Что изменят в политике казахстанцы с инвалидностью?

Пока мы готовили этот материал к публикации, стало известно, что президент назначил Ляззат Калтаеву депутатом сената.

Malim Админ

  • 28.01.2022

Недавние законодательные поправки о включении граждан с инвалидностью в 30-процентную квоту в мажилисе руководители неправительственных организаций восприняли с воодушевлением, хотя в обществе звучат и довольно скептичные оценки. Почему люди с инвалидностью должны быть в политике и влиять на решения власти? Приведет ли это к реальным улучшениям их жизни? Способны ли они быть лидерами, и что для этого нужно? Об этом мы спросили самых активных из них – общественных деятелей, руководителей НПО и правозащитников. 

Читайте также: Не видеть цифру. 89 тысяч казахстанцев с проблемами зрения ограничены в цифровых правах

Решение проблем людей с инвалидностью возможно только при их активном участии согласно принципу «ничего о нас без нас». Необходимо, чтобы они были представлены в органах власти, где эти решения принимаются - маслихаты, парламент, территориальные органы соцобеспечения, министерства. Так считает Зият Абдыкаимов, эксперт по правам людей с инвалидностью.

«Участие в политической и общественной жизни – это не только право само по себе, но и механизм для эффективной реализации других прав. Как показывает опыт демократических стран, только так люди с инвалидностью и их общественные объединения получают возможность добиваться необходимых и значимых изменений и улучшений в областях здравоохранения, образования, занятости, доступа к информации, инфраструктуре, услугам. Других, лучших механизмов пока не придумано, - прокомментировал Зият.

Вместе с тем, у эксперта есть опасения, что в структуру власти могут попасть люди, ставящие личные интересы в работе выше общественных.  

- В нашей политической системе, боюсь, велик риск того, что могут быть выдвинуты люди, не очень квалифицированные или радеющие больше за свои частные интересы, нежели за права и повышение уровня жизни людей с инвалидностью, - отмечает Зият Абдыкаимов.  

По законодательству, право выдвижения кандидатов в депутаты мажилиса принадлежит только политическим партиям. К открывшейся возможности попасть в состав нижней палаты парламента для людей с инвалидностью руководитель фонда «Аржан» Касиет Омарова относится скептично.  

 - Скорее всего, в парламент попадет человек из Nur Оtan, который будет представлять вопросы людей с инвалидностью, соглашаться и молчать. И это будет звучать как: "посадили же вашего инвалида в парламент, чего вы еще хотите от нас?". Со стороны самих людей с инвалидностью будет очень много критики в адрес депутата, что ничего не меняется. И таких фиктивных проектов очень много, - говорит Касиет Омарова.

Она не верит, что квоты в мажилисе дадут больше результатов, чем активность НПО за многие годы. По ее мнению, внесенные законодательные поправки нужны только чтобы отчитаться перед международными организациями, показать им, что в Казахстане есть инклюзия. Касиет Омарова считает, что для того, чтобы оставаться честным, открытым, принципиальным человеком во власти, нужен особенный талант и навыки, которые люди с инвалидностью должны формировать в равных со всеми  гражданами условиях.

- Чтобы среди людей с инвалидностью развивалась культура лидерства, им нужен выбор - в системе образования, на общем рынке труда. Пока государству легче раздавать продуктовые пакеты или оказывать адресную помощь, этого выбора нет. Пока человека с инвалидностью волнует вопрос «Что я буду завтра есть и надевать?», он не пойдет ломать систему и не станет лидером, - говорит Касиет Омарова

Ляззат Калтаева, экс-депутат маслихата города Алматы, председатель Ассоциации женщин с инвалидностью «Шырақ» считает, что принятие поправок о квотах для людей с инвалидностью в парламенте – во многом победа ее организации.

- Это наша программная деятельность. С 2011 года мы постоянно работаем над расширением общественного и политического участия людей с инвалидностью в жизни общества: продвигаем избирательные права, разработали и внедряем систему независимого мониторинга реализации наших прав, лоббируем создание квот в парламенте, - говорит Ляззат Калтаева.

Она считает, что во время ее работы в маслихате для людей с инвалидностью нужно было сделать больше. Но колоссальная физическая, временная, эмоциональная, финансовая нагрузка не позволяет реагировать на все обращения людей с инвалидностью.

- Я была избрана не только людьми с инвалидностью, но и другими горожанами - бабушками, многодетными мамами, безработными и так далее. Это важно учитывать. Первые 2,5 года я очень активно встречалась с людьми с инвалидностью и их организациями - решала точечные вопросы людей в рамках города и страны. Но большая часть вопросов людей с инвалидностью - системные. Их нужно решать на законодательном уровне. Потом я приняла решение, что отработаю оставшийся срок в пользу своих избирателей, потому как ты - их представитель, и есть это сильное чувство ответственности за людей, которые за тебя голосовали, - прокомментировала Калтаева.

По ее мнению, если с 2003 года Ассоциация очень много работала над формированием пула сильных лидеров с инвалидностью в стране, то теперь, когда принята квота, необходимо переформатировать деятельность, больше заниматься подготовкой будущих кандидатов и депутатов из числа людей с инвалидностью. Важно понимать, что депутат будет заниматься не только вопросами этой группы населения, у него должны быть знания, опыт, ответственность и широкое мировоззрение, достаточные для того, чтобы общество относилось к нему в первую очередь как к профессионалу.

Читайте такжеМожно ли считать казахстанцев с инвалидностью иждивенцами?

- Партии должны искать и взращивать у себя таких членов, создавать условия для их прокачки, готовить к депутатству, - говорит Калтаева. - Я была свидетелем, как новые депутаты, в том числе и я, упускали время пока разобрались в юридической технике, тонкостях бюджетного процесса, иерархии принятия решений. На такую раскачку депутаты не должны тратить время, нужна подготовка и сопровождение хотя бы на начальном этапе.

Пока мы готовили этот материал к публикации, стало известно, что президент назначил Ляззат Калтаеву депутатом сената.

 

Айслу Асан

Байланысты жаналықтар

Что партии обещают избирателям с инвалидностью - обзор

06.03.2023

Стоит ли ждать реальной инклюзии в детских садах?

03.03.2023

Почему детям с инвалидностью сложно получать дошкольное образование в Казахстане

10.02.2023

Ущерб от «ментальных болезней» павлодарцев суд оценил в 50 тысяч тенге

12.01.2023

Инвалидность вам не положена. Как казахстанцы доказывают обратное

05.01.2023

Суд по делу об утечке ИИНов: давайте мириться?

11.12.2022
MalimBlocks
Что партии обещают избирателям с инвалидностью - обзор

Предстоящие парламентские выборы вызвали всплеск политической активности казахстанцев и неподдельный интерес к предвыборным программам. Наш автор Айслу Асан сделала обзор партийных программ, чтобы выяснить, что интересного претенденты на мандаты мажилиса предлагают избирателям с инвалидностью.

Стоит ли ждать реальной инклюзии в детских садах?

Недавно директор департамента Минпросвещения Наталья Жумадильдаева сообщила казахстанцам замечательную новость: правительство будет развивать инклюзивный подход в дошкольном образовании, в детских садах появятся штатные единицы специального педагога-ассистента. Он будет помогать воспитателю в работе с детьми с инвалидностью, которых будут принимать в обычные сады. Новость звучит потрясающе, если не знать, что мест в государственных садах катастрофически не хватает, а частные сады становиться инклюзивными не торопятся.

Почему детям с инвалидностью сложно получать дошкольное образование в Казахстане

В Казахстане больше не стремятся открывать государственные детские сады, эта политика распространилась и на специализированные дошкольные учреждения. Считается, что частный сектор сможет покрыть дефицит, достаточно лишь своевременно финансировать госзаказ. Но насколько бизнес готов предоставлять качественные услуги, проверить почти невозможно – в стране многие годы действует мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, продленный до 2024 года.

Ущерб от «ментальных болезней» павлодарцев суд оценил в 50 тысяч тенге

Павлодарский городской суд вынес решение о незаконном распространении личных данных 11 сотрудников психоневрологического центра по оказанию специальных социальных услуг (ОПЦОССУ). В минувшем году сотрудники центра обнаружили, что по сообщениям информационной системы 1414, они имеют приписанные диагнозы о психическом нездоровье и проходят лечение в клинике фонда «Адал ниет Астана».

Инвалидность вам не положена. Как казахстанцы доказывают обратное

Чтобы получить инвалидность в Казахстане нужно не только потерять здоровье, но и преодолеть круги бюрократии, препонов, а иногда и отсутствия логики в решениях чиновников. Врачебные комиссии часто стараются оттянуть выдачу заключений об инвалидности или выдают группу полегче. Все об этой нелёгкой процедуре разузнала наш автор Айслу Асан.

Суд по делу об утечке ИИНов: давайте мириться?

Павлодарский городской суд дал время на примирение сторон по делу о распространении персональных данных 11 сотрудников психоневрологического центра по оказанию специальных социальных услуг (ОПЦОССУ).