Потомки жертв Ашаршылыка страдают до сих пор – родолог Алия Сагимбаева

Страх - одна из самых базовых эмоций и чувств человека, играет важную роль в жизни каждого человека: и позитивную, и негативную. Как утверждают специалисты, человек обрабатывает всю поступающую информацию в первую очередь сквозь призму страха, особенно жители постсоветского пространства, и на это есть причины, рассуждает родолог, тектанушы Алия Сагимбаева.

  • 31.05.2023

В семейной психотерапии есть понятие «синдром предков». Это своеобразные невидимые связи между многими поколениями родственников, по которым осуществляется трансгенерационная (межпоколенная) передача особенностей жизни, неосознанного повторения ситуаций, значимых дат, семейных тайн.

Читайте также: Реклама депутата Даулета Мукаева обернулась скандалом

Люди могут не понимать, почему какое-то событие, происходившее в жизни их родителей, бабушек-дедушек, других предков повторяется (и неоднократно!) и в их жизни. Это обычно, и чаще всего, значимые, трагические или какие-то другие события в жизни: семейные отношения, болезни, разводы, выбор профессии, повторение семейных тайн.

Специалисты давно обратили внимание, что повторяться могут не только события, но и чувства - обида, чувство вины, зависти, ревности, страха. Вот это повторение событий и чувств в нескольких поколениях родственников и называется «трансгенерационной передачей». Кому интересна эта тема, рекомендую прочитать очень интересную и познавательную книгу известного европейского психотерапевта Анн Шутценбергер «Синдром предков». В этой книге она описала такое явление, как травматизм «ветра пушечных ядер». Анн Шутценбергер поведала о сотнях своих консультативных случаях, когда у потомков людей, переживших первую и вторую мировые войны, геноцид, узников концлагерей наблюдалось необъяснимое проявление ужасной тревоги смерти, кошмаров, страхов и ощущали оцепеняющий ветер от пушечного ядра...

Шутценбергер как специалист, описывала то, что было в Европе. У нас же, на постсоветском пространстве, свой травматизм, свой «оцепеняющий ветер страха» - это отдаленные последствия раскулачивания, репрессий, голода, депортации, второй мировой войны.

Дело в том, что исследования, проведенные авторами родологии, российскими учеными Валерием и Ларисой Докучаевыми с 1995 года показали, что такие социальные катаклизмы как революции, войны, репрессии, голод, массовые переселения ХХ века имеют социально-психологические последствия на протяжении 3-4 поколений и более, если этому продолжают способствовать социальные, природные условия. Постстрессовые расстройства влияют не только на тех, кто пережил социальные катаклизмы, но и на их детей, внуков, правнуков.

При исследовании отдалённых последствий социальных катаклизмов ХХ века авторами было установлено, что «среднестатистический потомок» репрессированных, раскулаченных, участников ВОВ обладает рядом характерных особенностей. Главная из них - внутреннее психологическое напряжение, чаще всего - неосознаваемое, которое обусловлено синдромом постстрессового расстройства СПР, унаследованного от предков, переживших социальные катаклизмы.

Это напряжение многие наши современники реализуют через неадекватные и неэффективные модели поведения. И чаще всего за этими неэффективными моделями поведения стоят различного рода страхи: страх открыть свое дело; страх потери денег, бизнеса; страх перед властью; страх потери детей или партнера; страх что может что-то случиться с самим человеком; страх голода и т.п.

Тема голода в нашем обществе занимает вообще особое место среди страхов. Потомки переживших голод до сих пор испытывают страх перед ним, боятся не наесться, много едят, забивают холодильники едой, закармливают детей и внуков, страдают лишним весом, садятся на диеты, которые в итоге не дают результата.

Сколько страшных историй о периоде голодомора я выслушала! До сих пор помню потрясение женщины, пришедшей с запросом «почему не могу поправиться?», которая вспомнила, что бабушка рассказывала о своем первом муже, полном мужчине. Он вышел на улицу, и его съели голодные люди. Эта трагедия передалась потомкам бабушки в виде неосознаваемого страха быть полными.

Голодомор и голод, пережитый нашими предками, имеет психологические последствия и в наши дни. «Голод - самая страшная форма смерти, которая растаптывает сознание и волю...», - писал Мурат Ауезов.

Голодомор растоптал не только сознание и волю. Он растоптал честь, достоинство, память, национальное самосознание, самые лучшие качества моего многострадального народа... И продолжает растаптывать до сих пор.

За 20 лет консультаций я наслушалась множество страшных, трагических, жестоких, печальных историй о том, как предки казахстанцев пережили или не пережили те ужасные времена. Я не понаслышке, не только по историческим, архивным документам или фильмам, а из уст современников и скорбной памяти многих семей и родов знаю о голодоморе. Знаю и вижу, как до сих пор это влияет на потомков. И будет еще влиять...

Знаю, как до сих пор потомки не могут наесться, как до сих пор набивают холодильники едой, как до сих пор мамы, бабушки закармливают детей и внуков, как генная память передает и продолжает передавать эту боль и трагедию... Мурат Ауэзов в одном из интервью сказал страшную фразу: «Потомки тех, кто пережил голодомор в 30 годы ХХ века, еще до семи поколений будут испытывать чувство голода...».

Еда - одна из базовых потребностей человека. Любой человек знает, что если не будет есть, то умрет. Когда предки голодали, пережили голод, умерли от голода, то по геному был нанесен сильнейший психологический удар. Этот психологический удар записывается в бессознательном у людей, переживших это, записывается и в генетической памяти рода, тиражируется и передается из поколения в поколение. Наиболее активно он проявляется  в третьем-четвертом поколениях.

Что происходит у потомков?

•страсть к еде;

•невозможность наесться;

•нарушения питания;

•постоянное чувство голода;

•нервозное состояние, когда голодны;

•лишний вес;

•разные виды пищевой зависимости;

•едят много, не знают меры в этом - как многие говорят «набиваем желудок едой», обжорство;

•гормональные нарушения;

•набивают холодильник едой;

•нервничают, когда в холодильнике мало еды; 

•закупают впрок много еды, даже мешками;

•заставляют детей, внуков много есть, закармливают;

•страх потери родных;

•даже такое - едят быстро, буквально заглатывают еду.

Мой опыт показывает, что потомков голодавших на постсоветском пространстве практически бесполезно садить на диету. Потому что любая диета — это ограничения в еде. Человек может придерживаться диеты какое-то время, то есть ограничивать себя в еде, а потом включается «генная память» о том, что ограничение в еде - это смерть...    

Происходит срыв, диету забрасывают и набирают вес заново. Всегда рекомендую тем, кто собирается сесть на какую-то диету, узнать, не голодали ли ваши предки? Лучше сначала снять психологическое напряжение, связанное с едой и потом экспериментировать с диетами.

Летом 2020 года, в разгар пандемии, я и моя коллега Сауле Мусина выступили на IX Всемирном конгрессе по психотерапии (Москва) с темой: «Пандемия как цивилизационный вызов и актуализация отдаленных социально-психологических последствий голода, репрессий, войн, депортаций, раскулачивания в жизни потомков в наши дни».

Провели опрос, в том числе был вопрос и по теме голода. Страх голода, нехватки продуктов во время пандемии проявился у 43 % опрошенных. У 89 % из них предки пережили голод, голодомор.

Вот еще отзывы клиентов, слушателей по этой теме:

1. «Я вот осознала, что у меня постоянный страх остаться голодной, без продуктов. Вне зависимости от ситуации в стране. Всегда закупаюсь. Порой продукты пропадают, но я испытываю чувство тревоги, если в холодильнике мало продуктов. Сестра ругается, зачем столько продуктов, пропадут же. Сейчас мой страх усилился вдвойне. Тем более что 20 дней меня не было дома, и я ещё не закупилась. А ещё у меня привычка - доедать всё с тарелки. Даже если наелась».

2. «У нас в 90-ые тоже бывали моменты, когда хлеба не было».

3. «Вот сейчас понимаю, что магазинов много, в любой момент могу пойти купить все необходимое, но пустые полки холодильника удручают, вызывают напряжение».

4. «Обе прабабушки умерли в 30-годы от голода. Я у нағашы-апа была любимой внучкой. Она всегда при встрече говорила мне: «Құлыным, жүдеп қалыпсын ғой - ты что-то похудела» и старалась вкусно, досыта накормить».

5. «Мама рассказывала, как она голодала. Мне её тогда жалко так было, я была маленькая, но тогда даже было жалко голодную маленькую девочку, мою маму. И у меня есть избыточный вес. И холодильник, морозильник полные всегда».

6. «Когда начался карантин, у меня был страх, что мы умрём от голода, а про вирус ничто в голову не приходило».

7. «Ой, ну прям про нашу семью. Холодильники во время пандемии забили, как будто все магазины навечно закрываются. Никто в семье не любит пустоту полок. Лишний вес! И все хотят друг друга накормить да посытнее».

8. «Я кушаю быстро, когда пытаюсь сесть на диету, думаю, что надо наесться».

В работе с клиентами (потомками раскулаченных) с лишним весом я выявляла и такие интересные, неосознаваемые до консультации психологические установки:

•Вес — это то последнее, что власть, государство не смогут у меня отнять;

•Не сумела сохранить деньги, имущество, должность и т.д., зато сохраню вес.

Вот и попробуйте при такой генной памяти скинуть лишние килограммы...

Во всех аналогичных случаях нужна индивидуальная консультация, терапия у специалиста, причем длительная. Не только у нас, родологов, но и у других специалистов: врачей, диетологов, психологов. Решать этот вопрос важно комплексным подходом.

Фатальна ли связь между всеми этими катаклизмами ХХ века и их влиянием на судьбу потомков? Если не учитывать реального фактора воздействия, не осознавать, то да.   Поэтому нужно совершенно осознанно и целенаправленно подходить к решению указанных проблем, консолидируя усилия специалистов из различных областей человекознания. 

31 мая скорбная дата в нашем обществе - День памяти жертв политических репрессий. Для преодоления последствий массовых репрессий, раскулачивания, голодомора необходима консолидация всего казахстанского сообщества: ученых, практиков, государственных деятелей, общественности, всех тех, кто заинтересован в мире без войн и конфликтов для того, чтобы наши потомки жили в согласии с самими собой и с миром! 

Выражаю глубокую благодарность Докучаеву В.В (светлая память), Докучаевой Л.Н. за разработку метода, исследования, проекты.

В тексте использованы материалы доклада Докучаевых на Четвертом паназиатском конгрессе «Отдаленные социально-психологические последствия репрессий и войн».

Вечная память жертвам политических репрессий и Голодомора.

Помните.

С уважением к вам и ко всем вашим сильным, достойным Родам, Алия Сагимбаева, родолог-консультант, тектанушы, преподаватель родологии-тектану.

Источник: Facebook

Байланысты жаналықтар

Нацплан развития экономики-2029 не спасет экономику Казахстана – эксперт

27.02.2024

Рост зарплат в два раза ниже реального роста экономики в Казахстане

13.02.2024

Неравенство в Казахстане как в Африке – исследование

26.01.2024

Почему казахстанцы такие бедные – исследование

24.01.2024

Низкое доверие госинститутам в Казахстане зафиксировали социологи

15.01.2024

Деколонизация в Центральной Азии: иерархии и «разное прошлое»

24.11.2023
MalimBlocks
Нацплан развития экономики-2029 не спасет экономику Казахстана – эксперт

Известный экономист Мурат Темирханов раскритиковал проект Национального плана развития Казахстана до 2029 года. По его мнению, документ не содержит анализа текущей и прошлой моделей экономического развития государства. В качестве примера профессиональной работы он приводит нашумевший доклад Всемирного банка по экономике Казахстана, в котором текущий период экономического развития страны аналитики назвали «потерянным десятилетием», показав это на цифрах.

Рост зарплат в два раза ниже реального роста экономики в Казахстане

В четвертом квартале 2023 года среднемесячная заработная плата составила 393.6 тысяч тенге, увеличившись на 12% с предыдущего квартала. Но радоваться этому не стоит. Аналитики «Халык финанс» считают, что такой рост связан с выплатами премий в конце ушедшего года.

Неравенство в Казахстане как в Африке – исследование

Почти половина жителей Казахстане имеет среднемесячные доходы на душу населения ниже минимальной заработной платы (85 тыс. тенге). При этом больше половины этих доходов люди вынуждены тратить на продукты питания. Зато 10% наиболее богатых людей в стране владеют почти 60% всех активов домохозяйств, что ставит Казахстан по уровню имущественного неравенства в один ряд со странами Африки. К таким выводам пришли аналитики «Халык Финанс» в опубликованном исследовании «Экономическое неравенство населения в Казахстане».

Почему казахстанцы такие бедные – исследование

Сырьевая направленность экономики и низкая производительность труда мешают казахстанцам больше зарабатывать. Частный сектор, малый и средний бизнес не то что не стали опорой экономики и источником ее эффективности, но и стагнируют. Тем временем государство увеличивает свою роль во многих сферах, позволяя оставаться на рынке низкопроизводительным компаниям. К таким выводам пришли аналитики «Халык Финанс» в опубликованном отчете «Рынок труда Казахстана 2023 - низкая производительность, скрытая безработица, региональный дисбаланс».

Низкое доверие госинститутам в Казахстане зафиксировали социологи

Центр социологических и политических исследований «Стратегия» опубликовал рейтинг управленческой элиты за 4 квартал 2023 года

Деколонизация в Центральной Азии: иерархии и «разное прошлое»

Война в Украине стала катализатором деколонизационных процессов в Центральной Азии, когда люди хотят уйти от иерархий, стремятся быть самодостаточными, задумываются о развитии собственного языка, культуры и сохранении независимости свой страны. Но и на этом пути есть некоторые риски, говорили эксперты на Central Asian Think Tanks Forum, прошедшем в Астане.