Будут ли казахстанцы платить за врачебные ошибки?
Министерство здравоохранения предлагает смягчить наказания медицинским работникам, допустившим врачебные ошибки. Реальные сроки планируется заменить на ограничение свободы и штрафы. В понедельник, 19 сентября, министр здравоохранения Ажар Гиният представила в мажилисе соответствующий законопроект.
В Минздраве подсчитали, что ежегодно за ненадлежащее выполнение обязанностей в отношении медработников по статье 317 Уголовного кодекса в Казахстане заводят около 300 дел.
- Общий размер выплаты компенсаций морального и материального ущерба в пользу пострадавших составил свыше 40 миллионов тенге. Страховые выплаты осуществляются при наличии страхового полиса по решению суда, не выплачиваются в случае признания уголовной ответственности.
Таким образом, при возникновении медицинского инцидента уровень заработной платы медицинского работника на сегодняшний день не позволяет возместить причиненный ущерб здоровью пациента самостоятельно, - сообщила Ажар Гиният.
Читайте также: Тарифы на старте! Частный инвестор ждет отмашки правительства
Решать проблему планируют путем введения страхования профессиональной ответственности медицинских работников. Если предлагаемые Минздравом нормы внедрят в законодательство, уже со следующего года взносы частным страховым компаниям будет делать работодатель. С 2025 года сумму страховой премии разделят между медицинской организацией и самим сотрудником.
- В результате проведенных актуарных расчетов системой страхования профессиональной ответственности предлагается охватить свыше 304 тыс. медицинских работников на общую сумму 4,6 млрд тенге в 2023 году, из низ 2,7 млрд тенге – за счет ГОБМП и 1,8 млрд тенге за счет ОСМС. Наиболее рациональным механизмом финансирования предлагаются тарифы медицинских услуг, - сообщила Ажар Гиният.
Таким образом, пациент, ставший жертвой врачебной ошибки, может выбрать – получить выплаты от страховой компании или обратиться в суд.
- В случае отказа от выплаты и неудовлетворенности пациент имеет право обратиться в суд. При обращении в суд выплата не производится, - уточнила министр.
Размер ущерба, повлекшего смерть пациента в Минздраве оценили в 1000 МРП – это чуть больше трех миллионов тенге. Если по причине врачебной ошибки пациент получил инвалидность первой группы, то страховщик выплатит ему 800 МРП – чуть больше 2,5 млн тенге, вторая группа инвалидности будет стоить - 600 МРП – почти 2 млн тенге, а третья 500 МРП. Если пациент по вине медицинского работника получит вред здоровью без установления инвалидности, то страховая компания возместит фактические расходы на амбулаторное или стационарное лечение.
В предлагаемом правительством механизме парламентарии усомнились. Депутат Гульдара Нурумова предположила, что введение страхования может привести к ослаблению ответственности медицинских работников, ведь риски выплаты ущерба напрямую они не несут.
- Мы уже в своих подзаконных актах, договорах будем делать такие стимулы и мотивации. Если каждый раз какой-то сотрудник допускает (врачебные ошибки - Ред) и видит это главный врач, что за него приходится платить, это уже дает (повод – Ред.) менеджеру принимать какие-то решения. Будут стимулы, когда меньше жалоб, снижаться будет от медорганизации цена страхования. Это тоже мы учтём, чтобы стимулировать качественную работу медорганизаций, - ответила министр.
Читайте также: Семерка – священное число: Казыбек Иса объяснил поправки в Конституцию
Ажар Гиният заверяет, что предлагаемая реформа основана на международном опыте и что в развитых странах, где внедрен аналогичный механизм страхования, «95% жалоб не доводится до суда, лучших врачей в тюрьмы не сажают». Но судя по статистике, представленной депутатом Нурумовой, эта проблема вовсе не актуальна для Казахстана.
- Признание случая страховым или нет может быть еще одной возможностью для коррупции. По официальной информации, поступило 14 123 обращений от пациентов, но нет информации, сколько из них обоснованных, ведь необоснованных сейчас намного больше, чем обоснованных.
Заведено за пять лет около 1,5 тысяч уголовных дел, но решения суда вынесены только по 52. Из 83 человек только пять человек лишились свободы, оправдано - 12. Не повлечет ли страхование поток жалоб от пациентов в надежде получить выплаты? Пострадавшая сторона будет согласна на все, чтобы их случай комиссия признала страховым для получения страховых выплат. Это тоже риск коррупции, - сказала Нурумова во время обсуждения.
Вопрос лоббирования интересов страховых компаний несколько раз звучал во время обсуждения. Министр же заверила, что всего лишь внедряет прогрессивный опыт, а выгодополучателями проводимой реформы будут пациенты.
Она также напомнила, что Минздрав уже вносил на рассмотрение мажилиса законопроект, который предполагал создание фонда страхования жизни и здоровья, но депутаты и общественность выступили против. По данным Ажар Гиният, на казахстанском рынке насчитывается более 17 страховых компаний, отвечающих необходимым требованиям, которые обеспечат конкурентную среду. Министр предполагает, что введение страхования не отразится на стоимости услуг частных медицинских организаций.
- Больницы будут платить через тарифы, мы усиливаем финансирование через тарифы – при подсчётах на 0,3% – повышается тариф из-за введения этой реформы, а медрабортники за свою профессиональную деятельность – планируется солидарная ответственность с 2025 года. Так как планируем, что мы внедрим лицензирование каждого медицинского работника, он будет рисковать своей лицензией и будет за свою профессиональную деятельность нести солидарную ответственность, - прокомментировала Ажар Гиният.
Ожидается, что с 2025 года средний медицинский работник будет направлять в страховую компанию 12 тысяч тенге в год, 6 тысяч из этой суммы оплатит работодатель. Самый высокооплачиваемый врач внесет на счет страховой компании до 70 тысяч в год, половину от этой суммы так же оплатит его работодатель. По данным Минздрава, поликлиникам это нововведение обойдется в 3 миллиона тенге в год, а больницам в 6-7 миллионов.
- На сегодняшний день очень много частных компаний уже страхуют своих работников. Очень многие частные клиники страхуют своих врачей сами, поэтому если тариф повышается всего на 0,3%, это не должно привести к повышению стоимости услуг частных клиник, - предположила Ажар Гиният.
Некоторые участники обсуждения заметили, что представленный в мажилисе законопроект сильно отличается от того, что обсуждался ранее, и руководитель рабочей группы Зарина Камасова поспешила их успокоить.
- Я понимаю боль Бахытжана Арыновича (Тажибая, представителя профсоюзной сферы), который сказал, что это не тот законопроект, который шел в рабочей группе, но в любом случае мы ждали этот законопроект. Медицинская общественность ждет хоть какой-то закон, который будет защищать наших медицинских работников плюс пациентов – 50 на 50, - сказала Камасова.
Читайте также: Алихан Смаилов казахстанцам: Выходите из зоны комфорта