«Куандык буянит». Почему занервничал подсудимый Бишимбаев?
Во вторник, 9 апреля, на процессе по делу экс-министра Куандыка Бишимбаева, обвиняемого в убийстве собственной жены с особой жестокостью, продолжили заслушивать показания свидетелей. На процесс вызвали опытного судмедэксперта Тахира Халимназарова, администратора ресторана BAO Карлыгаш Алмагамбетову и подругу погибшей Салтанат Нукеновой Аиду Ахмедину. Впервые за время с начала слушания по делу подсудимый Бишимбаев заметно занервничал.
От чего умирала Салтанат?
Судмедэксперт Тахир Халимназаров приехал в суд с пластиковым манекеном, чтобы на нем точно изобразить границы полученных Салтанат Нукеновой травм. Его профессионализм позволил описать случившееся так, что медицинские особенности становились понятными всем без исключения. Версия защиты Бишимбаева, заверявшей, что Салтанат Нукенова могла погибнуть не от избиений мужа, а по другим причинам, с оценками судмедэксперта, мягко говоря, не совсем сходилась.
- Ударно-травматическое воздействие — это, если проще говорить, удары по голове. Сам человек в сознании такие травмы головы не получает, потому что даже если случайно падает, то при падении обязательно инстинктивно, рефлекторно защищает голову. Бывает, конечно, если человек падает с высоты, например, в овраг упал. Бывает такое, тогда он может и не успеть защитить голову. Но стоя на плоскости человек упасть головой и получить такие повреждения не может, - сказал эксперт.
По его словам, обнаруженная у погибшей хроническая субдуральная гематома была не настолько велика, чтобы стать причиной смерти. Кроме того, выяснилась еще одна деталь: судмедэксперт обнаружил на теле Салтанат Нукеновой признаки удушения. По его словам, если бы Нукенова не умерла от закрытой черепно-мозговой травмы, то причиной смерти могло стать именно удушение. Более того, эксперт развенчал версию Бишимбаева о том, что Нукенова травмировалась из-за падений. Ранее подсудимый сообщал суду, что Нукенова сама травмировалась из-за падений и удара лицом о край унитаза.
- Каких-либо повреждений, характерных для падания, соударения нет. Это было подтверждено заключением экспертов при осмотре трупа (во время экспертизы – Ред.) И мы тоже приходим к выводу, что никаких инерционных травм, характерных для падения и соударения — нет. Не бывает такого многократного падения, чтобы образовался такой комплекс повреждений. Это исключено, —сказал эксперт.
Прокомментировал Тахир Халимназаров и информацию из показаний Бишимбаева о том, что Салтанат Нукенова после избиения спала и храпела.
- Бывает, что люди храпят во сне, но это равномерное дыхание. А хрип — это когда угнетается дыхательный центр, человек задыхается, ему не хватает воздуха, - объяснил эксперт.
По его словам, хрипы могли иметь место при нарастающей субдуральной гематоме как у погибшей, и могут длиться 6-8 часов – это агония.
Бишимбаев искал объяснения представленной информации. Он настойчиво интересовался, будет ли человек падать, если он пьян.
- С учетом, что процесс умирания мог продолжаться в течение нескольких часов, возможно, состояние алкогольного опьянения могло быть чуть выше – на уровне легкой степени. Но даже в состоянии легкой степени опьянения человек не падает, не может неконтролируемо падать, чтобы получать существенные травмы головы, - ответил эксперт.
Во время допроса Бишимбаев стал перебивать эксперта и говорить громче, чем обычно, чем заслужил замечание судьи.
- Одну минуту. Вы меня сейчас слышите или нет? Во-первых, нет необходимости повышать голос. Во-вторых, вы его перебиваете и хотите следующий вопрос задать. Если не хотите слушать ответ, то это не значит, что этого не хотят другие участники процесса, - сказала судья Айжан Кульбаева.
В ходе допроса эксперта Бишимбаев также спросил, могли ли остаться следы на шее у человека от проверки пульса. Эксперт ответил, что это невозможно.
Переписка маляра и администратора
В ходе процесса также огласили переписку маляра Меирбекова, занимавшегося покраской стены в ресторане BAO в день трагедии, и администратора ресторана Карлыгаш Алмагамбетовой следующего содержания:
Во время дачи показаний администратор сообщила суду, что Бишимбаев не раз бил посуду в ресторане.
«Волосы клочьями выпадают»
Еще одна свидетельница по делу – подруга погибшей Аида Ахмедина рассказала суду о насилии в отношении Салтанат Нукеновой во время семейной жизни и неоднократных разрывах с Бишимбаевым.
- Сказала (Салтанат Нукенова – Ред.), что поставила жирную точку, что невозможно так жить, что живет как будто с надзирателем. Не так посмотрела, не то сказала, что он регулярно поднимает на нее руку. Она сказала, что даже перед днем рождения он поднимал на меня руку, бил не по лицу, потому что знал, что я в любом случае пойду и девушки увидят. Говорила, что он ее за волосы хватает, что у нее три волосинки осталось, что у нее клочьями выпадают волосы, – сказала Аида Ахмедина.
Заседание продолжится 10 апреля.