LRT понадобится столице через семь лет – урбанист Олжас Билялов

В этом году разразилась настоящая война за гражданское участие в застройке столицы. Жители объединяются в инициативные группы, требуя общественных слушаний, чтобы отстоять земельные участки рядом со своими домами для социальных объектов – школ, детских садов, скверов и поликлиник. Способы борьбы против застройщиков, готовых возвести жилые многоэтажки на каждом углу, люди выбирают разные: кто-то митингует во дворе, кто-то пишет обращения к президенту, некоторые даже подают в суд. Но власти непреклонны, - «человейники» побеждают. О том, почему в акимате так боятся общественных обсуждений, мы поговорили с урбанистом Олжасом Биляловым.

Венера Касумова

  • 28.07.2022

- Олжас, учитывая то, какие проблемы сегодня существуют с точечными застройками в Алматы и Нур-Султане, становится совершенно очевидно, что власти не хотят проводить общественные слушания. Почему, на ваш взгляд, так происходит?

- Я бы не сказал, что в Казахстане не хотят проводить общественные слушания. Этот вопрос крайне актуален в столице. Алматинцы, насколько я вижу в медиа, утверждают свои правила проведения общественных слушаний. Думаю, аким  Ерболат Досаев понял, что с бизнесом можно бороться только через общественность, и поэтому пошел на такой шаг. В столице же все запущенно. Здесь не хотят проводить слушания, потому что с 2019 года было согласовано очень много проектов детальной планировки (ПДП - основной документ планирования квартала, ЖК - Ред), огромное количество из которых было выдано в разрез с генеральным планом города. Так вот, в генплане указано, где спальный район, где административная зона, где зеленая зона, где парки, где какая этажность должна быть и так далее. Но этот самый генплан столицы давно нарушен, идет активная застройка жилыми комплексами.

-  Почему это стало возможным?

- Своеобразной страховкой против нарушений служат общественные слушания при утверждении ПДП. Не зря ведь обязательность их проведения прописана в законе. Каждый горожанин должен знать, что планируют построить рядом с местом его проживания. Нельзя около 5-этажного дома строить 25-этажный, который перекроет попадание в окна соседнего дома света и солнечных лучей. А ведь похожих нарушений уже слишком много: были согласованы около нескольких сотен проектов детальной планировки, значительная часть которых не соответствуют генплану. Естественно, все эти ПДП утверждали без общественных слушаний, иначе бы люди спросили, почему идет такое несоответствие или почему там, где по генплану должна быть поликлиника, школа или детсад, вдруг задумали поставить «человейник». Скажу больше: практически во всех случаях ПДП утверждают без согласований уполномоченных органов по экологии, санэпидемнадзору и противопожарных служб, хотя это является обязательным требованием при согласовании градостроительной документации.

- Получается, что, если сейчас общественные слушания проводить, и если требовать соответствия генплану, все это вскроется, ведь строительство уже во всю идет?

- Даже корректировки в ПДП требуют проведения общественных слушаний.  Конечно, любой житель будет против чрезмерного уплотнения своего квартала, потому что социальных объектов и так не хватает, люди ночами стоят в очереди, чтобы попасть в школы, где в классах по нормам не допускается больше 25 человек. Никому не хочется отдавать ребенка в школу, где в классах более 35 человек, хотя это в нашем городе практически повсеместно! Так что, если гражданам дадут возможность реализовать свое право на участие в общественных слушаниях, строительный бизнес понесет большие потери. Даже если застройщики начнут судиться, то виновным окажется акимат, который, собственно, согласовывал все эти проекты. Поэтому чиновникам акимата выгоднее делать вид, что они не знают, как проводить общественные слушания. Это абсурд, конечно, и нарушение прав граждан, но именно это сейчас в столице и происходит.

- Была информация о том, что инициативные группы ОО «Менің елім дала» сами разработали регламент и направили его на согласование в акимат. Что вам ответили власти города?

- Да, мы объединились, у нас в составе были юристы, проектировщики и специалисты по градопланированию, и вот эта команда разработала регламент и правила проведения общественных слушаний, в том числе сравнительную таблицу и все, что требуется. Проект мы направили в акимат, а также в Комитет по делам строительства. Комитет перенаправил его в акимат, а последний отказался его принимать. Мы, как инициативная группа, направили его в соответствующий госорган, так как по закону лишены права инициировать нормативно-правовые акты или новые правила, — это должен инициировать госорган. Раз госорган ссылается, что таких правил нет, мы им проект этих правил подготовили, но наша работа оказалась никому не нужна. Чиновников, как и застройщиков, устраивает нынешнее положение, — вот в чем мы убедились.

- Действительно ли отсутствие регламента освобождает от проведения общественных слушаний?

- Конечно, нет. Если есть требования по общественным слушаниям, то их должны проводить. Отсутствие подзаконного акта не является препятствием. Можно взять за основу правила проведения общественных слушаний в реализации Экологического кодекса. Все очень просто!

- Как оценить масштаб проблемы, насколько вообще все запущенно?

- Например, в столице есть школа №59 проектной мощностью 1200 учеников, но в ней учится 3400 ребят. То есть, школа перегружена больше, чем в 3 раза. Это первая в городе по перегруженности школа, трехсменная. Рядом с ней BI Group решает строить жилой комплекс «Поколение» из 18 зданий этажностью от 9 до 24 этажей. По нашим расчетам, это добавляет еще около 1600 учеников. И эти ученики, в большинстве своем, естественно пойдут в 59 школу, так как расстояние от ЖК до школы составляет порядка 30-40 метров.  Тут же, рядом, строится ЖК LandMark компании BAZIS-A, где около 16 домов этажностью от 12 до 24 этажей. Акимат все это видит и понимает, что школа перегружена в три раза, добавятся еще ученики, но согласовывает разрешительные документы!  59 школа будет парализована еще очень долго. По нашим расчетам, там будет учиться примерно 5200 учеников к 2025 году. Проектная мощность школ ведь не зря просчитывается. Сейчас дети в туалеты не могут нормально сходить, домой прибегают, потому что невозможно ждать в очереди; кроме того, нет гардеробной, она отдана под класс, а в классах сидят по 37 человек. Я уже не говорю о качестве знаний, санитарных условиях, которые обеспечить в должной мере теперь невозможно. Вот такие существуют проблемы, и, видя их, власти города согласовывает вот эти стройки ЖК.

- Если акимат перестанет ограничивать право граждан на общественные слушания, что изменится, по вашему мнению?

- Горожане станут в них участвовать, почувствуют ответственность за развитие своего города, будут больше посвящаться в вопросы доступности социальной инфраструктуры, начнут отстаивать свои права, и, естественно, ни один застройщик не сможет продавить свой проект жилого комплекса, если он нарушает благоприятную среду обитания, и если в жилом квадрате не хватает социальной инфраструктуры. Чиновники сто раз подумают, прежде чем согласовывать ПДП без расчетов численности населения, потому что будет гражданский контроль.

- Если все останется так, как есть, какой у вас прогноз, что будет с транспортной системой?

- Земля сейчас очень дорогая, и цена на нее лишь растет, поэтому застройщики будут поднимать этажность все выше и выше. Ситуация с переуплотненностью кварталов усугубится. Хотя, казалось бы, куда еще хуже?

Как специалист в области градопланирования и специалист в области транспорта, скажу, что приблизительно через семь лет, после введения в строй всех ЖК на левобережье, в нашем городе будет коллапс. LRT, если его построят, станет актуальным, потому что тот маршрут, где сейчас проложены колонные эстакады - по улице Кабанбай батыра и до MEGA Silk Way, а также по улице Сыганак через мост к густонаселенному району нового железнодорожного вокзала - интенсивно идет застройка. Я туда ездил, изучал, как камерально, так и визуально. Это будет очень плотно застроенный район, так что в будущем большой пассажиропоток, необходимый LRT, обеспечен. Столица построена так, что административные здания сосредоточены практически в одном месте – это район Дома министерств, добраться до него из спальных районов на машине будет непросто. Но сможет ли LRT полностью выполнить свою функцию, вот в чем вопрос.   

Задача транспортной системы или большой ветки — это разгрузка движения в час-пик. Понятно, что дальше MEGA Silk Way, в сторону аэропорта, активного пассажиропотока нет, следовательно, LRT будет загружен лишь частично, половина ветки практически не будет задействована. Алматинское метро, которое тоже сделано как ветка, вечно убыточное. В случае запуска проекта LRT городской бюджет будет не просто займы оплачивать, а именно дотировать его. Никто не сядет в LRT, если там билет будет стоит 1000 тенге. Так что, серьезные транспортные проблемы в столице еще впереди.     

Читайте также:  

Карашукеев & Султанов: Дефицита сахара нет, но президент был прав

Уранхаев, Кульгинов и SOS Taldykol: борьба еще не закончилась

Смерть во время протеста. Мог ли Досаев предупредить трагедию?

 

Байланысты жаналықтар

Ипотека «Наурыз». Чего ждать от «заботливого» правительства

26.04.2024

Жители Астаны требуют вернуть набережную

25.04.2024

Касымбек засекретил рабочий проект экопарка на Талдыколе?

12.04.2024

Алтай Көлгінов жаңа қызметке тағайындалды

27.03.2024

Строительный кодекс не для людей – депутат

13.02.2024

Малый Талдыколь возвращается?

13.02.2024
MalimBlocks
Ипотека «Наурыз». Чего ждать от «заботливого» правительства

С 1 мая правительство обещает гражданам с невысоким доходом новую льготную ипотеку «Наурыз». Попробуем разобраться, поможет ли она казахстанцам.

Жители Астаны требуют вернуть набережную

Жильцы жилых комплексов Central Park и «Изумруд» в Астане требуют отменить застройку территории набережной реки Ишим возле своих домов. Они считают, что власти дали разрешение на возведение многоэтажных жилых башен незаконно.

Касымбек засекретил рабочий проект экопарка на Талдыколе?

Столичные общественники не могут получить от сотрудников акимата рабочий проект строительства экопарка на территории Малого Талдыколя. При этом некие люди уже несколько раз пытались начать строительные работы без документов.

Алтай Көлгінов жаңа қызметке тағайындалды

Строительный кодекс не для людей – депутат

Проект нового Строительного кодекса раскритиковали в мажилисе. Депутат Бакытжан Базарбек заявил, что его нормы повторяют нормы действующего кодекса, а по содержанию документ больше напоминает работу школьника.

Малый Талдыколь возвращается?

Инженерные траншеи близ осушенных застройщиками озер Малого Талдыколя наполнились водой. Местные жители подозревают, что это подземные воды, которыми ранее питались осушенные водоемы.