конференции в четверг, 1 февраля.