Мы растим больное поколение – педагог Наталья Дрейт
Учебный год в казахстанских школах продлили на две недели. Теперь первоклассники будут учиться 35 учебных недель вместо 33-х, а ученики 2-11 классов - 36 недель вместо 34-х. Вдобавок к этому, на уроках физкультуры отменили деление на подгруппы. О том, как новшества могут повлиять на здоровье школьников, мы поговорили с вице-президентом Казахской лиги экспертов образования, президентом Ассоциации учителей физической культуры Казахстана Натальей Дрейт.
- Когда руководитель BI Group Айдын Рахимбаев предложил увеличить учебный год, многим эта идея показалась безумной, даже МОН ее, вроде бы, не поддержал. И вот сюрприз! На днях мы узнаем, что учебный год все-таки продлен. Вам понятно происходящее?
Читайте также: Правительство усиливает неравенство в образовании. Чем это грозит?
- Кто такой застройщик Айдын Рахимбаев? Я, например, не знаю этого человека. Где наши ученые и медики, и где научное обоснование для того, чтобы продлить учебный год? Логика принятия решений мне непонятна. Ведь это никак не решит проблему загруженности школ.
- Министр просвещения Асхат Аймагамбетов как раз считает наоборот. Он сказал, что год увеличили, чтобы разгрузить школы. Получается, что так хотят уменьшить статистику трехсменных школ за счет повышения нагрузки на детей?
- Каким образом это возможно? Если, например, у нас было 34 рабочие недели, а урок физкультуры был три часа в неделю. Получается, что в учебном году 102 урока физкультуры. Теперь министерство увеличило учебный год на две недели, то есть мы получили 36 рабочих недель; не растянули эти 102 часа еще на две недели, а лишь добавили уроков, и теперь будет 108 уроков физкультуры. Учебная нагрузка не сократилась, а увеличилась. Это же простая арифметика!
Как мы разгрузили учеников, для меня, рядового учителя, вообще непонятно. Нагрузка увеличилась, время учебного года увеличилось, а проблема трехсменных школ, на мой взгляд, осталась нерешенной. За две недели, которые добавили, учителя смогут дать по своему предмету несколько дополнительных часов, но проблему качества образования это не решит. Здесь же одно вытекает из другого. В системе образования должно быть реформирование, основанное на системном подходе, должно измениться ГОСО, на основании которого изменятся программы, а на основании этих программ - учебники.
- Вам не обидно, что вопрос физического здоровья в школе уходит на второй план? Сокращаются площади школьных территорий, в том числе площадок для спорта, в переполненных школах уроки физкультуры и вовсе практически не проводятся - нет места. Как вообще должно быть, чтобы воспитывать интерес детей к спорту?
- Хотя по образовательному стандарту физическая культура – один из основных предметов в учебной программе, Министерство просвещения, мягко говоря, к нему не очень доброжелательно. У нас каждый год какие-то новости: то часы хотят сократить, то убрали оценивание, потом убрали внеклассную работу, теперь она не оплачивается. Далее убрали деления на мальчиков и девочек – оставили деление на группы, теперь и это убрали. Отмечу, что, убрав это деление, вопрос перегруженности спортивных залов не решился: как были переполнены классы по количеству учеников, так и остались. В некоторых школах как ходили на физкультуру по два-три класса одновременно, так это и осталось. Единственное отличие - если раньше на урок приходили сразу два класса, и с ними работали четыре учителя, то теперь будут два учителя работать.
В один момент на спортивных площадках стали возводится пристройки к школе или детские сады. О чем это говорит? О нехватке мест. Министерство просвещения именно так видит решение этого вопроса. У нас, «то лапы застрянут, то хвост увязнет» – одно решаем, другое уничтожаем.
- Насколько все эти новшества приемлемы для детей, особенно сейчас, когда в классах по 40 человек?
- Министерство все время говорит о двигательной активности учащихся, но она теперь будет ниже, потому что учитель не сможет дать то, что мог дать на группу мальчиков и группу девочек. То есть, у нас должны работать отдельно с мальчиками и отдельно с девочками. Сейчас дети очень рано переходят в пубертатный период, и здесь, в первую очередь, мы должны думать о детях, об их физиологических и психологических особенностях, которые сильно отличаются у мальчиков и девочек. На это, правда, никто не хочет обращать внимания. Мало того, физически подготовленных детей становится все меньше и меньше. Обратитесь за статистикой в Минздрав или хотя бы в военкоматы, ведь у нас скоро некому будет идти в армию. А ведь именно в школе закладывается любовь к спорту, потребность в соблюдении норм здорового образа жизни.
- Планируется, что на первых этажах жилых комплексов будут располагать начальные классы. Получается, что у детей не будет полноценного спортзала и стадиона, то есть, не будет территории для занятия спортом, не говоря уже о безопасности. Где тогда должны заниматься дети?
- Я видела, как строятся эти школы на первых этажах ЖК. Во-первых, там спортзалы не соответствуют стандартам и требованиям СанПиНа. Во-вторых, такие школы "украдут" придомовую территорию дома. То есть, они лишат местных жителей этой территории. Вместо песочницы или парка с качелями, будет площадка для школьников.
- Насколько я понимаю, при необходимости, рассматривается возможность отводить школьников на ближайшие стадионы или в спортзалы. Считаете ли вы такую меру выходом из ситуации?
- Куда отводить? На стадионы близлежащей школы? Но ведь там в этот момент тоже проводят уроки на улице. Или куда они еще собираются их выводить для занятий спортом? Люди как-то писали о том, что рядом с их домом есть детский сад, воспитатели которого выводят детей на игровую площадку придомовой территории, где в это время играют другие дети. Во-первых, у людей как бы забрали дворовую территорию; во-вторых, абсолютно не соблюдаются в данном случае санитарные нормы. Ведь в школах и в детских садах всегда присутствуют санэпидем нормы, согласно которым отдельно следят за чистотой и порядком, берутся какие-то пробы, приезжает санэпидемстанция, строго наблюдающая за тем, чтобы не было никаких гигиенических нарушений. А это обычная дворовая территория, где ночью может сидеть кто угодно, и чем угодно заниматься, например, выпивать, а утром детей выводят туда играть…
- Что будет, если оставить все как есть?
- Фраза «здоровые дети – здоровая нация» совсем не высокопарная, она точно и четко бьет в цель. Если мы сейчас не позаботимся о здоровье детей, об их двигательной активности, то получим больное поколение, которым, поверьте, будет уже все равно, хорошо он знает математику или плохо. Человек будет иметь множество проблем со здоровьем. Вы же понимаете, что для государства очень важна его армия, способность себя защитить. У нас некому будет идти в армию, у нас будут больные дети и больные поколения молодежи.
- Интересно, что когда в Алматы и столице Казахстана кипит недовольство точечной застройкой, которая перегружает школы, министр образования делает вид, что ничего не происходит. Ни разу он не выразил позицию своего ведомства, хотя он, наверняка, понимает, что точечная застройка напрямую вредит качеству дошкольного и школьного образования. Как вы думаете, почему?
- Мало того, что территория школы должна быть безопасной, к каждой школе должен быть прикреплен военкомат, какой-нибудь пункт сбора людей при ЧС. И если раньше это была спортивная площадка или футбольное поле, куда люди могли с близлежащих домов прибежать, понимая, что если где-то что-то рухнет, до него не достанет, то сейчас этой территории нет. В школах проходят сейсмотренировки, и дети выбегают на пришкольную площадку. Раньше они были в безопасности, а теперь? Если говорить о человейниках близ школы или о начальных классах на первых этажах этих человейников – то там бежать некуда, просто увеличится число жертв в случае какой-то катастрофы. Я не знаю, почему министр на эту ситуацию не реагирует, для меня это загадка. Глава Минпросвещения – первый человек, который должен думать и делать все так, чтобы дети были в безопасности, и было комфортно и детям, и родителям, и учителям.
Читайте также: Митинг против незаконной застройки столицы анонсировали общественники