Утильсбор: автохлам на дорогах и высокая смертность

В парламенте снова заговорили о вреде утильсбора. Обращаясь к правительству, депутат мажилиса Нартай Сарсенгалиев призвал снизить стоимость утильсбора и первичной регистрации автомобилей. Эксперты же отмечают, что сложившаяся проблема влечет гораздо более тяжёлые последствия для казахстанцев, чем только переплаты за новые машины.

  • 22.01.2024

На фоне ухудшения состояния экономики покупка нового автомобиля казахстанцами сопровождается неподъемными тратами. По данным депутата Нартая Сасренгалиева, обязательные платежи включают налог на добавленную стоимость (12% от стоимости автомобиля), госпошлину (15% от стоимости автомобиля), сертификат соответствия (стоимость сертификата у дилеров от 60 до 140 тысяч тенге) плюс к этому таможенная пошлина (около 20 700 тенге). Стоимость утильсбора зависит от объема двигателя и начинается с 258 750 тенге. Депутат говорит, что если объем двигателя машины больше трех литров, то за утильсбор придется отдать почти два миллиона тенге и еще 350 тысяч тенге заплатить за акциз.

Читайте также: Мы хотим открытости от аппарата Касымбека - Menin Elim Dala

- Автомобиль Hyundai Elantra в Казахстане стоит от 11 миллионов тенге. За рубежом его можно приобрести чуть ли не в два раза дороже. Но если ввозить его из-за рубежа, то за привоз автомобиля наши граждане должны заплатить еще несколько миллионов тенге сверху. Это нечестно, - говорит Сарсенгалиев.

Дорогостоящий утильсбор – это не только экономические потери для граждан, но и высокая аварийность. Большинство казахстанцев больше не могут позволить себе покупку новых автомобилей, поэтому на дорогах все больше старых машин, ездить на которых опасно для жизни.

- Если рассматривать стандарт, то максимальное время, которое авто может проработать без поломки, составляет 10 лет. 49% зарегистрированных в Казахстане легковых автомобилей имеют возраст более 20 лет, а 21%  – 10 лет. Доля новых автомобилей до 3 лет в стране составляет всего лишь 6%. Старый автомобиль подвержен повреждениям, из-за чего в стране растет количество ДТП, - сказал Нартай Сарсенгалиев, обращаясь к правительству с депутатским запросом.

Эколог Алишер Султанов считает, что дорогостоящий утильсбор не только не способствует сохранению экологии, но и ухудшает ее.

- У нас не принято делать замеры и публиковать динамику загрязнения воздуха, но важно понимать, что чем старее автомобиль, тем более концентрированные выхлопные газы он обеспечивает. В последние годы смогом окутаны не только крупные города, но и областные центры. Все потому, что старых машин на дорогах все больше, и это ощутимо даже визуально, когда находишься в пути. В таких условиях невозможно сохранять здоровье, быть высокоэффективным, потому что элементарно кислорода людям не хватает. Рассчитывать на долголетие в таких условиях не стоит, - говорит эксперт.

Как пишет Kolesa.kz со ссылкой на отчет Высшей аудиторской палаты за второй квартал и шесть месяцев 2023 года, механизм финансирования экологических проектов за счёт утильсбора непрозрачен.

«По словам экспертов, система расширенных обязательств производителей и импортёров через оплату утилизационных платежей не достигла поставленной цели. Улучшения уровня экологической чистоты транспорта, в том числе за счёт снижения количества морально и технически устаревших авто, в стране не произошло. Наоборот, средний возраст машин в Казахстане увеличился до 22 лет, а автомобилей старше 10 лет стало в полтора раза больше, чем в 2017 году (время старта программы утилизации. — Прим. Kolesa.kz).

При этом оператор по взиманию утильсбора — АО «Жасыл Даму» не обладает информацией о количестве производителей (импортёров), на которых распространяются соответствующие обязательства, и не имеет возможности их идентифицировать, а утилизационные платежи вносятся по факту на счёт акционерного общества», - пишет издание. Важно также отметить, что поиск отчета Высшей аудиторской палаты на официальном сайте госоргана вызывает затруднения.

Общественный деятель, юрист Шынгыс Темир приводит официальные данные аварийности и делает вывод, что именно утильсбор и первичная регистрация, введенные в 2016 году, задали тренд на увеличение старых машин на дорогах. По данным МВД, количество ДТП за последние пять лет сокращается. Но статистика смертности в авариях остается практически на том же уровне, что была девять лет назад.  

«Например, если общее количество ДТП в стране и сокращается (с 20 378 в 2014 году до 15 886 в 2023 году), то динамика количества летальных случаев существенно не меняется (2 585 погибших в ДТП в 2014 году, 2 543 – в 2023 году). Более того, динамика количества погибших среди несовершеннолетних демонстрирует тренд на увеличение (232 в 2014 году, 317 – в 2023 году). Несомненно, в числе причин роста смертности на дорогах – старый автопарк», - пишет Шынгыс Темир на своей странице в Фейсбук.

Примечательно, что сложившаяся ситуация в нашей стране обеспечивает пополнения в бюджет соседей. Чтобы избежать переплат, казахстанцы регистрируют завезенные из-за рубежа машины в Кыргызстане. Не замечать очевидное уже невозможно: утильсбор не только не выгоден, но и губителен для казахстанцев, поэтому от правительства ждут если не полной его отмены, то хотя бы существенного снижения его стоимости, а также стоимости фиксированной таможенной пошлины автомобилей, ввозимых из-за рубежа, и стоимости их первичной регистрации.

Байланысты жаналықтар

Заңсыз құжат, жалған нөмірлі автокөлік иелері 5 тәулікке қамалады

13.09.2022
MalimBlocks
Заңсыз құжат, жалған нөмірлі автокөлік иелері 5 тәулікке қамалады

Шетелдік нөмірмен жүрген көліктерді аулау басталған сияқты ма?