Стоит ли ждать реальной инклюзии в детских садах?
Недавно директор департамента Минпросвещения Наталья Жумадильдаева сообщила казахстанцам замечательную новость: правительство будет развивать инклюзивный подход в дошкольном образовании, в детских садах появятся штатные единицы специального педагога-ассистента. Он будет помогать воспитателю в работе с детьми с инвалидностью, которых будут принимать в обычные сады. Новость звучит потрясающе, если не знать, что мест в государственных садах катастрофически не хватает, а частные сады становиться инклюзивными не торопятся.
По информации Натальи Жумадильдаевой (на снимке), в стране диагностируются 47 тысяч детей с особыми образовательными потребностями дошкольного возраста. Из них специальные организации и группы посещают 14 460 детей, общеобразовательные группы – 5 530. Для детей из семей, воспитывающих ребенка с инвалидностью, предусмотрена льготная очередь в детсады. Как показывает практика, даже эта льгота не помогает получить места.
Читайте также: Почему детям с инвалидностью сложно получать дошкольное образование в Казахстане
Министерское руководство признается, что государственные дошкольные организации в стране теперь практически не строят. По данным Минпросвещения, сейчас функционирует 51 специальных детских садов, в которых воспитываются 4,7 тысяч. На сайте Национального научно-практического центра развития специального и инклюзивного образования, где есть разрез по городам, количество спецсадов в стране только 44. За пять лет - с 2018 по 2022 год – открыто 6 специальных дошкольных организаций в Мангистауской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областях, а также в Астане и Алматы. В разы больше открылось кабинетов психолого-педагогической коррекции.
В статье 49 закона «Об образовании» прописано, что родители несовершеннолетних детей имеют право выбирать организацию образования с учетом пожелания и особенностей ребенка. Родители детей с инвалидностью, конечно, больше доверяют государственным коррекционным садам - они бесплатны, для них прописаны требования, а значит там выше и уровень безопасности, и качество услуг, тогда как качество обучения и воспитания в частных садах невозможно мониторить из-за многолетнего запрета на проверку бизнеса. Но государственных садов для детей с инвалидностью не хватает не только в регионах, но и в крупных городах.
Понятно, что чиновники могут обязать обычные государственные сады принимать детей с инвалидностью, обеспечив их дополнительной штатной единицей помощника. Но по мнению эксперта по инклюзивному образованию Алии Архаровой, такая мера не позволит быстро улучшить ситуацию. На подготовку педагогов со специальным образованием - психологов, дефектологов, логопедов нужно время, а курсы повышения квалификации, которые есть сейчас, весьма поверхностные.
- Сейчас очень много курсов повышения квалификации по инклюзивному образованию. Нахватают поверхностных знаний за рубежом и здесь рассказывают. Но насколько эта информация совпадает с тем, что реально нужно учителям и специальным педагогам в наших реалиях? Важно понимать и учиться адаптировать наши программы, а не просто говорить, как за рубежом хорошо, - говорит Алия Архарова.
По ее словам, в Министерстве просвещения планируют готовить тренеров, чтобы проводить качественные курсы повышения квалификации. Но чтобы ребенку с инвалидностью, другим детям и сотрудникам было комфортно, одного компетентного воспитателя в саду не достаточно. Обслуживающий персонал - няни, дворник, техперсонал и другие тоже должны иметь базовые знания по коммуникации с детьми с инвалидностью.
— Это не значит, что все они должны знать языков жестов, например. Но как вести себя в некоторых ситуациях со слабослышащим ребенком, например, они должны знать. Уважительно относиться к нему, а не просто кричать, зная, что ребенок не ответит или не расскажет об этом кому-нибудь, - считает Архарова.
С частными организациями образования все еще сложнее. Обычно они отказывают в своих услугах, объясняя это тем, что родители нормотипичных детей против такой инклюзии. И хотя опрос в соцсетях показал, что люди поддерживают инициативу, если бы дети с инвалидностью посещали сад вместе с их детьми, об этом сообщили 86% из 199 опрошенных, на практике все гораздо хуже.
Алма Умбетбаева, мама шестерых детей из Алматы, не может подобрать сад ребенку с синдромом Дауна. Возить его в коррекционный центр или сад слишком трудно. Государственных садов, готовых принять ее малыша, рядом с домом нет, а частные в своих услугах отказывают.
- Я обошла и обзвонила уже семь садов. Везде говорят, что не берут таких детей, так как родители будут против такого ребенка. В одном из садов уже брали ребенка с инвалидностью - он кусал детей, бил. Я объяснила, что мой ребенок спокойный - на горшок ходит, сам ест. Обещали подумать, попробовать пару дней. Но в итоге мне все равно отказали, - делится Алма Умбетбаева.
Внедрение инклюзивных подходов в образовании - многосторонний процесс, и должен включать большую информационно-разъяснительную работу с обществом, чтобы исключить стереотипные, шаблонные представления о людях синвалидностью, считают эксперты. Алия Архарова, воспитывающая ребенка с аутизмом, вспомнила как в частной школе, где учился ее сын, с ней не пожелали продлевать контракт только по причине недовольства родителей.
- Весь педагогический состав, кроме директора школы, был на стороне моего ребенка. Но передо мной стояла женщина, крутила брелоком от последней марки «Тойоты» и орала, чтобы она меня с моим ребенком здесь больше не видела. Директор же на мои угрозы обратиться в управление образования отвечала, что они для нее - не указ, так как это бизнес, и она имеет право выбрать ученика - взять или отказать, - рассказывает Алия Архарова.
Единственное, что может сделать родитель в такой ситуации, - это подать на предпринимателя в суд. Но на это у родителей обычно нет ни времени, ни эмоциональных ресурсов, да и начинать отношения с коллективом педагогов с конфликта и судебной тяжбы мало кому хочется.
Еще один вариант социализировать ребенка - частные коррекционные сады. Там есть необходимые специалисты: психологи, логопеды, дефектологи, неврологи, специалисты по социально-бытовому обслуживанию. Но в Алматы коррекционный центр для детей с задержкой речевого, психо-речевого развития и детей с аутизмом на полный день с питанием обойдется родителям в среднем в 250 тысяч тенге; индивидуальные трехчасовые занятия - в 150 тысяч. Присутствовать на занятиях родителям обычно запрещают, что вызывает сомнения в качестве услуг.
Логопедический сад в Астане с трехразовым питанием обойдется семье в 200 тысяч тенге. Полдня с двухразовым питанием - в 130 тысяч. Занятия по 3 часа в день стоят 80 тысяч в месяц, а дополнительная процедура биоакустической коррекции головного мозга обходится еще в 70 тысяч тенге за 15 процедур.
В Караганде рынок коррекционных садов совсем небольшой, вероятно по этой причине цены сравнимы со столичными. Полный день в группе сенсорного развития обойдется родителям в 250 тысяч тенге. Четырехчасовые занятия в коррекционном центре стоят 140 тысяч тенге в месяц.
Вопрос редакции Malim.kz: сколько государственных специализированных садов планируется открывать в ближайшие годы? – чиновники Министерства просвещения оставили без ответа. Правительство предпочитает больше не вкладывать существенные государственные ресурсы в дошкольную подготовку даже детей с инвалидностью. Идея о специальных помощниках в госсадах только на пресс-конференциях кажется эффективной. На практике же становится понятно, что заботиться о дошкольном воспитании детей с инвалидностью власти не хотят, а услуги частных коррекционных садов и центров простым семьям точно не по карману.
Читайте также: Я ухожу. Каково остаться одной с ребенком с инвалидностью
Фото: ortcom.kz