Социолингвист Анна Климченко раскритиковала языковые госпрограммы в Казахстане
Разработчики госпрограмм по реализации языковой политики ставят нереалистичные цели и избегают точных формулировок, считает социолингвист Анна Климченко. Отсутствие конкретики препятствует оценке эффективности госполитики.
- Например, 300 млн ушло на мероприятия для «расширения применения госязыка и на повышение его востребованности». То есть, 300 млн ушло на это. Какие при этом были конкретно проведены мероприятия, сколько их было, почему на них выделили 300 млн, и как эти мероприятия повлияли на повышение востребованности казахского языка? Все эти вопросы остаются без ответов, - сказала Анна Климченко на дискуссии ИЦ PaperLab, прошедшей в столице.
Читайте также: Город против олигархов. Почему Кульгинов не дает митинговать в столице?
По индикаторам программы невозможно проверить, насколько целесообразно чиновники израсходовали деньги.
- Например, госпрограммой предусмотрено увеличить количество учителей казахского языка, но это не предусматривает контроля качества и квалификации учителей, то есть изначальная цель в том, чтобы подготовить, как можно больше учителей казахского, а не в том, чтобы повысить качество преподавания и обучения соответственно. Еще в госпрограмме есть такая цель, как продвижение и распространения казахского языка, где индикатором было то, что ежегодно на популяризацию казахского языка выделяли 10% госоцзаказа. Но по такому индикатору можно оценить усилия, где выделялись деньги, то есть прилагать какие-то усилия для популяризации языка, но индикаторы должны показать в итоге, достигли мы какой-то цели или не достигли. По количеству выделенных денег нельзя это проверить, - сказала Климченко.
Она также говорит о нереалистичности некоторых целей, например таких, как введение трехъязычия в системе образования в то время, как в стране не было достаточного количества англоязычных учителей, методических материалов и учебников на английском языке. Эксперт обращает внимание и на проблему абсурдности некоторых статей государственных расходов.
- Я просмотрела на все задачи, где суммы были указаны, и самая большая статья расходов, которая была заявлена, для меня оказалась очень неожиданной – более 2 млрд тенге из 19 млрд было выделено на государственные топографические и тематические карты - на каталоги географических названий на государственном языке. То есть, 2 млрд, выделено на карты. Сколько вы думаете, потратили на бесплатные курсы изучения казахского языка? Сумма была в 2 раза меньше - лишь миллиард тенге, - сказала Климченко.
По ее словам, перечисленные ею недостатки есть и в действующей аналогичной программе, рассчитанной на 2020-2025 годы.
- Мероприятия, индикаторы так же расплывчато сформулированы, а некоторые даже просто копировали-вставили из старой программы, например, мероприятия по повышению престижа и востребованности государственного языка. Только теперь на них выделяют больше денег - около 1.7 млрд, а в предыдущей программе было 295 млн. Кстати, финансирование для каждого мероприятия в этой программе более подробно расписано, то есть таких задач, финансирование которых раскидано по другим бюджетным программам, гораздо меньше. Но нереалистичность целей, зато наоборот больше бросается в глаза, - рассказала Анна Климченко в интервью корреспонденту Malim.kz.
Примечательно, что госорганы анализируют проведенную работу, но отчеты не публикуют. Однако краткая сводка в содержании текста госпрограммы позволяет судить о том, что оценка эффективности, в целом, все-таки положительная.
- Там сказано: «показатели, запланированные Государственной программой развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2019 годы в 2018 году были успешно выполнены: целевые индикаторы – 100%; показатели эффективности – 83,3%; освоение выделенных средств по мероприятиям – 100%». Это значит, что якобы у нас высоченная доля граждан, которые владеют казахским, и на такой радостной ноте в новой госпрограмме поставили новую цель «усиление роли казахского как языка межэтнического общения». Это хорошая цель, но на данном этапе это, можно сказать, почти невозможно будет реализовать с учетом уровня владения им гражданами и использования, - говорит эксперт.
Анна Климченка отмечает еще одну нереализуемую цель — это «модернизация казахского на основе латинографического алфавита». Для ее выполнения авторы программы поставили долгосрочные задачи, которые, по задумке авторов программы, должны привести к тому, чтобы к 2025 году половина граждан страны использовала новый алфавит. Эксперт напоминает, что на данный момент не ясно, на каком этапе находится процесс утверждения окончательного варианта латинского алфавита.
- При постановке целей языковой политики нужно, во-первых, апеллировать не к количеству проведенных мероприятий, а к качеству реализации конкретных задач; во-вторых, избегать неточных расплывчатых формулировок; в-третьих, при распределении финансирования расставлять приоритеты и выделять больше денег на то, что действительно имеет первостепенное значение для языковой политики Казахстана. Также важно ставить выполнимые, продуманные и реалистичные задачи, пусть они даже будут менее амбициозные, но достижимые в соответствии с оценкой и анализом текущей языковой ситуации. Немаловажно и учитывать отношение граждан к новшествам в языковой политике, - сказала Анна Климченко.
Эксперт отмечает важность формировании языковой политики, отдавая приоритет казахскому языку, как государственному. При этом она считает, что билингвальность, а так же реальное достижение целей трехъязычия в Казахстане позитивно отразятся на коммуникациях внутри общества и в целом на его развитии.