Даниал Ахметов: Вы в плену негативных желаний
Бессменный руководитель Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов, работающий акимом уже 8 лет, приехал в столицу в отличном настроении. Просто в восхитительном! Так что, в четверг, 14 июля, в Службе центральных коммуникаций ничто не мешало ему чувствовать себя безупречным лидером. Он вел себя вальяжно, травил байки о самом себе и поучал журналистов.
Все началось с 50-минутного доклада Ахметова о социально-экономических успехах области. Тогда один из журналистов заметил, что 80% выступления акима было составлено на русском языке.
- Вы точно аким из Казахстана? Может быть вы губернатор Российской Федерации? – спросил он.
- Очень интересный вопрос, - спокойно отвечал Ахметов. - Я гражданин Республики Казахстан, аким Восточно-Казахстанской области.
- Тогда почему вы не выступили на 80% на казахском языке?
- Я вам отвечаю на казахском, - парировал аким.
Журналист понял, что уточнения бессмысленны, и перешел ко второму вопросу - о причинах неучастия Ахметова в январских митингах, когда народ требовал встречи с властью. Аким ответил, что на площади во время митинга он приуставал лично, и для пущей убедительности тут же дал поручение… телевизионной журналистке из Усть-Каменогорска, оказавшейся в зале столичной пресс-конференции.
- Ирина Анатольевна, пошлите, пожалуйста, нашему дорогому другу те кадры. Он видимо их не видел, когда (я – Ред.) стою в центре площади и вместе со своими бойцами занимаюсь текущей крайне важной деятельностью, - сказал Ахметов.
Продемонстрированные высокие отношения акима с местной прессой ничему не научили столичных репортеров, и те то и дело раздражали его своими вопросами. Кто-то спрашивал, почему в Аягозе люди пьют воду из речки, хотя на водоснабжение ушли миллиарды бюджета, кто-то вспомнил, что, этой весной семейчане написали петицию об отставке Ахметова и про то, как они больше «не хотят своими налогами содержать дармоедов». Припомнили Ахметову и реакцию жителей, когда область разделили на две, и встал вопрос об акимах. Тогда в соцсетях люди писали: «Только не Ахметова!». Но аким считает, что это вообще не его проблема, а только тех, кто не способен рассмотреть хорошее в его любимом регионе.
- Если вы сходите в Семей и посмотрите микрорайон Карагайлы, я думаю, у вас будет другая точка зрения. Иногда надо просто приехать, посмотреть глазами гражданина, который любит свою страну, который хочет видеть хорошее, и который ищет хорошее, - отвечал аким.
Напрасно кто-то считает, что на развитие города Семей до сих пор не хватало денег. Еще в 2017 году Ахметов обещал изменить город до неузнаваемости. За минувшие два года в Семей вложили 107 млрд тенге – это 40% объема финансирования комплексного плана социально-экономического развития, рассчитанного на 2020-2025 годы (260 млрд тенге). Но в этом году семейчане так радовались обретению статуса областного центра, будто именно это гарантирует процветание их города, а не контроль за расходованием выделенного бюджетного финансирования.
- Мы полгода назад вышли с другой инициативой - увеличить вообще-то объем этой комплексной программы еще на 111 млрд тенге , поэтому абсолютно убеждены, что при должном вложении сил, интеллекта и ресурсов эта программа будет значительно перевыполнена, - похвалился Ахметов, очевидно намекая на способности акима недавно образованной области Абай.
Модератор берегла Ахметова, то и дело зыркая в сторону журналистов и без того связанных правилами СЦК по самые уши. Впрочем, в подобострастии тот особо не нуждался. Ахметов сыт был этим добром в своем регионе. Но что поделать с привычками? "Полемику" в СЦК запретили репортерам, как только Ахметов завершил основной доклад и обратился к аудитории с панибратским «друзья мои».
«Этика прямого эфира» от СЦК делала Ахметова самоуверенным еще больше. Поэтому даже когда один из репортеров напомнил о суде над блогерами, которые связывали свое преследование с акимом области, Ахметов рекомендовал автору вопроса читать классику. При этом он настойчиво приплетал к своему ответу историю об убийстве Кеннеди, пытаясь обесценить внимание прессы к проблемам свободы слова в стране. Вероятно такой прием казался ему особенно оригинальным.
- Вы знаете, домыслы могут быть разные. Суд принимает свое решение. Надо руководствоваться реальной ситуацией. (…) Я считаю, что предприниматель Доскужанов судится со своими оппонентами, и все решается в плоскости суда. А все, что вы домысливаете или додумываете, — это из той плоскости, о которой я дважды повторил. Я не буду повторять трижды. Читайте классику, историю президента Джона Кеннеди, и вам многое станет ясно, мой дорогой друг, - говорил Ахметов.
Об экологии Усть-Каменогорска спрашивали Ахметова несколько раз. Аким признавал, что проблема выбросов действительно существует, и вроде бы идет их снижение. Журналисты слышат это дольше, чем сам Ахметов сидит в своем акиматовском кресле. Только легче от этого никому из теряющих здоровье жителей не становится.
- С каждым годом мы заставляем предприятия увеличивать инвестиции (в очистку выбросов - Ред). Я дышу таким же воздухом, как они (жители города - Ред), - заверял аким, сделав ремарку, что он вовсе не оправдывается.
Стендап-комику, выступившему недавно в Казахстане с программой "Стальной воздух", Ахметов рекомендовал обращать внимание не на Усть-Каменогорск, а на окраины Москвы.
- Я бы ему рекомендовал: я три года работал в Москве, пусть он проедет 70 километров от Москвы. Поверьте, Усть-Каменогорск ему покажется раем. Или пусть проедет в соседний Барнаул. Поверьте, Усть-Каменогорск покажется абсолютно европейским городом. Поэтому каждому своё, – сказал Ахметов.
Вопрос экологии пресса связывала с размером зарплат в регионе, на которые лечиться от последствий вдыхания отравляющего воздуха выходит дорого. Ахметову пришлось признаться, что зарабатывает он больше любого присутствующего в зале журналиста. 48-летний стаж работы позволяет ему получать больше 2 млн тенге.
За настойчивость Ахметов продолжал мстить журналистам пренебрежительным тоном, явно осознавая, что бедные репортеры не могут ему возразить без разрешения СЦК.
- Поверьте, моя дорогая, - говорил он, обращаясь к одной из репортерш. - Важно в журналистике искать объективность и при этом стараться в своей стране увидеть хорошее. Почему вы теряете аудитоию? Потому что вы все время ищете и находитесь в плену негативных эмоций. А вы посмотрите, какие замечательные люди! Посмотрите, и тогда ваш горький смех перебьется в радостный смех вашей семьи. Понимаете? В этом-то и проблема.
Вы находитесь в плену негативных своих желаний. А надо жить хорошо. Посмотрите, солнце светит, дождь идет, урожай увеличивается, и улицы наших городов, почему-то, полны машин.
Ахметов был абсолютно доволен собой. Он походил на фокусника, и совсем как ловкий циркач, стоящий перед не доверяющей ему публикой, показывал журналистам раскрытые ладони всякий раз, как хотел учить прессу работать.
- Продолжаем! – командовал он модератором, словно стоял на концертной сцене, и верная помощница была счастлива исполнять желания высокого гостя.
Но даже этого Ахметову было мало. Он упивался собственным тщеславием, как только мог. Даже когда речь зашла о прошлогоднем пожаре в Риддере, вследствие которого погибли люди и сгорели десятки домов, он нашел способ похвастаться.
- Кстати сказать, я ровно через 40 минут с начала пожара был там, и сам принимал участие в руководстве этими действиями. Мне очень повезло. Когда я шел по центру улицы, расставляя своих полицейских, в пяти метрах от меня взорвался газовый баллон. Там, наверху, видимо, посчитали важным мое присутствие, - сказал Ахметов.
Чем больше он старался продемонстрировать свою безупречность, тем больше журналисты не понимали, почему Ахметов остается на своем посту все эти годы. Кто-то даже спрашивал напрямую: «За какие заслуги?», - будто до январских событий аналогичных персонажей в казахстанской политике никогда не было. И только на этом вопросе акима могло сдержать скромное и бесспорное объяснение: на то воля президента.
Читайте также: Ляззат Калтаева о работе в парламенте: Тухлых помидоров пока не видела