Строгие свекрови и эйджизм мешают гражданскому активизму в Казахстане
Стереотипы о гендерных ролях и эйджизм мешают женщинам и молодежи самоорганизовываться для решения социальных проблем, считают исследователи центра PaperLab недавно завершившего исследование о гражданских технологиях в Казахстане. По словам социологов, государственные органы воспринимаются гражданами как основной субъект решения социальных проблем. Женщины, проявляющие гражданскую активность, рискуют остаться под гнетом общественного порицания, особенно в сельской местности.
«Считается, что общественная активность отвлекает женщину от занятия своими детьми, семьей, мужем. Особенно это мы заметили в казахоязычной фокус-группе в Жамбылской области, когда респондентки говорили, что свекровь ругается, если проявлять общественную активность. А молодые люди говорят о проблеме эйджизма. Когда они хотят инициативную группу создать, им не доверяют, потому что считают, что они слишком молоды для этого. Но при этом молодые люди показали себя более активными. Например, в Кызылорде они проводили курсы по обучению экологическому мышлению, а в селе Восточно-Казахстанской области есть группы, которые поддерживают зоозащитные организации» - говорит социолог Камила Ковязина.
Читайте также: Уранхаев, Кульгинов и SOS Taldykol: борьба еще не закончилась
В опросе приняли участие горожане, которые имеют доступ к цифровым технологиям – используют соцсети и ЭЦП. Опрос показал, что только 27 человек из 131 когда-либо участвовали в подаче официальных обращений через eGov.kz в госорганы. В подготовке обращений в блог госоргана участвовали только 25 человек, в подготовке обращений в приёмные политических партий - только 9. Дело в том, что решать местные проблемы граждане предпочитают путем обращений к чиновникам акиматов через соцсети и СМИ. Они считают, что публикации в социальных медиа привлекают к проблеме больше внимания, поэтому чиновникам становится сложнее ограничиваться отписками. Тяжелее всего приходится гражданам, работающим в бюджетной сфере – госслужащим, врачам и учителям. Их активность в социальных сетях не приветствуется на работе.
«Во время дискуссий отмечалось, что когда дело касается взаимодействия с государством граждане в основном обращаются в акимат – это основной госорган, к которому они апеллируют. Но если нужно обращаться в сельский акимат, они понимают, что сельский акимат ограничен в возможностях, и им нужно выходить сразу на районный или областной уровень, что тоже ограничивает их возможностях. В основном граждане используют Е-Gov и соцсети. При этом соцсети большинством участников воспринимаются, как наиболее эффективные канали связи, когда можно поднять шум. В то время как при обращении через Е-Gov или через E-Otinish ,они не видят массовости, не знают, как идет процесс, какой будет обратная связь», - говорит Камила Ковязина.
Авторы исследования считают, что в поле гражданских технологий в Казахстане лидерство остается за государством. Вместе с тем, онлайн-площадки, в том числе инициированные в рамках концепции о слышащем государстве, так и не стали столь же популярными и удобными для обсуждений социальных проблем, как соцсети. При этом авторы отчета отмечают, что казахстанцы не заинтересованы обсуждениях системных политических вопросов. На государственных онлайн-площадках, предполагающих обсуждение изменений в законодательство или социальных вопросов мало содержательных комментариев.
Читайте также: Где про гениталии, а где про равные права? В столице проходит фемвыставка
«Призывы короткие, убедительных текстов очень мало, и люди только задают вопросы и ничего более. Также мы сами воспользовались услугой Е-Otinish, и решили, что просто вся цифровизация перенесла бюрократический реальный мир в виртуальный мир, где как прежде следуешь бюрократическим стадиям», - говорит социолог Дамеш Сатова.
Ограничивает участие в обсуждениях нормативно-правовых актов и языковой барьер. Проблема в том, что документы обычно публикуют на русском языке без возможности ознакомления с текстом на государственном языке.
«Жители сельской местности отмечают, что обращаться в акиматы сельских округов практически не имеет смысла, так как зачастую те ограничены каким-то бюджетом и не могут выйти за его пределы. Чтобы получить дополнительное финансирование, необходимо обращаться в городские или областные акиматы, а в некоторых случаях даже к президенту», - пишут авторы отчета.
Читайте также: Город против олигархов. Почему Кульгинов не дает митинговать в столице?
Байланысты жаналықтар
MalimBlocks

Почему детям с инвалидностью сложно получать дошкольное образование в Казахстане
В Казахстане больше не стремятся открывать государственные детские сады, эта политика распространилась и на специализированные дошкольные учреждения. Считается, что частный сектор сможет покрыть дефицит, достаточно лишь своевременно финансировать госзаказ. Но насколько бизнес готов предоставлять качественные услуги, проверить почти невозможно – в стране многие годы действует мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, продленный до 2024 года.
Парящие школьники в Казахстане: как распознать и что делать?
Времена, когда по густому дыму в школьном туалете или за углом можно было вычислить курильщиков, кажется, прошли безвозвратно. Незаметно для всех сигареты давно сменили вейпы - дети часто называют их одноразками. Теперь школьники не курят, а парят - вдыхают пар электронных сигарет. О том, стоит ли тревожиться из-за этой привычки, мы поговорили с психологом-аддиктологом Ириной Юсуповой.
Сегодня бьет жену, завтра насилует ребенка – Дина Тансари о гранях агрессии
На днях общественное негодование в Казахстане вызвал случай в Актау. По подозрению в изнасиловании 11-летней дочери подозревают военнослужащего. О похожих случаях казахстанская пресса пишет довольно часто. Значит ли это, что учиться противостоять насилию должны в любой семье, мы спросили основательницу и руководителя фонда помощи жертвам домашнего и сексуализированного насилия #НеМолчиKZ Дину Тансари.
Митинговать за снижение пенсионного возраста женщин запрещают в Казахстане
Депутаты парламента «заморозили» повышение пенсионного возраста женщин на уровне 61 года на ближайшие пять лет. Соответствующий законопроект сенат одобрил в четверг, 8 декабря. Однако это не устраивает участников «Движения женщин Казахстана за снижение пенсионного возраста до 58 лет». Они считают одобренный законопроект лишь полумерой. Активистки хотят провести в городах митинги, но власти разрешения не дают.