Утильсбор: автохлам на дорогах и высокая смертность
В парламенте снова заговорили о вреде утильсбора. Обращаясь к правительству, депутат мажилиса Нартай Сарсенгалиев призвал снизить стоимость утильсбора и первичной регистрации автомобилей. Эксперты же отмечают, что сложившаяся проблема влечет гораздо более тяжёлые последствия для казахстанцев, чем только переплаты за новые машины.
На фоне ухудшения состояния экономики покупка нового автомобиля казахстанцами сопровождается неподъемными тратами. По данным депутата Нартая Сасренгалиева, обязательные платежи включают налог на добавленную стоимость (12% от стоимости автомобиля), госпошлину (15% от стоимости автомобиля), сертификат соответствия (стоимость сертификата у дилеров от 60 до 140 тысяч тенге) плюс к этому таможенная пошлина (около 20 700 тенге). Стоимость утильсбора зависит от объема двигателя и начинается с 258 750 тенге. Депутат говорит, что если объем двигателя машины больше трех литров, то за утильсбор придется отдать почти два миллиона тенге и еще 350 тысяч тенге заплатить за акциз.
Читайте также: Мы хотим открытости от аппарата Касымбека - Menin Elim Dala
- Автомобиль Hyundai Elantra в Казахстане стоит от 11 миллионов тенге. За рубежом его можно приобрести чуть ли не в два раза дороже. Но если ввозить его из-за рубежа, то за привоз автомобиля наши граждане должны заплатить еще несколько миллионов тенге сверху. Это нечестно, - говорит Сарсенгалиев.
Дорогостоящий утильсбор – это не только экономические потери для граждан, но и высокая аварийность. Большинство казахстанцев больше не могут позволить себе покупку новых автомобилей, поэтому на дорогах все больше старых машин, ездить на которых опасно для жизни.
- Если рассматривать стандарт, то максимальное время, которое авто может проработать без поломки, составляет 10 лет. 49% зарегистрированных в Казахстане легковых автомобилей имеют возраст более 20 лет, а 21% – 10 лет. Доля новых автомобилей до 3 лет в стране составляет всего лишь 6%. Старый автомобиль подвержен повреждениям, из-за чего в стране растет количество ДТП, - сказал Нартай Сарсенгалиев, обращаясь к правительству с депутатским запросом.
Эколог Алишер Султанов считает, что дорогостоящий утильсбор не только не способствует сохранению экологии, но и ухудшает ее.
- У нас не принято делать замеры и публиковать динамику загрязнения воздуха, но важно понимать, что чем старее автомобиль, тем более концентрированные выхлопные газы он обеспечивает. В последние годы смогом окутаны не только крупные города, но и областные центры. Все потому, что старых машин на дорогах все больше, и это ощутимо даже визуально, когда находишься в пути. В таких условиях невозможно сохранять здоровье, быть высокоэффективным, потому что элементарно кислорода людям не хватает. Рассчитывать на долголетие в таких условиях не стоит, - говорит эксперт.
Как пишет Kolesa.kz со ссылкой на отчет Высшей аудиторской палаты за второй квартал и шесть месяцев 2023 года, механизм финансирования экологических проектов за счёт утильсбора непрозрачен.
«По словам экспертов, система расширенных обязательств производителей и импортёров через оплату утилизационных платежей не достигла поставленной цели. Улучшения уровня экологической чистоты транспорта, в том числе за счёт снижения количества морально и технически устаревших авто, в стране не произошло. Наоборот, средний возраст машин в Казахстане увеличился до 22 лет, а автомобилей старше 10 лет стало в полтора раза больше, чем в 2017 году (время старта программы утилизации. — Прим. Kolesa.kz).
При этом оператор по взиманию утильсбора — АО «Жасыл Даму» не обладает информацией о количестве производителей (импортёров), на которых распространяются соответствующие обязательства, и не имеет возможности их идентифицировать, а утилизационные платежи вносятся по факту на счёт акционерного общества», - пишет издание. Важно также отметить, что поиск отчета Высшей аудиторской палаты на официальном сайте госоргана вызывает затруднения.
Общественный деятель, юрист Шынгыс Темир приводит официальные данные аварийности и делает вывод, что именно утильсбор и первичная регистрация, введенные в 2016 году, задали тренд на увеличение старых машин на дорогах. По данным МВД, количество ДТП за последние пять лет сокращается. Но статистика смертности в авариях остается практически на том же уровне, что была девять лет назад.
«Например, если общее количество ДТП в стране и сокращается (с 20 378 в 2014 году до 15 886 в 2023 году), то динамика количества летальных случаев существенно не меняется (2 585 погибших в ДТП в 2014 году, 2 543 – в 2023 году). Более того, динамика количества погибших среди несовершеннолетних демонстрирует тренд на увеличение (232 в 2014 году, 317 – в 2023 году). Несомненно, в числе причин роста смертности на дорогах – старый автопарк», - пишет Шынгыс Темир на своей странице в Фейсбук.
Примечательно, что сложившаяся ситуация в нашей стране обеспечивает пополнения в бюджет соседей. Чтобы избежать переплат, казахстанцы регистрируют завезенные из-за рубежа машины в Кыргызстане. Не замечать очевидное уже невозможно: утильсбор не только не выгоден, но и губителен для казахстанцев, поэтому от правительства ждут если не полной его отмены, то хотя бы существенного снижения его стоимости, а также стоимости фиксированной таможенной пошлины автомобилей, ввозимых из-за рубежа, и стоимости их первичной регистрации.