Почему детям с инвалидностью сложно получать дошкольное образование в Казахстане

В Казахстане больше не стремятся открывать государственные детские сады, эта политика распространилась и на специализированные дошкольные учреждения. Считается, что частный сектор сможет покрыть дефицит, достаточно лишь своевременно финансировать госзаказ. Но насколько бизнес готов предоставлять качественные услуги, проверить почти невозможно – в стране многие годы действует мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, продленный до 2024 года.

Айслу Асан

  • 10.02.2023

Мест нет

Динара Кабдулсамат, мама семилетней девочки с синдромом Дауна из Алматы, водит дочь в государственный детский сад, хотя предпочла бы государственный коррекционный для детей с ментальными особенностями. Такой сад на двухмиллионный Алматы всего один, и свободных мест в нем не дождаться.

-Если бы был коррекционный сад поближе к дому, то, конечно, это лучше, там больше штат узких специалистов. Но даже при наличии мест в нем, каждый день ездить с несколькими пересадками с ребенком трудно. В логопедический коррекционный детский сад поближе к дому нас не берут. Частный сад даже за 40 тысяч для меня дорого. В обычный сад мы платим, как и все, 21 тысячу тенге, - говорит Динара Кабдулсамат.  

Читайте также: Казахстан – рай для агрессоров. Почему в детсадах избивают детей, объяснила эксперт

Государственным детским садам родители доверяют больше, ведь там соблюдают стандарты качества, да и на работу людей с улицы берут редко.

- Нужны доступные специализированные сады, где бы работали профессионалы, настоящие специалисты.  Я нашла один сад, он очень далеко от дома. Но там логопедический уклон, мой ребенок им не подходит, нужно, чтобы он хотя бы немного разговаривал. Нигде не принимали моего ребенка, - говорит мама ребенка с инвалидностью Айсулу Ускембаева из Атырау.

Низкая конкуренция и дефицит профессионалов

Цена на услуги частников определяется низкой конкуренцией на рынке и высоким спросом. В условиях тотальной нехватки дефектологов, психологов, логопедов и других специалистов, работающих с детьми с инвалидностью, вакантные места занимают не самые квалифицированные работники. Айсулу Ускембаевой коммерческие коррекционные центры Атырау предлагают услуги в 150 тысяч тенге.

 -Бывало, идешь на консультацию посмотреть сад, а они выставляют счет в 5-10 тысяч тенге за просмотр. В одном центре вообще зарядили - 20 тысяч. Когда я говорю, что мне нужно пока только посмотреть сад, они говорят: «Ну мы же на вас время тратим. Или платите за нашу консультацию, или не приходите». В одном центре мне сделали скидку -  оплата 100 тысяч в месяц, дешевле центров нет, - делится Айсулу.

Женщина готова оплачивать предложенные суммы, но по ее оценкам, стоимость услуг частников совсем не соответствует их качеству.

-Я бы платила и 100, и 150 тысяч, если бы видела результаты. В одном из центров родителям запрещали входить в помещение, только через WhatsApp отправляли нам короткие видео. Как-то я уловила такой момент: в три часа дня они должны были проводить занятия, но в это время дети были сами по себе, воспитатели сами по себе. То есть, нет контроля. В одном саду я видела очень неприятную ситуацию: ползающего ребенка зажали ногами, и он по кругу ползает. Мне начали говорить, что это такие ЛФК-занятия. Потом они сами решили вернуть мне деньги со словами “уйдите из нашего садика, вы нам не подходите”.

Я отводила ребенка в сад с оплатой и 180 тысяч тенге в месяц, но там я заметила сильный запах сигаретного дыма - детское заведение прокурено. Ковры вонючие, антисанитария, - говорит Айсулу Ускембаева.

Эксперт по инклюзивному образованию Алия Архарова рассказывает, что о фактах недовольства качеством услуг детских садов и центров казахстанцы, в последнее время, говорят все чаще - родители просто перестали это скрывать. Одна из причин отсутствия профессионализма персонала в том, что квалификационные требования к педагогам, работающим с детьми с инвалидностью, предъявляются только в госучреждениях или в частных центрах, работающих по госзаказу. Другие частные организации такими требованиями не обременены.

Читайте также: Верните деньги! Бывшие силовики собрались на митинги

Если граждане приучены судиться

По словам эксперта, в развитых странах механизмы воздействия и регулирования работы детских учреждений базируются на лицензировании. Кроме того, там граждане часто защищают свои права на качественные услуги в суде. Это заставляет предпринимателей соблюдать все стандарты.

-За рубежом государство передало все услуги на аутсорсинг бизнесу, при этом все закрепив законодательно. Там даже некоммерческие организации, оказывающие услуги детям, должны получить лицензию. А еще там люди приучены собирать доказательную базу и подавать в суд. Поэтому в оказании услуг бизнес напряжен, он делает свою работу, как надо, а государство регулирует процесс, реагируя на иски. Нарушил требования - забрали лицензию, - объясняет Алия Архарова.

Казахстанские эксперты в области инклюзивного образования надеются, что ситуация улучшится с введением в декабре 2022 года государственного образовательного заказа на специальную психолого-педагогическую поддержку детей с инвалидностью. К некоммерческим и частным организациям усилены требования, в том числе и к квалификации педагогов. 

- Уже много лет поднимается вопрос о том, что все частные центры нужно лицензировать и мониторить их работу. Мы добились введения государственного образовательного заказа - дотации для детей особыми образовательными потребностями, которые не могут получить место в государственном детском саду. И здесь очень жестко прописали все необходимое: камеры, медперсонал, тревожная кнопка в случае пожара и террористической угрозы и так далее.

Требования, которые предъявлялись к государственным учреждениям, теперь будут предъявляться ко всем, кто претендует на этот государственный образовательный заказ. Теперь они должны проходить курсы повышения квалификации и доказывать ее, - прокомментировала Алия Архарова. 

Читайте также: Я остаюсь. Каково быть отцом ребенка с инвалидностью

По ее оценкам, новые требования к частным учреждениям теперь сильно приближены к зарубежным. Центры, которые не будут соответствовать требованиям, просто закроются. Однако говорить о том, что новшество позволит обеспечить всех желающих субсидированными местами, еще рано.

- Государственная машина большая и неповоротливая, - говорит Алия Архарова. - Приказ вышел, теперь местные исполнительные органы - акиматы - должны посчитать, сколько таких детей в их регионах, а это те, кто обратились в ПМПК. Если родители не обратились, то их ребенка уже не посчитают, и деньги на этот год не заложат. Здесь многое зависит и от родителей.  

Другие статьи Айслу Асан читайте здесь

Подпишитесь на наши соцсети: Facebook, Instagram, Telegram, You Tube

Иллюстративное фото с сайта snob.ru

Байланысты жаналықтар

Льготы для людей с инвалидностью в Казахстане

23.10.2023

Бесплатно не положено? Что люди с  инвалидностью должны знать о льготах 

23.10.2023

За инклюзию и равные права нужно бороться – эксперт

22.10.2023

Инвалидность не мешает работать в школе. Учитель из Алматы делится опытом

31.08.2023

Реабилитолог Данияр Болатов: Бывает, что устаешь

21.08.2023

Язык без статуса, или почему ущемляют неслышащих казахстанцев

23.05.2023
MalimBlocks
Льготы для людей с инвалидностью в Казахстане

Материал представлен Министерством труда и социальной защиты населения

Бесплатно не положено? Что люди с  инвалидностью должны знать о льготах 

Ежегодно правительство тратит колоссальные средства на бесплатные социальные услуги. Но много ли граждан ими пользуются? Наш автор Айслу Асан разобралась, на что могут рассчитывать люди с инвалидностью. 

За инклюзию и равные права нужно бороться – эксперт

Вопросы инклюзии, активного участия граждан с инвалидностью в общественной жизни в последние годы все больше актуализируются в Казахстане. Люди с инвалидностью теперь работают не только в гражданском, государственном секторах, коммерческой сфере, но и представлены в парламенте. Однако говорить о решении накопившихся проблем инклюзии еще рано, говорит эксперт Айжан Мукатаева.

Инвалидность не мешает работать в школе. Учитель из Алматы делится опытом

Молодая учительница Акбота Онгарова из Алматы - единственный педагог с инвалидностью в школе №204. Обучение на дому не помешало ей получить высшее образование, как и ревматоидный полиартрит не мешает преподавать английский язык и радоваться успехам своих учеников.

Реабилитолог Данияр Болатов: Бывает, что устаешь

Реабилитолог Данияр Болатов из Семея, словно фокусник управляется с детьми на тренировочном коврике: кому-то подтягивает мышцы, кого-то учит держать голову или стоять на перекладине, а кого-то и вовсе отпускает, чтобы увидеть первые шаги. Наблюдая за его работой, невозможно не быть сентиментальным – слезы благодарности за труд, сравнимый с волшебством, наполняются в глазах каждого, кто раньше не знал, какого работать с детьми с инвалидностью. С Данияром мы поговорили о его профессии, взглядах на реабилитацию в Казахстане и о том, как ему удалось в буквальном смысле поставить на ноги почти три сотни детей.

Язык без статуса, или почему ущемляют неслышащих казахстанцев

Сурдопереводчиков на одном из телеканалов в Шымкенте уличили в ложном переводе. Это редкий случай, когда общество обратило внимание на факты ущемления прав неслышащих граждан и потребовало от виновных объяснений. Наш автор Айслу Асан разбиралась, почему даже при колоссальных государственных тратах на сурдоперевод качество услуг далеко от идеала.