Запрет на вывоз пластика может ухудшить экологию в Казахстане
С 14 июня МИИР вводит запрет на вывоз ПЭТ-отходов с территории Казахстана на полгода. Правительство объясняет это желанием обеспечить отечественных производителей полимерной продукции доступным сырьём. Предполагается, что теперь отходы с мусорных полигонов не будут уходить на российские предприятия, как сейчас, поэтому местные переработчики пластика увеличат объёмы производства. О том, почему эта мера грозит ухудшением экологической ситуацию в стране, пишет юрист, заместитель председателя правления Союза независимого бизнеса Казахстана Шынгыс Темир.
Почему запрет на вывоз из Казахстана пластиковых бутылок негативно отразится на экологии
Если быть более точным, то запрет распространяется на так называемые ПЭТ-отходы (фрагменты изделий из термопластика). Запрет вводится с 14 июня и продлится 6 месяцев.
Организации, занимающиеся сбором ПЭТ-отходов (те, кто сокращает объемы гниющих в земле изделий из пластика и направляет их на переработку), реально заботятся об экологии. По их мнению, подобные запреты – есть не что иное, как манипулирование ценами со стороны переработчиков отходов. И вот почему.
Читайте также: Кульгинов бросил нам кость - общественники о Дворце школьников на левобережье столицы
В общих чертах жизненный цикл пластиковой бутылки выглядит следующим образом.
Мы приобретаем в магазине напиток в ПЭТ-бутылке. После его употребления бутылка отправляется в мусорный контейнер. При правильной системе раздельного сбора отходов оттуда, вместе с другими пластиковыми отходами, она попадает сначала в пункт приема вторсырья (это и есть сборщики), а затем – на переработку. Бутылка превращается сначала в стружки, затем в гранулы, далее – в преформу. Затем из преформы получается новая бутылка, которая отправляется на линию розлива напитков.
Я описал несколько упрощенный жизненный цикл ПЭТ-бутылки (перерабатывать такой пластик нельзя бесконечно), но он позволяет понять суть проблемы не знакомому с отраслью обывателю. Сборщики (под сборщиками я имею в виду не физических лиц, сортирующих и собирающих отходы для их сдачи, а компании, которые принимают ПЭТ- и иные отходы) зарабатывают на том, что продают очищенные ПЭТ-отходы переработчикам.
Когда границы открыты, сборщики могут продавать ПЭТ-отходы как в Казахстане, так и в соседних странах. За счет конкуренции между казахстанскими и иностранными переработчиками, цена за килограмм ПЭТ-отходов позволяет бизнесу сборщиков оставаться рентабельным.
Читайте также: Работающая бедность. Почему правительство не повышает пособия?
Когда границы закрываются, казахстанские переработчики резко роняют цену, по которой они принимают ПЭТ-отходы, ставя тем самым сборщиков в трудное положение. Сборщики в свою очередь вынуждены снижать цену, по которой они принимают ПЭТ-отходы у физических лиц, делая этот способ заработка для последних неинтересным.
В итоге бутылки от выпитых нами напитков (и другие ПЭТ-отходы) в меньших объемах поступают на переработку, в больших – попадают в окружающую среду, выделяя вредные вещества. От этого страдают растения, животные, болеют люди. Срок разложения ПЭТ-бутылки может длиться сотни лет. Представляете, на что мы обрекаем будущие поколения?
Вот и выходит, что банальный запрет на вывоз ПЭТ-отходов может серьезно ухудшить экологическую обстановку в Казахстане. Кстати, экологический кодекс запрещает захоронение ПЭТ-отходов на полигонах. Куда в таком случае денутся все ПЭТ-отходы в стране, неужели все они попадут к отечественным переработчикам?
Читайте также: Социолингвист Анна Климченко раскритиковала языковые госпрограммы в Казахстане
Фото с сайта realybiz.ru