Скандальное шоу о насилии: уят или урок?

Первый выпуск ток-шоу «Бірақ» на телеканале «Хабар», в котором ведущие пытались выпросить у жертвы домашнего насилия прощения для абьюзера и разрешения общения с его шестерыми детьми, вызвало шквал критики казахстанцев в соцсетях. Градус недовольства был настолько высоким, что извинения руководства телеканала не помогли, и шоу решили закрыть. Казахстанцы продолжают рефлексировать на эту тему.

Орал Кайрат

  • 14.03.2024

Шоу с запредельными этическими стандартами, виктимблеймингом и другими недопустимыми методами общения с жертвами насилия на казахстанском телевидении были и раньше. Очевидно, что острую общественную реакция на этот раз вызвал информационный фон, созданный резонансным судебным процессом по делу Куандыка Бишимбаева, которого судят по факту убийства жены. Но эксперты видит и другие причины случившегося.

Читайте также: Кого не гладят по головке, рассказал Кошанов

Антрополог Алима Бисенова считает, что сценарий шоу «Бірақ» - результат противоречивой информационной политики. Люди не до конца понимают, что следует относить к так называемым традиционным ценностям, а что включает гендерное равенство, к которому в стране все-таки стремятся, открывая реабилитационные центры для жертв насилия и проводя специальные кампании против абьюза. Эксперт не понимает, почему менеджеры приюта, где жила героиня ток-шоу, оказали содействие для ее участия в телевизионном проекте.

«Но то, что произошло с героиней, мне понятно. Её все дружно "спасали"...и одновременно пытались использовать как "poster case" для каких-то месседжей и повесток. Приют, который получает деньги от государства, пытался спасти женщину и одновременно показать проблему насилия в семье, и, возможно, получить больше денег для дальнейшей работы по спасению, а «Хабар» криво-косо-тупо попытался спасти семью... Короче, не дай бог, оказаться "спасаемым" во власти всех этих институций...», - пишет антрополог на своей странице в соцсетях.

Социолог Алим Дуйсенов считает, что отрицательную реакцию на ток-шоу «Бірақ» в социальных сетях нельзя считать репрезентативной. По его мнению, терпимость к насилию и виктимблеймингу в обществе все еще высока.

- Люди, активные в соцсетях – это малая часть общества. Если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то можно осознать, что те же самые ведущие или другие создатели ток-шоу – это люди не с другой планеты, они тоже представители нашего общества, и это их картина мира. Случай с «Бірақ» всего лишь срезонировал с судом над Бишимбаевым. Я больше чем уверен, что если бы это шоу вышло чуть раньше или чуть позже, такой ажиотажной реакции бы не было, - говорит Алим Дуйсенов.

Общественный деятель Расул Рысмамбетов считает, что программы, созданные по лекалу зарубежного телевидения, транслирующие невоспитанность, хамство способствуют созданию соответствующих этических стандартов в обществе: "если это показывают по ТВ, значит это поощряемый вид поведения".

«Безудержное копирование чуждых нам вещей, ф(р)а(н)шизм во всей красе, безвкусные шутки. Справедливости ради - кому надо и так могут включить передачи на английском или русском языке с американского или российского телевидения. Там такое оскотинивание обогнало наше, но у них есть и научные передачи и множество других интересных тем.

Это как вот эти тупые безвкусные стендапы, где смешной только мат. Это не отменяет, что есть и хорошие, интересные ток шоу, веселые стендапы и полезные передачи. Но передачи, где выворачивают человека до кишок - не очень хорошая затея. Или это в рамках рухани жангыру идет?», - пишет Рысмамбетов на своей странице в соцсетях.

Филолог Айнаш Мустояпова обращает внимание на повсеместное использование слова «ұят», которому пытаются приписать несвойственную ему негативную коннотацию, превращая в некий щит сомнительных поборников «чистоты нравов». На своей странице в соцсетях эксперт отмечает, что это неправильно, так как слово «ұят» несет совсем другой, глубокий смысл, далекий от значения лицемерия.

«Когда родители или старики говорят «Ұят болады», они имеют в виду некий кодекс чести, складывающийся из многих составляющих: от этикета, речи, серьезных поступков до выбора жизненного пути, отношения к людям, жизни и миру. Они вкладывают в это выражение не столько запрет, сколько предупреждение, предостережение, напоминания о том, что может иметь разрушительные для человека последствия.

Преступивший ұят должен нести наказание. В сегодняшнем резонансном случае на «Хабаре» – это муж-абьюзер. Его вину пытаются переложить на плечи жены. Так происходит деморализация нации», - отметила Мустояпова.

Читайте также: Резонанс Бишимбаева, или почему казахстанцы онемели от насилия

 

Байланысты жаналықтар

Лжет ли гадалка Бишимбаева? Суд переходит к прениям

24.04.2024

Нарцисс, пахнущий розами? Что рассказал смартфон Бишимбаева

23.04.2024

Салтанат не открывает глаза. Бишимбаев сделал признание

22.04.2024

Загадка нашатыря. Помешал ли Путин Бишимбаеву?

18.04.2024

Завещание Бишимбаева. Куда подевались отпечатки пальцев Нукеновой?

17.04.2024

Российские специалисты VS эксперт Халимназаров. Кого услышат на суде Бишимбаева

16.04.2024
MalimBlocks
Лжет ли гадалка Бишимбаева? Суд переходит к прениям

В среду, 24 апреля, на судебном следствии по делу экс-министра Куандыка Бишимбаева, обвиняемого в убийстве своей гражданской жены Салтанат Нукеновой, случилась кульминация. И дело не только в том, что на процесс пригласили ставшую знаменитостью гадалку Бишимбаева из Шымкента, но и в ее показаниях, которые сам подсудимый отрицать не стал: когда Салтанат умирала, ясновидящая советовала ему вызвать скорую помощь.

Нарцисс, пахнущий розами? Что рассказал смартфон Бишимбаева

Во вторник, 23 апреля, участники процесса по делу экс-министра Куандыка Бишимбаева, обвиняемого в убийстве и истязаниях своей гражданской жены Салтанат Нукеновой, продолжили исследовать смартфон главного подсудимого. Его переписка с женой в разное время и с некоторыми другими женщинами рассказали суду о том, в каком настроении находился главный подсудимый в день убийства, 9 ноября. Впрочем, появилась и другая интересная информация.

Салтанат не открывает глаза. Бишимбаев сделал признание

В понедельник, 22 апреля, суд по делу экс-министра Куандыка Бишимбаева, обвиняемого в убийстве и истязаниях гражданской жены Салтанат Нукеновой, привлек внимание международной прессы. Освещать процесс явилась эпатажная российская журналистка Ксения Собчак.

Загадка нашатыря. Помешал ли Путин Бишимбаеву?

В четверг, 18 апреля, на судебном процессе по делу экс-министра Куандыка Бишимбаева, обвиняемого в убийстве и истязаниях гражданской жены Салтанат Нукеновой, выступил врач-неонатолог Ерсултан Сарсенбаев. Ожидалось, что этот свидетель поможет понять, почему Бишимбаев и его брат Бахытжан Байжанов слишком долго не вызывали скорую помощь избитой Салтанат Нукеновой. Но вопросов стало еще больше.

Завещание Бишимбаева. Куда подевались отпечатки пальцев Нукеновой?

В среду, 17 апреля, суд по делу экс-министра Куандыка Бишимбаева, обвиняемого в убийстве и истязаниях своей гражданской жены Салтанат Нукеновой, в вопросе о приобщении к материалам дела заключения российских специалистов поставил точку. Но во время рассмотрения дела выяснились и другие любопытные детали.

Российские специалисты VS эксперт Халимназаров. Кого услышат на суде Бишимбаева

Защита экс-министра Куандыка Бишимбаева, обвиняемого в убийстве и истязаниях гражданской жены Салтанат Нукеновой, продолжает настаивать на том, что погибшая умерла от кровоизлияния в голове из-за старой гематомы. Адвокаты Бишимбаева даже представили заключение московских специалистов. Но прокурор выступила против его приобщения к материалам уголовного дела.