Правозащитник Роман Реймер: Где доказательства о похищениях из морга?
"Таким образом, в настоящее время мы можем предполагать, что «террористическая версия» является если не выдумкой, то огромным преувеличением".
Официальным поводом для введения войск ОДКБ на территорию Казахстана явилось нападение на Казахстан международных террористических банд. Оганы внутренних дел все еще продолжают усиленно искать как самих «террористов», так и яркие свидетельства их пребывания на территории нашей страны.
А был ли теракт?
В результате расследования казахстанской публике представили гражданина Кыргызстана со следами побоев на лице, который сообщил, что получил деньги за участие в беспорядках. Позже выяснилось, что «участник беспорядков» является популярным музыкантом Викрамом Рузахуновым, который был после вмешательства уполномоченных структур Кыргызстана возвращен на родину. Этот кейс отчетливо продемонстрировал, как профессиональный уровень отечественных следователей, вероятность применения пыток к задержанным, так и тот факт, что с «террористической версией» что-то пошло не так.
Читайте также: Журналистов вызывают в полицию в связи с митингами
Честно говоря, вызывает изумление, почему несмотря на то, что «террористическая версия» является официальной, компетентные органы еще не предъявили ни одного доказательства вторжения разнузданных интернациональных террористических банд?
Начальник Департамента полиции Алматы Канат Таймерденов сообщил, что из моргов Алматы было похищено 41 тело. При этом на скромный взгляд, процесс похищения десятков тел из моргов города (один из моргов как показывает 2gis, расположен в Институте судебных экспертиз) должен был быть каким- то образом зафиксирован - фото и видео камер наблюдения, свидетельствами работников, охранников, прохожими. Удивительно, что в данный момент в сети гуляют тысячи фотографий и видео, рассказывающих о трагических событиях минувших дней. Но, при этом ни одного материального свидетельства версии о похищении тел из моргов города. Таким образом, в настоящее время мы можем предполагать, что «террористическая версия» является если не выдумкой, то огромным преувеличением. Немедленно возникает вопрос: кто и как информирует президента о происходящем в стране?!
Читайте также: Чего боялся Уразалин и как Бозумабаев ругался матом
К сожалению, казахстанская силовая система, несмотря на очевидные логические нестыковки и отсутствие (во всяком в случае в официальных источниках) доказательств, упорно ведёт следствие по пути «террористической версии». Практически со всех регионов страны приходят свидетельства о том, что местные силовики прочно усвоили термин «террорист» и применяют его, наряду с мерами физического воздействия практически ко всем задержанным гражданам. Более того, я уже лично видел некоторое количество постановлений о привлечении к уголовной ответственности по статье 272 УК РК «Массовые беспорядки» в отношении исключительно казахстанцев.
Людей судят на выездных судах
Помимо прочего, в стране уже прошли, по меньшей мере, десятки административных судебных процессов (по делам об организации или участии в «незаконных» мирных собраниях) так называемых «выездных судов». Выездной суд проходит в отделении полиции, где в отношении задержанных граждан, не отходя, так сказать, от кассы, проводятся административные судебные процессы.
Очень важно понимать, что выездные» суды никак не регламентированы действующим законодательством. То есть, они если и не незаконны, то, как минимум легитимность таких судов, мягко говоря, сомнительна. В общем, с точки зрения как нашего национального законодательства, так и международного права процессы над задержанными гражданами проходят с серьезными нарушениями права на справедливое судебное разбирательство.
Вызывает серьезные опасения вероятность того, что за публично озвученную версию об ордах террористов, которая пока, судя по риторике властей, пока не имеет доказательств, наказание понесут сотни наших соотечественников. При этом, после кейса Викрама Разуханова, я лично не склонен доверять даже «чистосердечным признаниям».
Роман Реймер, правозащитник.
Читайте также: Сначала верили в Косанова. Откуда взялись январские «экстремисты»
Напомним, волна протестов в начале этого года началась в Мангыстауской области. Граждане выступали против роста цен на сжиженный газ. Позже недовольство распространились на другие регионы. Протестующие не только поддержали требования о снижении стоимости газа, но и выступили против коррупции, проблем в социально-экономической сфере страны, роста цен на продукты питания.
5 января правительство ушло в отставку, а президент объявил о снижении цен на сжиженный газ. Несмотря на эти шаги, волнения в стране продолжились, начались беспорядки. В стране заблокировали интернет, власти объявили о нападениях террористов. В результате беспорядков пострадали стратегические объекты, в том числе здания правоохранительных органов. Власти говорят о 20 тысячах преступников. До 19 января в стране объявили режим чрезвычайного положения.
В ходе антитеррористической операции погибли полицейские и военные. Президент обратился за помощью к главам стран-участниц ОДКБ. В Казахстан прибыли военные из Армении, России, Таджикистана, Беларуси и Кыргызстана. Касым-Жомарт Токаев сообщил, что вывод войск ОДКБ из нашей страны начался 13 января.
«Во время чрезвычайного положения в морги были доставлены 225 погибших. Часть из них - это вооруженные бандиты, участвовавшие в терактах. В числе погибших 19 полицейских и военных. К сожалению, жертвами актов терроризма стали и мирные граждане», - сказал начальник службы уголовного преследования Генеральной прокуратуры Серик Шалабаев на брифинге в столице 15 января.
17 января начальник Департамента полиции Алматы Канат Таймерденов сообщил на площадке СЦК, что из моргов Алматы было похищено 41 тело.
"Нападения осуществляли профессионально подготовленные люди, в совершенстве владеющие оружием, методами ведения боя. При этом они не оставляли убитых и раненых, а забирали их с собой. В эти дни было 7 нападений на морг, в ходе которых 41 тело погибших было похищено неизвестными лицами", - сказал Таймерденов.
Фото с сайта: agkipr.kz