Таксисты и курьеры могут выйти на протесты в Казахстане

Сотрудники цифровых платформ «Яндекс. Еда», Glovo, Wolt, Сhocofood, InDriver, "Яндекс Go", Uber и других недовольны трудовыми условиями. По данным группы казахстанских исследователей, изучивших настроения и условия труда сотрудников сервис-агрегаторов в столице и Алматы, более 50% работников допускают участие в протестах.

Орал Кайрат

  • 19.08.2022

Исследователи напоминают, что в 2021 году число трудовых конфликтов в Казахстане увеличилось в 10 раз. Самые громкие протесты сотрудников сервис-агрегаторов прошли в крупных городах. Алматинскиие и шымкентские курьеры Wolt требовали обеспечить социальные гарантии и повысить оплату труда. Недовольство условиями работы в 2021 году выражали и курьеры Glovo в столице. Весной прошлого года бастовали алматинские водители «Яндекс. Такси».

Читайте также: Правительство усиливает неравенство в образовании. Чем это грозит?

- Проанализировав экономическую сторону конфликтов, вопреки распространённому мнению о том, что в Казахстане в основном бастуют нефтяники, мы выявили, что около 30% участников социально-трудовых конфликтов – это работники сервисных компаний, работники транспорта и логистики, - отметила на презентации в Бишкеке на площадке Oxus Society for Central Asian Affairs социолог, соавтор исследования Айгерим Еркен.

Однако с тех пор ситуация с обеспечением трудовых прав не изменилась. Эксперты допускают, что для решения конфликтной ситуации в прошлом году руководству цифровых платформ пришлось пойти на незначительные уступки. Однако недовольство среди цифровых таксистов и курьеров продолжает накапливаться.  

Исследователи обращают внимание, что по негласному правилу, работникам некоторых цифровых платформ нельзя взаимодействовать и общаться.  Это препятствует объединению усилий для консолидированной защиты работниками своих интересов.

К протестам готовы  

Всего в так называемой платформенной экономике Казахстана заняты почти полмиллиона граждан - это 7,4% трудовых ресурсов страны.  Их права не защищены, отсутствие юридического статуса работника делает сотрудничающих с платформами граждан уязвимыми.

- Работники рискуют быть жертвами мобильного деспотизма – это когда агрегатор платформы может в любой момент отключить работника по любой, даже субъективной причине, например просто потому, что тот не понравился, - говорит Айгерим Еркен.

Айгерим Еркен

Отсутствие статуса официального работника лишает цифровых такистов и курьеров гарантий, которыми обычно обеспечены работники легального сектора труда: у них нет отпуска на 24 календарных дня; нет выходных, гарантии получения минимальной заработной платы. Кроме того, такие работники, как правило, не имеют медицинской страховки и не могут рассчитывать на оплачиваемый больничный отпуск.

- Согласно нашему опросу, каждый второй таксист и курьер говорит, что, если и дальше будут продолжаться нарушаться права, они готовы выйти на акцию протеста. (…). Так как их трудовые отношения не оформлены, они не могут даже в дотрудовую инспекцию обратиться, поскольку не являются работниками, - говорит Айгерим Еркен.  

Таксисты на энергетиках

Исследователи считают, что власти Казахстана должны обратить внимание на ситуацию и внести в трудовое законодательство поправки. В частности, важно, чтобы физические лица, занятые на платформах цифрового труда, обрели статус «работника».

- Необходимо также дополнить 12 главу Трудового кодекса статьей о регулировании труда работников, относящихся к платформам цифровой занятости». Нужно, чтобы наше правительство провело переговоры с иностранными компаниями о необходимости регистрации своих предприятий в Казахстане и заключении трудовых договоров на основе Трудового кодекса, - добавил соавтор исследования Алишер Садыков.  

Если ситуация с защитой прав таксистов и курьеров в ближайшее время не изменится, стоит ждать не только нарастания протестных настроений среди граждан, занятых в секторе платформенной экономики, но и негативных последствий для всего общества.

- Следует ожидать ухудшения здоровья людей, занятых на цифровых платформах, вынужденных много работать, длительность их рабочего дня не контролируется. Согласно трудовому законодательству, нельзя работать более 40 часов в неделю.  В «Яндекс-такси» люди могут по 16 часов в день работать. Каждый второй таксист сидит на энергетиках. Исходом этого может быть ухудшение здоровья, а в условиях, когда у них нет медицинской страховки, это будет приводить к болезням, травматизации как самих водителей, так и пассажиров, - объясняет Айгерим Ерекен.

Что не договаривает «Казпочта»

Во Франции, Германии, Австрии, Испании и Швеции с работниками цифровых платформ заключают трудовые договора. Исследовательница и соавтор работы Галия Елубаева приводит в пример опыт Германии, где позволено работать не более 10 часов. В случае переработок труд оплачивается в двойном размере.   В Казахстане же опыт необеспечения социальных гарантий и ограничения трудовых прав работникам не только не пресекается, но и распространяется.

Галия Елубаева (слева) 

- В этом году «Казпочта» объявила, что они хотят нанимать курьеров на основе партнерства. Что это означает? Это означает, что они заинтересованы не давать курьерам соцстандарты, а получать при этом преимущества как от полноценных сотрудников. Они делают рекламу, чтобы привлечь сотрудников и пишут: мы даем гибкий график, сдельную оплату в день выполнения заказов. Но они не говорят о том, что у таких работников не будет трудового стажа, минимальной зарплаты согласно трудовому кодексу, минимальных стандартов и медстраховки, не будет прав и при возникновении трудовых конфликтов.

 Если нацкомпания своим примером будет показывать, что такие трудовые отношения – норма, это в перспективе приведет к социальным и экономическим кризисам, - отметила Галия Елубаева.

Читайте также: Даниал Ахметов: Вы в плену негативных желаний

Иллюстративное фото: sputnik.kz

Байланысты жаналықтар

Ногаев вынудил бастовать пожарных?

19.02.2024

Суд над Думаном Мухаммедкаримом пройдет в закрытом режиме

12.02.2024

Мужчин надо понять! Депутаты обсуждают закон о правах женщин и безопасности детей

05.02.2024

Пикетировать и митинговать собрались фемактивистки в Алматы

02.02.2024

«Азаттык» будет судиться с МИД РК

31.01.2024

Тайны дела Бишимбаева

13.11.2023
MalimBlocks
Ногаев вынудил бастовать пожарных?

Скандал, связанный с недовольством пожарных Мангистауской области условиями труда, вышел за пределы региона. Пожарные сразу нескольких населенных пунктов приостановили работу с требованием выполнить их условия.

Суд над Думаном Мухаммедкаримом пройдет в закрытом режиме

12 февраля в Конаеве начался суд над журналистом и активистом Думаном Мухаммедкаримом. На процесс не допустили журналистов. Судья удовлетворил ходатайство прокурора о проведении суда над журналистом Думаном Мухаммедкаримом в закрытом режиме, пишет «Азаттык».

Мужчин надо понять! Депутаты обсуждают закон о правах женщин и безопасности детей

В понедельник, 5 февраля, в мажилисе презентовали законопроект по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей. Его нормы обещают восстановить справедливость после введённой декриминализации насилия с 2017 года, которая привела практически к безнаказанности абьюзеров. Теперь депутаты обещают ужесточить ответственность за насилие. Впрочем, обсуждение законопроекта не обошлось без эксцессов. Один из парламентариев прямо с трибуны заявил, что иногда причиной насилия служит «длинный язык женщин».

Пикетировать и митинговать собрались фемактивистки в Алматы

Фемактивистки Алматы планируют направить уведомление в акимат о проведении митинга в ближайшие выходные. Об этом они сообщили на пресс-конференции в четверг, 1 февраля.

«Азаттык» будет судиться с МИД РК

30 января представительство «Радио “Свободная Европа”/Радио “Свобода”-Казахстан» (RFE/RL-Казахстан) подало иск в специализированный межрайонный административный суд Астаны, сообщает Azattyq.org.

Тайны дела Бишимбаева

В минувшие выходные специализированный межрайонный следственный суд Астаны санкционировал арест экс-министра нацэкономики Куандыка Бишимбаева, подозреваемого в убийстве собственной жены Салтанат Нукеновой. Пресс-служба горсуда сообщила об этом постфактум. Заседание, несмотря на резонанс, проходило без участия прессы.