Пыль в глаза. Что думают депутаты о жизни в ауле, стало известно на правчасе в мажилисе
В понедельник, 25 апреля, на правительственном часе в мажилисе, депутаты поняли, что госпроект "Ауыл – ел бесігі" малоэффективен. С 2019 по 2021 годы на его реализацию из госбюджета выделили 206 млрд тенге. Впрочем, после январских событий верить, что эти деньги пошли на благо села, уже не могут даже те, кто видели аул только по телевизору.
Но у правительства свой взгляд на происходящее. Министр национальной экономики Алибек Куантыров, например, считает, что из 6 293 сельских населенных пунктов в Казахстане 4 429 имеют доступ к централизованному водоснабжению, 5 535 - асфальтированные дороги до райцентра, 3 738 сёл – объекты культуры, 4 553 села – объекты образования, 5 195 – объекты здравоохранения, 4 023 – объекты спорта.
- Для решения инфраструктурных вопросов в сельской местности в течение следующих 4-х лет будет выделено еще 670 млрд. тенге, - сообщил министр Алибек Куантыров.
У депутата Альберта Рау статистика была более интересной. Он заметил, что в предостоящие годы правительство потратит на "Ауыл – ел бесігі" в 3 раза больше, чем было потречено с момента старта проекта.
- Из 6316 сельских населённых пунктов региональные акиматы и МНЭ отобрали более 3,5 тысячи сёл. Однако на 1 января 2022 года фактически программа коснулась только 665 сёл из 3,5 тысяч, то есть за три года всего 18%. При этом в течение следующих четырёх лет проект должен охватить 2870 сёл, или 82%. Уже налицо риски невыполнения параметров национального проекта, – сказал Альберт Рау.
Депутат считает, что чиновники не понимают, что такое модернизированное село. По словам Рау, модернизированным можно считать аул, где решены все проблемы полностью, а не частично. Рау обвинил правительство в отсутствии системных подходов, правильного планирования.
- Выявлены вопиющие, на мой взгляд, случаи, когда выделенные из республиканского бюджета средства на ремонт районной больницы перераспределили ради большего числа проектов. (...) Нам непонятно, когда в одном районе области реализуется несколько проектов, в то время как в других вообще ни одного, там же ещё много сёл без воды, а это вопрос номер один для любого села. (...)
Таким образом, на наш взгляд, отсутствие системности в финансировании проектов приводит к распылению бюджетных средств, и, как следствие, к неэффективному их использованию, отсутствию конечных результатов и возникновению социальной напряжённости, – сказал Альберт Рау.
Пускать пыль в глаза правительству помогает отсутствие открытости реализации госпроекта, хотя всем было бы интересно следить за работой чиновников на специальном сайте, например. Об этом говорили приглашенные спикеры из неправительственного сектора. Быстро оценить эффективность государственных трат тоже практически невозможно. Дело в запутанной системе классификации сел и стандартов реализации проекта.
- Классификация - это основа. Когда я на прошлой неделе смотрел материалы, коллеги из комитета докладывали, я извиняюсь за непарламентское выражение, но "без бутылки не разберёшься". До бутылки дело не дошло, поэтому остался в таком неразборчивом состоянии. Я полагаю, у всех депутатов такое же состояние, когда от точки отсчёта мы не можем двигаться, - сказал заместитель председателя мажилиса Павел Казанцев.
В аулах процветает безработица, не хватает социальных объектов, не строится новое жилье, нет качественной интернет-связи, хороших дорог, образования и здравоохранения – все эти проблемы с бородой депутаты перечислили снова.
- Вы верите, что в 93% сел решены вопросы водоснабжения? – риторически вопрошали они.
Парламентарии то и дело повторяли, что недавно побывали в ауле, как будто факт их визита – уже решение проблем качества жизни бедных казахстанцев. Министр нацэкономики тоже похвастался, что уже побывал в Костанайской области, теперь собирается в другие регионы и обещает хорошо работать.
Впрочем, плохая работа не помешала предшественникам на его посту успешно продолжать карьеру. Вот экс-министр Асет Иргалиев, например, руководивший "Ауыл – ел бесігі" в прошлом году, успешно продолжает карьеру, и теперь работает председателем Агентства по стратегическому планированию и реформам. Так что, гарантировать эффективность Куантырова, на самом деле, тоже никто не может.