Если дети насилуют детей. Эксперт об уроках алматинской трагедии
Информационная волна о сексуальном насилия в отношении детей снова взбудоражила казахстанское общество. Так вышло, что трагические случаи редко приводят к институциональным изменениям, все ограничивается лишь информационным шумом, как это было несколько лет назад после случая с изнасилованием мальчика школьниками в селе Абай на юге Казахстана. О причинах повторения аналогичной истории в благополучном Алматы мы поговорили с психологом Маргаритой Ускембаевой.
- Раньше казалось, что ужасный случай, когда дети насилуют детей, если и мог случиться, то только где-то на периферии, где легко скрывать информацию и трудно добиваться справедливости. О чем вам говорит алматинский случай, произошедший на первый взгляд, в самой социально благополучной среде?
Читайте также: Смерть срочника и ответы вице-министра обороны взволновали парламент
- Считается, что насилию подвергаются только какие-то социально-уязвимые дети, что насилие происходит только в бедных семьях. Но это не так, и трагический случай в Алматы тому доказательство. Насилие происходит в разных социальных средах, материальный статус в этом вопросе никакого значения не имеет. Казалось бы, 12 учеников в классе частной школы Алматы, где почти везде есть камеры, которые должны обеспечивать безопасность, есть персонал, тем не менее, от насилия уберечь не смогли.
Я неоднократно говорила, что в туалетах несмотря на то, что это место приватное, нужно устанавливать видеокамеры, но меня не услышали. Конечно, это не принято, потому что приватная сфера, но раз это школа, и возможны какие-то такие страшные происшествия, камеры необходимо устанавливать.
- Независимые эксперты постоянно говорят о сексуальном просвещении, как одном из способов профилактики насилия, ведь в рамках секспросвета сообщается о важности соблюдения личных границ. Как вы к такому подходу относитесь?
- Очень важно рассказывать о личной неприкосновенности. Необходимо проговорить с ребёнком дома, кто имеет право дотрагиваться до него. Например, Брюс Уиллис с детства внушал всем своим трем дочерям, что никто не имеет права к ним прикасаться. Это очень правильно, нужно объяснять детям, что есть телесная неприкосновенность. В первую очередь, об этом должны говорить в семье, потом в школе проводить разъяснительную работу. Я, например, вообще не подхожу к детям во время консультаций, у них есть мама, которая может приласкать, обнять и утешить. То есть нужно формировать культуру безопасного поведения. Нужно учить родителей говорить об этом с детьми. Дети же в маленьком возрасте, как этот первоклассник, не понимают, что происходит насилие, а воспринимают это, просто, как физическую боль.
За время моей практики был случай, когда ко мне обратилась 18-летняя девушка, которую с 9 лет насиловал родной отец. Она рассказала об этом маме, но мать в ответ заявила, что «все так живут». Это была неблагополучная семья, и девочка жила с этим долгие годы. Ей никто не объяснил, что это ненормально. Дети не понимают, что с ними происходит что-то недопустимое, вот в чем проблема. Именно поэтому виновные часто остаются не выявленными и не несут наказание.
- Сейчас многие родители встревожены, особенно те, кто не привык говорить с ребенком о личных границах. Что вы посоветуете?
- Каждый день родители должны спрашивать ребенка, как прошел его день, что с ним произошло, с кем он играл, в какие игры, кто с ним разговаривал. Если установить с ребенком доверительные отношения, он все расскажет. Важно поддерживать эту связь постоянно, объяснять, что что бы ни случилось, мы, семья, защитим, поможем, что никто не имеет право заставлять терпеть насилие.
- Какие меры должно предпринять государство в связи со случившейся трагедией в Алматы?
- К сожалению, в отношении детей, переживших насилие или ставших свидетелями насилия, не проводится системная работа. Нужно ввести стандарты оказания помощи жертвам сексуального и бытового насилия. Важно снизить в обществе терпимость к насилию вообще, ведь когда дети подвергаются насилию дома, для них это становится нормой, а когда это происходит с ними в школе, на улице, они сами не могут распознать, что это насилие. Поэтому нужна разъяснительная работа как в семьях, так и в школах.
Читайте также:
Как Аймагамбетов «обучает бесплатно» детей в частных школах
Казахстан – рай для агрессоров. Почему в детсадах избивают детей, объяснила эксперт