Министра Алмасадама Саткалиева заставили потерять энергию
В среду, 5 апреля, в свой первый рабочий день в качестве министра, глава Минэнергетики Алмасадам Саткалиев стоял перед трибуной в мажилисе и обливался потом. Текст презентации законопроекта "О теплоэнергетике" на государственном языке давался ему так тяжело, что было сразу понятно: вне зависимости от компетенции и качества презентации пригвоздят его в парламенте именно за это.
Нет закона – нет целей развития
Саткалиев, кажется, даже предчувствовал финал. Повесив голову, он прошел к трибуне и впился глазами в чуждый ему текст о законопроекте, придуманном, как уверяют в министерстве, не после катастрофы на Экибастузской ТЭЦ, а намного раньше.
- Как вам известно, на сегодня отсутствует отдельный отраслевой закон о теплоэнергетике, что привело к существующим проблемам в законодательстве и накоплению таких проблема, как: отсутствие стратегических целей и планов развития, отсутствие инвестиционной привлекательности отрасли, неэффективность предприятия и так далее, - говорил Саткалиев.
Удивительно, что именно отсутствие закона все прошедшие тридцать лет мешало правительству эффективно ставить цели и планировать развитие теплоэнергетики, вместо раздачи субсидий без контроля потока денег с платежей потребителей.
Произношение длинных слов из доклада на казахском языке будто приносило Саткалиеву физическое страдание, но он не сдавался. Речь его звучала рвано, и в то же время не была мучительной для аудитории - бОльшая часть присутствующих слушала его через переводчика в наушниках или вовсе пропускала все мимо ушей.
Саткалиев тем временем объяснял, что законопроект предполагает внедрение мастер-плана развития теплоэнергетики. Он поможет развивать отрасль в соответствии с динамикой роста численности населения и строительства жилья, а также с учетом развития промышленности. Кроме того, создадут технические нормы и стандарты по эксплуатации объектов теплоэнергетики, норм потребления, а также правила коммерческого учёта качество топлива. Только на четырнадцатой минуте доклада бедный Саткалиев разрешил себе перейти на русский.
- В части теплоснабжения предусмотрено увеличение штрафов за нарушение срока получения паспорта готовности к отопительному сезону и включены новые нормы по привлечению к административной ответственности за несоблюдение нормативов запасов топлива ТЭЦ и котельными, самовольное подключение к тепловым сетям систем теплоснабжения, - заключил министр.
Как рождаются хиты соцсетей
Депутаты задавали ему вопросы на разных языках. Саткалиев не стал больше притворяться, и отвечал всем на русском, которым владел лучше всего. Упрекнуть его в незнании своего дела было невозможно. Но в самом центре зала у депутата Бакытжана Базарбека уже зрел спич, способный стать хитом на ближайшие пару суток в социальных сетях, и он, активно жестикулируя, произнес его.
- Мы задаём вам вопрос на казахском языке, а вы на русском языке отвечаете, разве это правильно, я хочу начать с этого? – вопрошал Базарбек.
- Я могу ответить на казахском, но качественный и полный, информативный ответ мне легче дать все-таки на русском, - ответил Саткалиев.
- Мы все государственные служащие, нужно учиться государственному языку, — это первое. Во-вторых, это большое мероприятие, нужно готовиться, либо у вас должен быть помощник, способный ответить на государственном языке, - продолжал Базарбек.
В зале у Сатакалиева было полно помощников. Его подчиненные заняли чуть ли не половину мест в зале, а по правую руку министра сидел вице-министр Жандос Нурмаганбетов, хорошо владеющий государственным языком. На вопросы Базарбека о газификации Алматы и антикоррупционных мерах законопроекта они отвечали вместе.
- Группа компаний «Дастан» выиграла тендер (на модернизацию ТЭЦ-2 Алматы - Ред) . В 2025 году мы окончим строительство, - еле как на государственном языке проговорил министр и сразу передал слово Нурмаганбетову.
Вице-министру пришлось поправлять своего шефа.
- Касательно 327 млрд тенге по Алматы: тендер сейчас проводится, данная станция будет простроена не за счет бюджета (а за счет кредитных средств – Ред.) , - сказал вице-министр. – На счет коррупционных рисков законопроекта: мастер-план будет обсуждаться с депутатами на местном уровне. Данный механизм позволит быть открытым и предотвращать риски коррупционных правонарушений, - сказал Нурмаганбетов.
Базарбек не удовлетворился ответом. Но коллеги по палате попросили его быть активным на заседаниях рабочей группы и там вносить свои предложения. Обсуждался на этой презентации и вопрос введения «ночного тарифа».
- Для профицита энергии ранее в стране вводили ночной тариф. По вашему мнению, для жителей можно дать льготы? Это же не большой объем. В основном энергию потребляют крупные предприятия. Кроме того, ночной тариф будет способствовать меньшему сжиганию угля, что положительно отразится на экологии, - заметил депутат Абдукамал Ашимбеков.
- У нас был опыт, когда пекарни, химчистки, которые могут работать ночью, это использовали. Но в целом, за счет расчета этого тарифа, он как бы не выполнил цели выравнивания базовых нагрузок. В принципе, основные потребители все равно потребляли энергию днем, и пик потребления приходился на соответствующие часы. За счет снижения тарифа компании просто недополучили тот или иной доход.
(…) Уникальность нашей энергосистемы в том, что тарифы для населения ниже, чем тарифы для промышленности. Во всем мире это не так, - ответил Саткалиев, но не отказался от возможности дальнейшего обсуждения этого вопроса.
Депутаты не стали долго мучить министра, для которого это обсуждение было настолько энергозатратным, что к концу обсуждения, он ссутулился. Но в кулуарах Саткалиеву еще пришлось отвечать на вопросы репортеров.
Хотите как в Экибастузе?
Итак, главное, к чему Минэнергетики готовит потребителей – неизбежный ежегодный рост тарифов. В обмен на это чиновники обещают модернизацию энергопроизводящего оборудования, которое изношено в стране на 66%. Обещает правительство и более жесткий технический контроль. В ближайшие три-четыре года, по словам министра, тариф на электричество будет расти примерно на 15% в год. Подорожает и тепло.
- С учётом того, что тепло убыточное, я думаю, что минимум на 25% тарифы вырастут. Стоимость будет зависеть от объёма инвестиций, регулируемых правительством. Но рост будет происходить не сразу. (…)Населению нужно понимать: или электроэнергия будет немного дороже, или мы получим ещё один Экибастуз, – сказал Саткалиев журналистам в кулуарах.
Пресса хотела получить от министра обещания, что многострадальный Экибастуз больше не заморозят в следующем отопительном сезоне. Но Саткалиев избежал конкретики, и предложил поговорить о готовности к отоплению ближе к осени.
- Мы будем контролировать этот процесс, - задумчиво отвечал министр. - Невозможно же за один день все изменить. Я только первый день на работе.
Решение проблем модернизации государство, пока частично, берет на себя. По информации Саткалиева, 50% экибастузских теплосетей передали в госсобственность, а часть основного оборудования ТЭЦ поставили на баланс акимата.
Впрочем, предстоящий рост тарифов по всей стране – совсем не гарантия решения проблем теплоснабжения. В Минэнергетики предупредили: модернизацию сетей затрудняют проблемы поставки оборудования от производителей из России и Украины, которые либо находятся под санкциями, либо приостановили свою работу.