Демонизация приезжих и обвинения в терроризме. Как формируют нарратив о январских событиях
В Казахстане будет расти социальная и религиозная нетерпимость
Январские события снова актуализировали проблему пропаганды в медиа и распространения дезинформации. В четверг, 17 февраля, центр MediaNet провел дискуссию «Дезинформация и язык вражды как инструмент манипуляции во время беспорядков».
Как дезинформировали казахстанцев в стране и за рубежом
Анализируя информационное поле во время январских событий в Казахстане, главный редактор Factcheck.kz Павел Банников заметил попытки спровоцировать этнический конфликт.
«Одна линия была направлена на то, чтобы спровоцировать этнический конфликт, транслировалась она через интернет и была направлена на граждан Казахстана, находящихся вне страны. Так, с 5-8 января огромное количество телеграмм-каналов, которые располагаются не в Казахстане, «бомбили» казахстанцев сообщениями о том, что будут происходить этнические конфликты. С одной стороны говорилось о том, что «русские сидите дома», с другой – разжигался вопрос о том, что войска ОДКБ пришли для того, чтобы лишить Казахстан независимости. Вбрасывались соответствующие ролики. Приведу один пример: в ролике якобы российский солдат в форме, прилетевший в Казахстан, записывает видео кому-то из своих коллег в России. В кадре видны только рука с сигаретой и чай с формой, но не видно лица. Очевидно, что такую форму можно купить в любом военторге, и она просто не по уставу. Ролик явно вброшен для того, чтобы спровоцировать конфликт между казахским и русским населением Казахстана», - отметил Банников.
Читайте также: Ни себе, ни людям. Кулибаева могут лишить имущества в Германии
Вторая линия дезинформации, по мнению эксперта, - это официальная госпропаганда, которая настаивала на том, что в стране устраивают беспорядки некие иностранные 20 000 террористов.
«Человеку, имеющему опыт освещения военных, гражданских конфликтов, должно быть понятно, что если бы у нас было такое количество террористов, Алматы бы пал еще 6 января при таком количестве подготовленных обученных солдат. В момент, когда армия и полиция страны была в растерянности, этот нарратив был сильным и, на мой взгляд, он только сейчас спадает. Но его пытаются возродить.
Второй нарратив со стороны государства и со стороны государственных СМИ был о том, что в погромах участвуют исключительно приезжие. То есть, это какие-то люди, которых привезли в Алматы из соседних городов, области. Это, конечно же, не соответствует реальности. Я был одним из немногих, кто сохранил интернет в эти дни и отслеживал огромное количество видео десятки часов. И, к моему огромному расстройству, значительное количество людей, которые занимались мародерством после погромов на улицах города, были обычными алматинцами. Вот две линии, которые хотелось бы обозначить. Надеюсь, что у нас будет еще время проанализировать то, как работало искажение информации в этот период, собрав инструментарий, и понять, как нам не допустить подобного в дальнейшем», - сказал Павел Банников.
Кыргызский музыкант помешал «конструировать правду»
Версия о том, что беспорядки в Алматы - это спланированная террористическая атака, имела свои социальные, политические и правовые последствия, отмечает директор исследовательского центра PaperLab Серик Бейсембаев. По его мнению, версию о террористической атаке придумали силовики, причем акцент был на истории о террористах, якобы пришедших из-за рубежа.
Читайте также: Марат Ахметжанов: Есть тенденция, если не дать взятку, нельзя устроиться на работу
«Здесь, конечно, вспоминается печальная история с кыргызским музыкантом, давшим признательные показания. В итоге оказалось, что его с помощью пыток заставили подтвердить версию о том, что ему дали деньги, и он приехал совершать беспорядки. Теперь уже понятно, что такая версия была придумана спецслужбами и правоохранительными органами для того, чтобы подвести основания под версию о том, что устроившими беспорядки были иностранные боевики», - отметил спикер.
Загадочные террористы
Вторая линия пропаганды вокруг терроризма, по мнению Серика Бейсембаева, строится на раскручивании образа внутренних врагов.
«Были сюжеты и сообщения о том, что в беспорядках участвовали религиозные экстремисты и джихадисты, которые смогли мобилизовать людей по всей стране. Отмечалось, что это представители деструктивных религиозных течений, в частности, упоминалась группа, запрещенная в Казахстане - «Йакын Инкар» - это ответвление «Таблиги джамагат» также запрещенной на территории Казахстана организации. Но впоследствии госсекретарь Ерлан Карин не подтвердил данную информацию. Он сказал, что устроившими беспорядки были просто радикальные люди», - напомнил Серик Бейсембаев.
«Также по телеканалам крутили сюжет, в котором некоторые из участников протестов совершают намаз, как подтверждение версии о том, что религиозные экстремисты стояли за этими событиями, таким образом, максимально тиражировалась эта версия. При этом, можно задать вопросом: «почему именно террористов и экстремистов выбрали в качестве виновников январских событий?». И этому есть определенные предпосылки: угроза терроризма появилась в Казахстане давно и имеет свою историю, но в 2011-2012 годах в стране произошли теракты насильственного экстремизма в разных городах, и после этого государство начало активно заниматься борьбой с терроризмом. С того периода был принят ряд законов, ужесточены наказания за террористические преступления. Кроме того, в Казахстане экстремизм и терроризм трактуется очень широко, и более 20 уголовных статей у нас являются экстремистскими и террористическими».
Бейсембаев отмечает, что последние 10 лет ежегодно власти значительно усилили полномочия правоохранительных органов, увеличился и бюджет, выделяемый на их работу. По его данным, в 2013 - 2017 годах на госпрограмму по борьбе с терроризмом и экстремизмом государство выделило 100 млрд тенге, а на второй этап программы уже в три раза больше – 280 млрд тенге. Значительную часть этих средств потратили на закуп оборудования для эффективной борьбы КНБ, Нацгвардии и МВД с экстремизмом.
«Нарратив о том, что виновны именно террористы, позволил демонизировать участников протеста, и тем самым открыл возможность для того, чтобы военные или полиция открывали огонь. Нам также известны факты издевательств и пыток задержанных. Это косвенно связано с этим дискурсом. То есть когда, полиция видит перед собой не человека, а якобы террориста, это позволяет в открытую использовать наличие оружия»,- отметил Серик Бейсембаев.
По мнению эксперта, политические последствия этого дискурса - это дальнейшая секьюритизация, то есть, усиление полномочий силовых структур, и увеличение бюджета на борьбу с терроризмом. Бейсембаев также обозначил социальные последствия дискурса.
«Это снижение доверия к государству в результате той манипулятивной, в том числе фейковой информации, например, про отрубленные головы полиции. Убеждение о том, что «нам врут» в обществе еще больше усиливается. Сейчас и в дальнейшем мы будем видеть снижение доверия общества к официальным источникам информации и к официальным лицам», - пояснил Серик Бейсембаев.
Враги среди нас. Демонизируем приезжих за компанию
Эксперт считает, что более долгосрочные последствия сложившейся информационной повестки – это рост враждебности и нетерпимости в обществе по религиозным и социальным признакам.
«Это про то, что убеждали, что в беспорядках участвовали приезжие: сельские маргиналы, радикалы и террористы – то есть, такая риторика демонизирует людей, отражаясь, к сожалению, на отношениях между людьми. Есть и часть граждан, подверженных этой пропаганде и, соответственно, начинающая подозревать вокруг себя людей, якобы преследующих какие-либо злые намерения, лишь по тому признаку, что они выглядят как-то иначе. Все это не способствует росту и прогрессу социально-политической стабильности», - резюмировал директор исследовательского центра PaperLab.
Взгляд со стороны
Руководитель и главный редактор украинского медиа-ресурса «Без брехнi» Александр Гороховский провел параллели информационной атаки между январскими событиями в Казахстане и революциями в Украине.
Читайте также: Что изменят в политике казахстанцы с инвалидностью?
«Буквально с первых дней конфликта в Казахстане мы начали проводить параллели с теми событиями, которые происходили в Украине – напомню, что мы пережили две революции. Мы смотрим на события в Алматы немного под другим ракурсом и, возможно, проводим ряд других очевидных параллелей. (…) Возможно, ту информацию, которую мы видели о событиях в Казахстане из разных источников, то есть дискредитацию протестного движения путем навешивания подобных ярлыков – это методичка которая использовалась везде и всегда. В 2014 году в Украине аналогично навешивали ярлыки о том, что на Майдане только фашиствующие элементы, только террористы и маргинальные неадекватные люди, а нормальные люди сидят дома, работают, поддерживают государство, укрепляют его экономическую силу и так далее. Тоже самое мы наблюдали во время январских события в Казахстане. Появились версии о националистических элементах плюс у вас есть еще примесь религиозной составляющей.
Если мы посмотрим на ситуацию в целом, то увидим картину, которую пытались нарисовать в Украине несколько лет назад, что это противостояние России. Доступ к достоверной информации, к сожалению, имеют не все граждане. У нас и у вас есть люди, проживающие в сельской местности, в отдаленных областях, которые видят только часть информации – это так называемые информационные пузыри. И когда я смотрел, как изменяется ситуация в Алматы, сразу понял, что ситуация с клише о терроризме имеет глубокий смысл о дискредитировании протестных акций. То есть, митинг приравнивают к мародёрству, беспорядкам.
У людей, которые понятия не имеют, как ведется информационная война, складывается впечатления, что митинг - это терроризм, мародерство, убийство, грабеж и так далее. То есть, таким образом насаждается месседж, что митинговать – это значит способствовать терроризму», - пояснил Александр Гороховский.
Информационные войны важно распознавать
Он отметил, что всегда есть категория людей, которые движут протестной акцией, но им нужна масса. Подобные месседжи направлены на пассионарных людей.
«Такая же аналогия была у нас, когда говорили, что на Майдане проходит революция, и там 100 000 мародеров, остальные – простые граждане, которых вовлекли, и вам надо расходиться по домам. История повторяется – «ноги растут из одной методички». А методички эти пишутся не в Казахстане и не в Украине, а создаются и используются в другой стране», - сказал эксперт.
По его мнению, информационная война иногда преследует четкие материальные цели, но есть и нематериальные – это расшатывание психологического состояния людей, укоренения панических настроений.
«Сегодняшняя ситуация, которая сложилась вокруг Украины, еще раз наглядно демонстрирует, что пропаганда и контрпропаганда - очень сильные вещи. Если раньше мы утверждали, что наш северный сосед ведет очень мощную пропаганду, то сегодня наблюдаем, что запад развернул аналогичную контрпропагандисткую деятельность, иногда они переигрывают северного соседа. Но, к сожалению, методы, которыми ведется информационная война, тяжело отражаются на людях, которые находятся между «молотом и наковальней».
Мы приходим к реальности, что будем еще долго жить в эпоху информационных воин, и, я думаю, что вам тоже нужно рассмотреть январские события с точки зрения системы постоянной информационной войны, потому что это очень важные элементы сегодняшнего противостояния на геополитическом уровне. И эти информационные войны, действительно, создают параллельные реальности, где нужно четко понимать – где правда, а где вымысел», - отметил Александр Гороховский.
Венера Касумова
Фото со страницы в Facebook Жанны Спунер