Почему молодые казахстанцы хотят стать юристами и дипломатами?
Увеличение грантов на инженерные специальности в Казахстане совсем не сократило популярность отделений «международные отношения» и «юриспруденция». Казахстанские эксперты размышляют, почему так произошло.
Профориентолог Айнур Айдарова из Караганды предлагает старшеклассникам весь спектр профессий, указывая также на те, которые наиболее востребованы в Казахстане – инженеры, педагоги, специалисты аграрной сферы. Но в этом году большая часть проходивших у нее курс профориентации, отдала предпочтение юридическим и экономическим факультетам разных вузов.
- У нас сырьевая экономика, поэтому детям даже сложно понять, кто такой инженер и чем он занимается. Когда мы маленькие, многие из нас формируют представления о профессиях с детства, и мы хотим стать, условно, учителем, как мама или врачом, как наш сосед или дядя. Но много ли инженеров в окружении нашей молодёжи, тем более инженеров успешных? При этом, наверное, у каждого есть какой-нибудь родственник в акимате или в полиции, который имеет более или менее стабильную работу. Нынешнее поколение молодежи очень рациональное, - объясняет Айнур Айдарова.
Читайте также: «Утекшие мозги» из Казахстана позовут «циркулировать»
Эксперт считает, что рынок труда диктует молодежи выбор будущей специальности. Если Казахстан продолжит фальшивую индустриальную политику, то молодежи ничего не останется, как покинуть страну.
- Тысячи молодых людей выезжают за границу не только учиться, но и чернорабочими. Это катастрофа для такого малочисленного народа как мы. Нужно создавать высокотехнологичные производства, которые бы обеспечили достойные зарплаты, тогда абитуриент при выборе инженерной или аграрной профессии будет уверен, что найдет работу, - говорит Айдарова.
Общественный деятель Лаура Маликова считает, что интерес абитуриентов к отделению «международные отношения» продиктован нынешней кадровой политикой, когда на ответственные посты, где требуются технические знания, назначают дипломатов.
«Президент уже три года говорит о необходимости технических кадров в стране, а что же народ? Народ выбирает: международные отношения и дипломатия - 13,6 на одно место. Право - 11,2 человека на место. А что же у нас с техническими специальностями? Гидромелиорация - 0,0 человек на место, водоснабжение и водоотведение - 0,2 (если что в стране проблемы с водоснабжением и специалисты нам очень нужны). Производство материалов (стекло, бумага, пластик, дерево) - 0,04. Транспортные сооружения - 0,1. Химическая инженерия и процессы - 0,2. Животноводство - 0,2», - пишет она на своей странице в социальных сетях.
Социолог Камила Ковязина видит причины сложившейся ситуации в отсутствии качественной профориентационной работы в школах и нехватке высокопрофессиональных учителей-предметников, которые бы могли заинтересовать учеников изучением физики, химии, математики или географии.
«Ни один выпускник школы не захочет пойти на водоотведение, извините, половина людей не поймёт, что это вообще значит», - пишет она на своей странице в соцсетях.
Привлекательность дипломатической службы для абитуриентов некоторые объясняют тем, что старшеклассники приняли за ролевую модель действующего президента Касым-Жомарта Токаева, окончившего, как известно, МГИМО. Педагог Елена Султанова считает, что если карьера главы государства и повлияла на выбор абитуриентов, то только отчасти. По ее мнению, выпускники школ часто предпочитают специальности, которые бы открывали широкую возможность применения в будущем.
- «Международные отношения» - одна из наиболее привлекательных специальностей в Казахстане уже много лет, как и «юриспруденция». Это все от того, что молодежь точно не знает, где конкретно можно найти себе применение, поэтому выходит так: иду туда, не знаю куда, и иду за тем, не знаю за чем. Это печально, потому что с такой мотивацией очень трудно видеть четкие перспективы ближайших десяти лет.
В мире сейчас тренд на выбор более узких специальностей, овладение которыми сложно и требует определенных качеств – такие специалисты наиболее высокооплачиваемы. Сложно выучиться на врача или инженера, когда тебе за тридцать. А вот на юриста или дизайнера можно выучиться в любое время и составить на рынке конкуренцию, - объясняет Елена Султанова.
Социолог Есет Есенгараев указывает на глубинные причины выбора абитуриентами профессионального пути в дипломатии или юриспруденции. Он замечает, что среди тех, кто выбрал юрфак, с явным перекосом лидируют по популярности специализации репрессивного направления. К ним относятся прокуроры, спецслужбы и полиция. Привлекательна для молодежи, считает Есенгараев, и работа судей.
«То есть, студенты-юристы хотят и мечтают о видах деятельности, связанных с властью, связанных с принуждением. А желающих быть адвокатами или юристами по бизнес-проблемам, среди студентов-юристов, наверное, будет один к десяти.
Корни проблемы в нашей истории. В ней всегда доминировала ценность власти и денег. И несмотря на то, что в СССР, в 70-80-е годы прошлого века, инженеров выпускали в три-четыре раза больше, чем США и больше, чем вся Европа, Советский Союз не смог стать инженерным обществом. Обществом, в котором ценят и чтят инженеров, ученых и образованных людей», - пишет Есенгараев на своей странице в соцсетях.
По его мнению, повысить престиж педагогических, инженерных или медицинских профессий только за счет увеличения количества государственных грантов невозможно. Любые квалифицированные специалисты могут стать уважаемыми только в ограниченном количестве обществ, где утвердились ценности образования и профессионализма. Транслировать эти ценности должны интеллектуалы, которые, по мнению Есета Есенгараева, в Казахстане малочисленны и малопродуктивны.
«Поэтому они (интеллектуалы – Ред.) вынуждены только апеллировать к власти, так как сами не в состоянии навязать обществу и власти свои идеи, позволяющие поднять статус образованных людей. Но власть, не испытывая постоянного воздействия со стороны образованного сообщества, не формируясь под его сильным влиянием, останется в своей основе той же. И не может не быть такой. А значит все в основном будет так же, как было вчера и сегодня. И наши дети просто вынуждены идти по колее, проложенной предшествующими поколениями», - отметил Есет Есенгараев.
Читайте также:
Почему казахстанцы мало зарабатывают, а топам нацкомпаний платят миллионы?
Правительство поможет казахстанцам легально работать за рубежом
Иллюстративное фото с сайта postupi.kz