Где про гениталии, а где про равные права? В столице проходит фемвыставка
Совсем рядом с домом правительства и зданием парламента в столице теперь говорят о свободе и равных правах. В бизнес-центре «Москва», неподалеку от высоких кабинетов, казахстанские художницы открыли фемвыставку «Ол кыз».
Не успев пройти в выставочный зал, зритель обращает внимание на мусорный контейнер, наполненный символами женской груди. Художница Айгерим Мажитханкызы сделала их из синтепона, обтянутого женскими колготками. Похожую работу Айгерим зрители могли видеть на экспозиции в 2019 году, когда в сгоревшей времянке погибли сестры Ситер. И вот спустя три года автор снова напоминает: в стране ничего не изменилось.
Читайте также: Борщ стал национальным блюдом в Казахстане, а маклюбе – нет
- После гибели пятерых девочек власти сначала обратили внимание на положение многодетных семей, которые не могут выбраться из бедности, даже если работают ночами. Но нельзя считать, что они решили эту проблему. Я назвала свою работу «Скорбящая красавица». Она в целом о положении женщин с детьми в Казахстане. Дети нередко оказываются на мусорке в буквальном смысле, потому что женщина с ребенком или с несколькими детьми социально не защищена, - рассказывает Айгерим Мажитханкызы.
Выставка «Ол кыз» пропитан женскими эмоциями: повседневными, яркими, спрятанными в глухой домашней рутине. Авторы работ – казахстанские художницы, проживающие в своей стране и за рубежом. Они говорят о правах женщин, проблемах традиционного взгляда на женскую самореализацию, и делают это порой самыми неожиданными способами.
- Работа Айгуль Ибрай «Я?» часто обращает на себя внимание. Идея пришла к автору, когда она, находясь в Берне, в Швейцарии, раскатывала тесто для бешбармака. Смысл в том, что где бы мы ни находились, наша идентичность, традиции остаются с нами, - объясняет куратор выставки Салтанат Сырманова.
В голосах художниц совсем нет упреков в адрес кого бы то ни было. Они всего лишь ретранслируют повседневность. Благодаря инсталляции «Белый шум» в виде обычного телевизора, показывающего кадры женского быта, окруженного детскими игрушками, зритель невольно становится участником женской рутины. На видео матери в одиночку выполняют домашнюю работу, ухаживают за детьми, готовят еду.
Плач малышей, их наивные капризы служат своеобразным фоном происходящего в зале выставки, - для кого-то очень привычным, для кого-то удивительным, а для кого-то невыносимым. Работающая за столом куратор Салтанат Сырманова и ее малыш, спящий рядом с ней в коляске, теперь тоже воспринимаются как часть выставки. Почему бы и нет?
Воспевая духовность и внутреннюю силу казахских женщин, авторы фемработ не боятся шокировать тех, кто привык смотреть на их социальную роль сквозь призму стереотипов. Взять хотя бы инсталляцию «Женщины» Жанны Нугербек. На первый взгляд это набор копий женских гениталий. Куратор выставки объясняет, что в представлении автора, женщины в Казахстане – это кокон, сделанный из самых мягких, податливых материалов – ткани и поролона. Навязанный образ женщины в его традиционном понимании часто мешает раскрыться, и в будущем реализовать себя в профессиональных сферах.
Куратор Салтанат Сырманова рассказывает, что юные посетительницы иногда стесняются смотреть на инсталляцию, находя в изображении что-то постыдное. Но они могут поменять взгляд, если узнают о замысле автора.
- На нашу выставку часто приходят семьи с детьми, родители просят рассказать все, как есть, открыто. Они хотят, чтобы дети понимали больше о насилии, личных границах. Очень много подростков приходит, - говорит куратор.
С «Женщинами» перекликается одна из самых ярких работ этой выставки – «Уят» Анель Бикеновой. На двуспальной простыне зритель видит стилизованное изображение женских и мужских гениталий, объединенных в единый узор, переходящий в уродливые разводы, напоминающие пятна крови. По краям изображение окаймляет слово «уят», написанное азбукой Морзе.
- Казахстан занимает лидирующее место в СНГ по уровню насилия. И это при том, что многие жертвы не обращаются в больницы, потому что их в обществе часто осуждают. Эта работа о замалчивании проблем насилия и виктимблейминге. Боль, травмы, насилие, часто не выходят за рамки стыда, остаются в постели. На первый взгляд кажется, что мы видим национальный узор, пока не озвучивается то, что видно по краям простыни, «уят» скрывает страшные трагедии, - говорит Салатанат Сырманова.
На выставке очень разные работы. В них и глубокая печаль, и сиюминутная радость, и бесконечная самоирония, и оптимизм: в общем, все, как в настоящей жизни.
- Сегодня пришла компания из трех мальчиков-подростков, - делится Салтанат. Они были удивлены: «Разве наши сестры и мамы так себя чувствуют?». Тема домашнего быта их задела. В основном к нам приходят люди, которые не только искусством интересуются, но и те, кто хотят подумать. Было бы хорошо, если бы политики обратили внимание на наши работы, важно чтобы они услышали самые важные месседжи, исходящие из народа. Но их на выставке пока не было.
Читайте также: Я ухожу. Каково остаться одной с ребенком с инвалидностью