Скандальное шоу о насилии: уят или урок?
Первый выпуск ток-шоу «Бірақ» на телеканале «Хабар», в котором ведущие пытались выпросить у жертвы домашнего насилия прощения для абьюзера и разрешения общения с его шестерыми детьми, вызвало шквал критики казахстанцев в соцсетях. Градус недовольства был настолько высоким, что извинения руководства телеканала не помогли, и шоу решили закрыть. Казахстанцы продолжают рефлексировать на эту тему.
Шоу с запредельными этическими стандартами, виктимблеймингом и другими недопустимыми методами общения с жертвами насилия на казахстанском телевидении были и раньше. Очевидно, что острую общественную реакция на этот раз вызвал информационный фон, созданный резонансным судебным процессом по делу Куандыка Бишимбаева, которого судят по факту убийства жены. Но эксперты видит и другие причины случившегося.
Читайте также: Кого не гладят по головке, рассказал Кошанов
Антрополог Алима Бисенова считает, что сценарий шоу «Бірақ» - результат противоречивой информационной политики. Люди не до конца понимают, что следует относить к так называемым традиционным ценностям, а что включает гендерное равенство, к которому в стране все-таки стремятся, открывая реабилитационные центры для жертв насилия и проводя специальные кампании против абьюза. Эксперт не понимает, почему менеджеры приюта, где жила героиня ток-шоу, оказали содействие для ее участия в телевизионном проекте.
«Но то, что произошло с героиней, мне понятно. Её все дружно "спасали"...и одновременно пытались использовать как "poster case" для каких-то месседжей и повесток. Приют, который получает деньги от государства, пытался спасти женщину и одновременно показать проблему насилия в семье, и, возможно, получить больше денег для дальнейшей работы по спасению, а «Хабар» криво-косо-тупо попытался спасти семью... Короче, не дай бог, оказаться "спасаемым" во власти всех этих институций...», - пишет антрополог на своей странице в соцсетях.
Социолог Алим Дуйсенов считает, что отрицательную реакцию на ток-шоу «Бірақ» в социальных сетях нельзя считать репрезентативной. По его мнению, терпимость к насилию и виктимблеймингу в обществе все еще высока.
- Люди, активные в соцсетях – это малая часть общества. Если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то можно осознать, что те же самые ведущие или другие создатели ток-шоу – это люди не с другой планеты, они тоже представители нашего общества, и это их картина мира. Случай с «Бірақ» всего лишь срезонировал с судом над Бишимбаевым. Я больше чем уверен, что если бы это шоу вышло чуть раньше или чуть позже, такой ажиотажной реакции бы не было, - говорит Алим Дуйсенов.
Общественный деятель Расул Рысмамбетов считает, что программы, созданные по лекалу зарубежного телевидения, транслирующие невоспитанность, хамство способствуют созданию соответствующих этических стандартов в обществе: "если это показывают по ТВ, значит это поощряемый вид поведения".
«Безудержное копирование чуждых нам вещей, ф(р)а(н)шизм во всей красе, безвкусные шутки. Справедливости ради - кому надо и так могут включить передачи на английском или русском языке с американского или российского телевидения. Там такое оскотинивание обогнало наше, но у них есть и научные передачи и множество других интересных тем.
Это как вот эти тупые безвкусные стендапы, где смешной только мат. Это не отменяет, что есть и хорошие, интересные ток шоу, веселые стендапы и полезные передачи. Но передачи, где выворачивают человека до кишок - не очень хорошая затея. Или это в рамках рухани жангыру идет?», - пишет Рысмамбетов на своей странице в соцсетях.
Филолог Айнаш Мустояпова обращает внимание на повсеместное использование слова «ұят», которому пытаются приписать несвойственную ему негативную коннотацию, превращая в некий щит сомнительных поборников «чистоты нравов». На своей странице в соцсетях эксперт отмечает, что это неправильно, так как слово «ұят» несет совсем другой, глубокий смысл, далекий от значения лицемерия.
«Когда родители или старики говорят «Ұят болады», они имеют в виду некий кодекс чести, складывающийся из многих составляющих: от этикета, речи, серьезных поступков до выбора жизненного пути, отношения к людям, жизни и миру. Они вкладывают в это выражение не столько запрет, сколько предупреждение, предостережение, напоминания о том, что может иметь разрушительные для человека последствия.
Преступивший ұят должен нести наказание. В сегодняшнем резонансном случае на «Хабаре» – это муж-абьюзер. Его вину пытаются переложить на плечи жены. Так происходит деморализация нации», - отметила Мустояпова.
Читайте также: Резонанс Бишимбаева, или почему казахстанцы онемели от насилия