Почему в Алматы вместо деревьев растут дома
Недавно аким Алматы Ерболат Досаев пообещал жителям высадить в этом году 500 тыс. деревьев. Звучит многообещающе и, наверное, заманчиво для тех, кто занят освоением государственных денег. В прошлом году, например, озеленение города обошлось налогоплательщикам в 12 млрд тенге! Но польза от этого, если она есть, горожанам не очень заметна. Алматы страдает из-за точечной застройки, благодаря которой теряет драгоценный зеленый массив. Компенсационная высадка деревьев, по словам экспертов, восполнять ущерб не помогает.
Компенсация без проблем
- В ходе точечной застройки производится вырубка зеленых насаждений, при этом никакой информации о выдаче разрешения на уничтожение зеленых насаждений до начала строительства у жителей нет. Поэтому они узнают о том, что их район лишают зелени постфактум. Причиненный этими, по сути, вандальскими действиями ущерб окружающей среде трудно переоценить, - говорит участник инициативно группы «STOP застройке» Мурат Касенов.
Читайте также: Кульгинову подарили тапки, каску и золотую лопату (ВИДЕО)
Ситуацию с вырубкой зеленых насаждений, по мнению властей, должны решить компенсационные посадки. Застройщики при вырубке деревьев на месте строительства должны высадить саженцы 1:10 на территории компенсационных посадок, то есть, там, где укажет акимат города.
- Вот, например, при строительстве ЖК «QARASAI PARK» по улице Карасай Батыра или «Dial Residence» по улице Казыбек би иных аналогичных объектов, которые ведутся с явным и откровенным нарушением норм законодательства, (…) срубили тысячи деревьев, которые обещают восполнить компенсационной посадкой, и, скорее всего, она будет произведена не рядом с текущей застройкой и близнаходящимися домами. А чем дышать людям? И аналогичных объектов строительства десятки. Даже если застройщики восполняют зеленый фонд города компенсационной посадкой - сколько деревьев реально приживется? – задается вопросами Мурат Касенов.
Гражданский активист, член Общественного совета и член «Зеленой комиссии» Алмалинского района Омар Нурхайдаров, считает, что за компенсационным посадками нужно тщательно ухаживать, что в планы предпринимателей обычно не входит. Вырубать давно растущие деревья и высаживать новые бизнесу выгодно.
- Застройщик обязуется высадить определенное количество деревьев. Если срубил одно, то вместо него нужно 10 новых саженцев и следить за тем, чтобы они прижились. Я за компенсационные посадки, когда уже «преступление» совершилось. Но мне очень не нравится подход, благодаря которому строй-бизнес считает, что ему проще отделаться компенсационной посадкой, и здоровые выросшие деревья срубить. На мой взгляд, нужно увеличивать штрафы за вырубку деревьев, тогда это как-то будет останавливать людей, - говорит Омар Нурхайдаров.
Красивые картинки
Активисты Алматы, выступающие за сохранение зелени в городе, обращают внимание на строительные эскизы новых жилых комплексов, в которых указаны зоны озеленения, однако прекрасные деревья часто остаются только на картинках.
Читайте также: Алия Кадралиева: Помощь хосписа – это не уят
- Во-первых, высаживаются саженцы, как прутья. Должны пройти годы, пока они вырастут, обзаведутся кроной и будут очищать воздух, и вырастут ли они вообще? Во-вторых, деревья вырубают в одном месте, а сажаются где-то чуть ли не за городом. Какой смысл тогда для города в компенсационных посадках? Если бы вырубили и посадили тут же – другое дело… Но при нынешней застройке этими жилыми комплексами с подземными паркингами это практически невозможно, потому что паркинг занимает почти всю строительную площадку между домами.
При такой застройке сверху можно засыпать лишь небольшую глубину грунта – 30-40 см. Нормальное дерево, в такой глубине расти не может. (…) На картинках ЖК утопает в зелени, но на самом деле ничего не происходит, - вырубили и забыли, - говорит архитектор Валерия Букейханова.
Как должно быть
По словам предпринимателя, занимающегося озеленением уже больше 10 лет, Аладина Мустафаева, Управление зеленой экономики до начала строительства, согласно плану проекта, должно определиться, какие деревья нужно сохранить, а какие вырубить.
- Те деревья, которые сохраняются, должны быть определены и силами строителей, согласно техническим условиям «сохранение зеленых насаждений», должны быть огорожены от механических повреждений и, соответственно, за ними должны ухаживать, чтобы они сохранились.
Плодородный грунт на площадке строительства должен быть сгуртован и перевезен в безопасное место для того, чтобы его в процессе строительства не испортили. А потом этот грунт разводится и раскладывается на участки под озеленение на данном объекте, - рассказывает Аладин Мустафаев.
По его словам, особо ценные породы охраняются особенным путем, их не только нужно поливать и огораживать, не допуская механических повреждений, но и следить за тем, чтобы деревья поливали и лечили от вредителей и болезней. После строительства нужно проверять, соответствует ли озеленение дендрологическому плану проекта.
- Если план не выполнялся, то объективные причины изменения проекта дендрологического плана должны быть согласованы с заказчиком – Управлением зеленой экономики или управлением строительства городского акимата, - говорит Аладин Мустафаев.
Дальше, по словам предпринимателя, нужно проверять в какие технологические сроки выполнялось озеленение: соответствовала ли работа по озеленению технологическим срокам, выполнялись ли все технологические операции в соответствии с технологией по озеленению или с отступлениями от проекта. В этом должны участвовать и технический, и авторский надзор.
- Важный момент – это наличие на объекте поливочной системы: какой источник водоснабжения, регулярно ли она работает, соответствует ли источник водоснабжения потребностям по объему воды для данного объекта зеленых насаждений. Поливочная система должна функционировать постоянно, а не просто введена один раз в эксплуатацию, продемонстрирована принимающей стороне и потом забыта, как это было по улице Абая, Назарбаева, Абылай хана, - говорит Аладин Мустафаев.
За строительным объектом должна быть закреплена компания по обслуживанию зеленых насаждений и по содержанию всех элементов благоустройства и поливочной системы. Все это требует ресурсов и контроля со стороны госорганов. Поэтому избавиться от объекта заботы предпринимателям и чиновникам намного легче, особенно если строительные проекты утверждают без общественных слушаний. О нанесенном ущербе граждане, как правило, узнают постфактум.
Читайте также: Чего стоит молчание Аймагамбетова о точечной застройке?
Фото: Tengrinews.kz/Алихан Сариев