Правительство усиливает неравенство в образовании. Чем это грозит?
Объявляя о строительстве 1000 школ до 2025 года казахстанское правительство взяло курс на развитие частного среднего образования. Планируется, что половина из обещанных гражданам учебных заведений будет коммерческой, при этом заставлять родителей платить за школьное обучение не будут. Граждане, имеющие стабильные доходы, сами готовы становиться клиентами частников только потому, что условия обучения в госшколах не улучшаются.
О строительстве новых школ при росте населения страны в последние годы, власти не особо заботились. С 2015 по 2019 годы численность учащихся возросло на 538 тысяч человек, а количество школ за этот период не только не увеличилось, но и уменьшилось с 7511 до 7 398.
Нести ответственность за это, как принято в Казахстане, никто не будет. Почти все, кто отвечали за социальную политику с 2015 года теперь заняты реализацией очередной госпрограммы, именуемой ныне нацпроектом «Качественное образование «Образованная нация», в рамках которой государство намерено всеми способами помогать частному бизнесу, ведь школьные места нужны прямо сейчас.
Читайте также: Скандал разгорелся вокруг закупа дорогого препарата в фонде «Казакстан халкына»
Из-за катастрофической нехватки школ и последующего снижения качества образования коммерческие школы и раньше проблем с привлечением клиентов не испытывали. Теперь еще и правительство обещает частникам «плюшки» в виде госзаказа.
В крупных городах, где идет бесконтрольная застройка многоэтажками, на откуп строительному бизнесу отдали качество среднего образования. В столице, например, граждане вынуждены митинговать и судиться, чтобы отстоять возможность строительства школ. В госшколах классы наполняемостью до 40 человек стали нормой, не позволяющей получать учиться полноценно. Поэтому частные школы теперь пользуются спросом уже только потому, что наполняемость классов там предлагают не более 18-20 учеников.
Согласно данным МОН, в 2018 году в стране работало 120 частных школ. В 2019 году их стало 191, в 2020-м – 247, а в 2022-м – 450. Ожидается, что за счет перехода детей в частные школы государственные разгрузятся. Кроме того, за счет налогоплательщиков правительство возмещает расходы на амортизацию здания частных школ в течение 8 лет за каждое вновь введенное ученическое место:
- при строительстве здания - 96 МРП в год (305 тыс. тенге),
- при реконструкции здания - 47 МРП в год (149 тыс. тенге).
- Частная школа получает подушевое финансирование от государства и сверх этого оплату за обучение от родителей, поэтому их финансовое положение гораздо выше, чем в обычных общеобразовательных школах. До 2-х миллионов доходит обучение в таких школах как TAMOS Education International, например. То есть, они берут оплату с родителей сверх подушевого финансирования. Общеобразовательные же школы получают от государства сравнительно небольшие суммы, и на эти суммы «живут», поэтому условия обучения в коммерческих школах, гораздо выше, - говорит эксперт в сфере образования Гульнара Абишева.
Что думают родители
Андрей Щербаков из Алматинской области перевел сына из государственной школы в частную по причине постоянных поборов, некачественного обучения и переполненности класса. В новой школе ребенок раскрылся, стал легко говорить по-казахски и по-английски. По словам Андрея, в список плюсов можно отнести: сильный педагогический состав, прекрасное отношение к детям, постоянно охраняемую территорию, просторные светлые классы, продленку и отличное техническое оснащение.
Читайте также: Кульгинов бросил нам кость - общественники о Дворце школьников на левобережье столицы
- В новой школе никто на детей не повышал голос, не было физических воздействий. Покинуть территорию ребенок самостоятельно не мог, и все время находился под охраной. Во время летнего лагеря 4 раза в неделю детей возили на экскурсии. То есть, в течении месяца ребенок посетил почти все достопримечательности Алматы и его окраин: дворцы, музее, галереи, театры, кинотеатры, фермы. Мне самому бы понадобилось полгода, чтобы все это показать, - рассказывает Андрей Щербаков.
Однако выбор частной школы похож на игру в рулетку. За годы обучения ребенка Андрею пришлось менять школы сына по разным причинам. Иногда попадались заведения, стоимость обучения в которых не соответствовала качеству. По словам Андрея, в частной школе ребенок никогда не будет двоечником, ведь тогда у родителей возникнут вопросы к педколлективу.
- Сами преподаватели говорили, что могут рисовать моему ребенку оценки. Они не могут оставить его на второй год. Понятное дело, что на второй год бы мало кто оставался, так как родители стали бы переводить своих детей в другие школы. То есть в частной школе всегда и со всеми можно договориться, это и в государственных, наверное, возможно, но тут гарантированно ребенок получает аттестат, без особых проблем оценки ему нарисуют, - говорит Андрей Щербаков.
Читайте также: Даниал Ахметов: Вы в плену негативных желаний
Руслан Закиев из Алматы в этом году принял решение перевести среднего ребенка в частную школу. Руслан доволен, что у сына больше нет проблем в отношениях с учителями.
- Как раз Центр социальных инклюзивных программ в Алматы запустил новый проект школы Инсайт (Insight), где вместе с нормотипичными детьми будут учиться дети с особыми потребностями. Так как у сына высокий уровень эмпатии, для него это самое лучшее решение, - говорит Руслан.
Серик Мамбетов из Алматинской области считает, что самый большой минус государственных школ - бесконечные поборы.
- Не знаю, как ситуация выглядит сейчас в городских школах, но в аулах это еще практикуется. Аульская простота и незнание законов дают возможность учителям заниматься школьными поборами. И на этот счет у меня лично возникла неприятная ситуация, когда пришлось обратиться даже к министру образования. Причем родители детей тоже поддерживали вот эту систему поборов. В частной школе такого нет. Утром отвез ребенка на учебу, вечером забрал, они там успевают и поучиться, и пообедать, и поиграть. В этой школе гордятся тем, какие знания они дают детям, многие из которых поступают за рубеж или в ведущие вузы нашей страны, - говорит Серик.
Чем чревато образовательное неравенство
Финансовое благополучие и комфортные условия работы без перегрузок позволяют частным школам привлекать высокопрофессиональных учителей, и это тоже один самых важных плюсов коммерческого среднего образования. Однако платить за обучение могут далеко не все. Для среднестатистического казахстанца стоимость школьного обучения в Казахстане неподъемна.
- В числе недостатков госшкол - проблемы образовательной инфраструктуры и отсутствие технологий. То есть, в обычных школах больших городов у нас переполненные классы, а в селах отсутствуют современные условия, необходимых для обучения – те же интерактивные доски, например, или компьютеры и высокоскоростной интернет.
Для частных школ, разумеется, эти проблемы неактуальны. Важно также понимать, что в условиях образовательного неравенства больше всех страдают дети из так называемых уязвимых слоев. Понятно, что они не смогут учиться в частных школах, это значит, что шансы выбраться из круга бедности у них минимальны, - говорит исследовательница PaperLab Анна Климченко.
По оценкам социологов, из-за дискриминирующих условий в системе школьного обучения образовательное неравенство в Казахстане будет расти, и его последствия вскоре могут сильно ударить по социально-экономическому благополучию государства.
Выпускники школ, получившие некачественное образование, вряд ли смогут продолжить учебу. Они рискуют пополнить ряды маргиналов, у них меньше шансов обрести собственное жилье и высока вероятность стать безработными. Таким образом, пропасть между социальными слоями, между богатыми и бедными будет расти. Чем это может оборачиваться, совсем недавно показали январские события.
Читайте также: Город против олигархов. Почему Кульгинов не дает митинговать в столице?