«Болото» гражданского общества ведет в кризис – эксперт
Страны Центральной Азии не должны рассматривать общественные организации в отрыве от политического пространства. Такое мнение высказал казахстанский политолог Димаш Альжанов на конференции, посвященной 30-летию Казахстанского международного бюро по правам человека в понедельник, 28 августа, в Алматы.
Он отметил, что политическая оппозиция в странах Центральной Азии подавлена, что помогло автократиям повлиять на сокращение гражданского поля.
- Если раньше было хоть какое-то пространство для взаимодействия, гражданские организации получали международное финансирование, взаимодействовали даже не на таком большом уровне с парламентом и с представительными институтами власти, то сейчас этого полностью нет. Более того, за это время режимы очень хорошо приспособились, они инструментализируют любую повестку, - заметил Альжанов.
Читайте также: «Как с дебилами разговариваете!» В Астане обсудили генплан
Политолог привел в пример деятельность дочери президента Узбекистана, которая публично начала поднимать проблему насилия, что вызывало одобрение не только в самой стране, но и со стороны международного сообщества. Однако анализ законодательных изменений в Узбекистане показывает сужение гражданского пространства.
- И теперь мы приходим к той точке, когда уровень развития гражданских организаций не позволяет обществу адаптироваться к серьезным политическим кризисам. (…) На момент, когда кризис происходит, у общества нет ни партий, ни гражданских организаций, чтобы правильно направить любое политическое изменение в более позитивное русло.
Я думаю, что если эта тенденция продолжится (в странах Центральной Азии – Ред.), неизбежно будут кровопролития, смена власти или же кризисы, с которыми будут сталкиваться центрально-азиатские автократии - они будут иметь примерно плюс-минус такой характер. Пример Казахстана очень хорошо показывает тенденцию, - отметил Димаш Альжанов.
Эксперт обратил внимание, что страны, ранее входившие в советское пространство и получившие шанс зафиксировать электоральные демократии (Украина, Грузия, на непродолжительный период Армения, Молдова) имели важное преимущество – политические партии, способные, так или иначе, оппонировать действующей власти.
- Там везде присутствовали и никогда не были полностью уничтожены политические партии. Поэтому, когда западные страны смотрят на Казахстан и Центральную Азию и думают, что здесь гражданские организации приведут к позитивным изменениям, - нет, не приведут. Они просто будут занимать определенную нишу, заниматься разными проектами, но они не могут быть источником мобилизации, это не их задача, у них нет таких возможностей.
Только политические внутренние игроки, борясь за власть, расширяют политическое пространство. На основе этого политического пространства происходят определенные консенсусы или концессии, когда они договариваются, - сказал Альжанов.
По его мнению, уничтожение оппозиции никогда не оставляет шансов на полноценное существование гражданским организациям.
- Если даже вы налаживаете хорошие отношения, покупаете казахскую нефть или там разные составляющие энергетического рынка европейских стран, эта политика нежизнеспособна в долгосрочной перспективе. Поэтому поддержка гражданского общества должна идти напрямую с поддержкой защиты политического пространства. Если этого не будет сделано, то дискурс и будет на том уровне: одни делают вид, что поддерживают гражданское общество, другие делают вид, что оно как-то развивается и остается на уровне этого болота, - заключил эксперт.
Читайте также: Мурат Касенов: Петицию об отставке Досаева я не подписывал