Карашукеев & Султанов: Дефицита сахара нет, но президент был прав
Во вторник, 26 июля, признавать справедливость недавно полученного президентского выговора публично пришлось министру сельского хозяйства Ерболу Карашукееву и вице-премьеру – министру торговли и интеграции Бахыту Султанову. На площадке СЦК, отвечая на вопросы журналистов, оба согласились, что Касым-Жомарт Токаев был прав, когда критиковал их за позорный дефицит сахара. Впрочем, от предмета критики оба министра счастливо избавились. Зачитав получасовые доклады, чиновники заверили, что дефицита сахара в стране просто нет.
В поиске виновных в сложившейся ситуации Султанов с Карашукеевым далеко ходить не стали. По их версии, это акиматы выбрасывают на рынок дешёвый сахар из стабилизационных фондов, и тем самым провоцируют потребительский ажиотаж, который так разозлил президента.
Читайте также: Даниал Ахметов: Вы в плену негативных желаний
- Региональные СПК часто продают сахар по ценам ниже себестоимости. Это приводит к ажиотажному закупу сахара. Мы все были неоднократно свидетелями и в соцсетях выходили ролики по ажиотажу. Здесь нам нужно срочно пересмотреть подходы регионов. При этом на внутреннем рынке имеется достаточный объём сахара по коммерческой цене, который реализуется в рыночных условиях, – сказал Ербол Карашукеев
Чиновники рассказывают, что сахар в стране подрожал из-за роста стоимости тростникового сырья, а также логистических расходов - в 2,6 раз. По данным министра сельского хозяйства, нынешняя себестоимость сахара выше, чем цены на социальных рынках в некоторых регионах. В правительстве считают, что, если перестать выбрасывать на рынок дешевый сахар из стабфондов, ажиотажа больше не будет, - люди выстраиваются в очереди за дешевым сахаром, а не за дорогим.
- Сахарные заводы отпускают сахар по 450 тенге за килограмм. При этом стоимость килограмма сахара с учётом 15% торговой надбавки у оптового и 15% у розничного реализатора должна составлять 595-600 тенге, – подчеркнул Ербол Карашукеев.
Читайте также: Чего стоила Брекешеву «тушенка из сайгачатины»
Но главная причина несладкого лета в Казахстане - запрет России на вывоз сахара с марта этого года до 31 августа, что ввел казахстанский рынок в стрессовое состояние. Работающие в стране 4 сахарных завода (Меркенский, Коксуский, Аксуский и Таразский) не могут полностью обеспечить потребности казахстанцев.
- У нас с советских лет 9 заводов существуют. Из них 4 работают, 5 простаивают - разорены, практически уничтожены. По 4 из них есть уголовные дела, которые продолжаются и находятся в суде. Для того, чтобы их реанимировать, нужно проводить работу по расчистке объектов, по передаче их в частную собственность , нахождению инвесторов и так далее, - объяснил министр торговли и интеграции Бахыт Султанов.
Восстанавливать разворованные заводы правительство не собирается, - хорошо бы обеспечить сырьем действующие. Но журналисты все равно не понимали, почему чиновников все эти годы устраивала катастрофическая зависимость от российских поставщиков сахара. Карашукеев ответил, что спрогнозировать влияние основного поставщика (очевидно России) на наш рынок в правительстве не смогли.
- В 2014 году мы достигли минимальных объемов посадки сахарной свеклы – 1.2 тыс га мы посадили за тот год. С этого момента мы стремились нарастить производство сахарной свеклы собственного производства, чтобы загрузить наши заводы. Но спрогнозировать цены, прогнозировать то, что наш основной поставщик, для которого мы являемся премиальным рынком, и он действительно может влиять на наш рынок сахара, тоже мы не могли, - сказал Карашукеев.
Его речь легко ложилась в заранее подготовленную канву: срочные меры в связи со сложившейся ситуацией приняли в этом году - заводы, например, подняли закупочную цену на сахарную свеклу, размер субсидий для фермеров увеличился, чтобы те посеяли свеклы побольше. Но журналисты тут же заметили нестыковки: в этом году казахстанские фермеры не только не увеличили посевы свеклы, но и уменьшили. В 2021 году свеклой засеяли 14,5 тысяч гектаров, а в этом - всего лишь 9.4 тысяч. Карашукееву пришлось выкручиваться:
- Уменьшение площадей связано с тем, что прошлый год вегетационный был очень сложный. В Алматинской области была засуха, поэтому фермеры ушли на другие, менее влагоемкие культуры.
Карашукеев не преминул при этом пообещать, что в следующем году рост площадей посевов сахарной свеклы точно будет. Впрочем, освободить Казахстан от импортозависимости, по словам Бахыта Султанова, не получится, даже если имеющиеся 4 сахарных завода загрузят сырьем полностью.
- Если мы их загрузим до конца, это еще не перекрывает полный объем. Потому что их мощность 440 тысяч тонн при потреблении 570 тысяч тонн. Придется либо импортировать, либо модернизировать эти заводы до соответствующих объёмов, - сказал Султанов.
До 2025 года чиновники пообещали снизить зависимость от импорта сахара в два раза, чем совсем не вызывали у привыкшей к этому аудитории СЦК оптимизма. Ощутимое снижение цены на сахар в этом году возможно только когда Россия возобновит его поставки в Казахстан, и случится это, скорее всего, к началу осени. Оба министра признали, что президент критиковал их на расширенном заседании правительства по делу.
- Я уже сказал, что абсолютно справедливо поставлены вопросы. Критика очень правильная. Мы работаем над этим, - сказал Султанов.
Почти то же самое произнес Карашукеев:
- Выговор со стороны главы государства был справедливый. Мы знаем, что в нашей работе были недочеты. Я в докладе показал, что были объективные и субъективные факторы, в частности по рынку сахара. Мы сейчас принимаем все необходимые меры по выправлению ситуации и повышению эффективности работы
Журналисты то и дело задавали чиновникам вопросы об их личных ощущениях от роста цен на продукты питания. Те отвечали, что подорожание действительно ощущают. Султанов, например, недавно купил килограмм сахара за 470 тенге в какой-то торговой сети, Карашукееву достался тот же килограмм за тысячу.
Читайте также: Наблюдатели в кулаке. Чем Центризбиркому помешало независимое наблюдение?