Таксисты и курьеры могут выйти на протесты в Казахстане
Сотрудники цифровых платформ «Яндекс. Еда», Glovo, Wolt, Сhocofood, InDriver, "Яндекс Go", Uber и других недовольны трудовыми условиями. По данным группы казахстанских исследователей, изучивших настроения и условия труда сотрудников сервис-агрегаторов в столице и Алматы, более 50% работников допускают участие в протестах.
Исследователи напоминают, что в 2021 году число трудовых конфликтов в Казахстане увеличилось в 10 раз. Самые громкие протесты сотрудников сервис-агрегаторов прошли в крупных городах. Алматинскиие и шымкентские курьеры Wolt требовали обеспечить социальные гарантии и повысить оплату труда. Недовольство условиями работы в 2021 году выражали и курьеры Glovo в столице. Весной прошлого года бастовали алматинские водители «Яндекс. Такси».
Читайте также: Правительство усиливает неравенство в образовании. Чем это грозит?
- Проанализировав экономическую сторону конфликтов, вопреки распространённому мнению о том, что в Казахстане в основном бастуют нефтяники, мы выявили, что около 30% участников социально-трудовых конфликтов – это работники сервисных компаний, работники транспорта и логистики, - отметила на презентации в Бишкеке на площадке Oxus Society for Central Asian Affairs социолог, соавтор исследования Айгерим Еркен.
Однако с тех пор ситуация с обеспечением трудовых прав не изменилась. Эксперты допускают, что для решения конфликтной ситуации в прошлом году руководству цифровых платформ пришлось пойти на незначительные уступки. Однако недовольство среди цифровых таксистов и курьеров продолжает накапливаться.
Исследователи обращают внимание, что по негласному правилу, работникам некоторых цифровых платформ нельзя взаимодействовать и общаться. Это препятствует объединению усилий для консолидированной защиты работниками своих интересов.
К протестам готовы
Всего в так называемой платформенной экономике Казахстана заняты почти полмиллиона граждан - это 7,4% трудовых ресурсов страны. Их права не защищены, отсутствие юридического статуса работника делает сотрудничающих с платформами граждан уязвимыми.
- Работники рискуют быть жертвами мобильного деспотизма – это когда агрегатор платформы может в любой момент отключить работника по любой, даже субъективной причине, например просто потому, что тот не понравился, - говорит Айгерим Еркен.
Отсутствие статуса официального работника лишает цифровых такистов и курьеров гарантий, которыми обычно обеспечены работники легального сектора труда: у них нет отпуска на 24 календарных дня; нет выходных, гарантии получения минимальной заработной платы. Кроме того, такие работники, как правило, не имеют медицинской страховки и не могут рассчитывать на оплачиваемый больничный отпуск.
- Согласно нашему опросу, каждый второй таксист и курьер говорит, что, если и дальше будут продолжаться нарушаться права, они готовы выйти на акцию протеста. (…). Так как их трудовые отношения не оформлены, они не могут даже в дотрудовую инспекцию обратиться, поскольку не являются работниками, - говорит Айгерим Еркен.
Таксисты на энергетиках
Исследователи считают, что власти Казахстана должны обратить внимание на ситуацию и внести в трудовое законодательство поправки. В частности, важно, чтобы физические лица, занятые на платформах цифрового труда, обрели статус «работника».
- Необходимо также дополнить 12 главу Трудового кодекса статьей о регулировании труда работников, относящихся к платформам цифровой занятости». Нужно, чтобы наше правительство провело переговоры с иностранными компаниями о необходимости регистрации своих предприятий в Казахстане и заключении трудовых договоров на основе Трудового кодекса, - добавил соавтор исследования Алишер Садыков.
Если ситуация с защитой прав таксистов и курьеров в ближайшее время не изменится, стоит ждать не только нарастания протестных настроений среди граждан, занятых в секторе платформенной экономики, но и негативных последствий для всего общества.
- Следует ожидать ухудшения здоровья людей, занятых на цифровых платформах, вынужденных много работать, длительность их рабочего дня не контролируется. Согласно трудовому законодательству, нельзя работать более 40 часов в неделю. В «Яндекс-такси» люди могут по 16 часов в день работать. Каждый второй таксист сидит на энергетиках. Исходом этого может быть ухудшение здоровья, а в условиях, когда у них нет медицинской страховки, это будет приводить к болезням, травматизации как самих водителей, так и пассажиров, - объясняет Айгерим Ерекен.
Что не договаривает «Казпочта»
Во Франции, Германии, Австрии, Испании и Швеции с работниками цифровых платформ заключают трудовые договора. Исследовательница и соавтор работы Галия Елубаева приводит в пример опыт Германии, где позволено работать не более 10 часов. В случае переработок труд оплачивается в двойном размере. В Казахстане же опыт необеспечения социальных гарантий и ограничения трудовых прав работникам не только не пресекается, но и распространяется.
- В этом году «Казпочта» объявила, что они хотят нанимать курьеров на основе партнерства. Что это означает? Это означает, что они заинтересованы не давать курьерам соцстандарты, а получать при этом преимущества как от полноценных сотрудников. Они делают рекламу, чтобы привлечь сотрудников и пишут: мы даем гибкий график, сдельную оплату в день выполнения заказов. Но они не говорят о том, что у таких работников не будет трудового стажа, минимальной зарплаты согласно трудовому кодексу, минимальных стандартов и медстраховки, не будет прав и при возникновении трудовых конфликтов.
Если нацкомпания своим примером будет показывать, что такие трудовые отношения – норма, это в перспективе приведет к социальным и экономическим кризисам, - отметила Галия Елубаева.
Читайте также: Даниал Ахметов: Вы в плену негативных желаний
Иллюстративное фото: sputnik.kz