Одного Димаша депутатам мало. О судьбе молодежи размышляли в парламенте
В пятницу, 20 мая, на парламентских слушаниях о проблемах молодежи, депутаты то и дело упоминали певца Димаша Кудайбергена. Всем хотелось, чтобы таких как он знаменитостей с казахстанским паспортом становилось больше.
Но молодежь совсем не оправдывает ожидания заботливых парламентариев и членов правительства. Казахстанцы, едва окончившие учебу, часто пополняют ряды безработных, а то и вовсе покидают страну. Депутаты наперебой говорили о причинах такой несчастливой жизни, упоминали, что на молодежную политику каждый год тратят миллиарды из госбюджета. Но требовать расследований, конечно, никто не стал.
Больше всех о воспитании молодежи беспокоился депутат Нурторе Жусип. Он пришел на парламентские слушания с длинным списком предложений. Жусип хочет, чтобы в стране увеличился контент на казахском языке, повысилось качество образования и чтобы работы для молодежи стало больше. Он даже согласен на повышение гражданской активности молодежи, видимо такой же, как у него самого. Но для этого нужна некая цифровая платформа, с помощью которой власти будут учитывать мнения и взгляды молодых людей.
Читайте также: Кульгинов бросил нам кость - общественники о Дворце школьников на левобережье столицы
- Повышение интереса молодежи к музыке, искусству, живописи, литературе, театру и другим видам искусства – только сейчас я говорил о Димаше, Головкине, Иманбеке, Айсултане Сеитове, есть у нас Скриптонит – вот эта казахстанская молодежь, которая показала и доказала себя всему миру . Благодаря им на мировой арене знают наш Казахстан, - говорил Жусип
Сенатор предлагал много чего, но как все идеи реализовать и каких результатов ждать, не говорил. Впрочем, Жусипа никто и не спрашивал. О чем точно мог сказать Жусип, так это о необходимости увеличения госрасходов на развитие национальных и духовных ценностей.
- Вместо того, чтобы вкладывать деньги в развитие национальных и духовных ценностей, мы с трудом выделяем деньги на эти средства. Мы тратим средства, чтобы залатать старое, а должны на обустройство в целом, ведь если бы мы вложили хотя бы 3% от ВВП в развитие национальных ценностей, мы бы не пришли к таким печальным последствиям, - сокрушался Жусип, размышляя о нынешнем положении молодых казахстанцев.
Депутаты давно признают, что официальные данные о молодежной безработице и отчеты о выполнении программ поддержки молодых людей не имеют ничего общего с реальным положением дел. Работы нет, потому что бум открытия производственных объектов после финансирования программы индустриально-инновационного развития, случился только на бумажных отчетах правительства. Да и в последние годы заметных успехов в производственной сфере нет.
Власти, конечно, помогают молодежи с трудоустройством, но часто это временные рабочие места, например укладка асфальта на улицах или строительство больницы. После сдачи объекта работяги снова в статусе безработных. Впрочем, стабильная работа в стране всё-таки есть, и вице-премьер Ералы Тугжанов рассказал, где ее искать.
- Вопрос стабильных рабочих мест часто рассматривается. Куда ни пойду, «стабильная работа, стабильная работа…». Сегодня стабильная работа, если честно сказать, на государственной службе, в квазигоссекторе, в крупных компаниях могут быть стабильные рабочие места. По многим направлениям в рыночных условиях мы должны воспринимать понятие «постоянная работа» ограниченно, я считаю. Почему? У любого проекта есть начало и конец, - сказал Тугжанов.
Депутаты то и дело повторяли, что бОльшая часть молодых людей не может обеспечить себя жильем, страдает из-за низких доходов и прославляет Казахстан лидерством в мировой статистике по суицидам. Некоторым удается уезжать за рубеж. По данным депутата Нуржана Нурсипатова, 77% покинувших страну имеют высшее образование. За последние 9 месяцев из Казахстана выехали 25 тысяч молодых граждан.
- Мы проводим анализ по оттоку наших граждан, решаем вопрос возврата тех, кто уже выехал за границу и там работает, чтобы они вернулись на родину и здесь реализовывали свой потенциал. Сейчас прорабатываем вопрос совместно с МИД, - сообщил депутатам Ералы Тугжанов.
Он также пообещал снизить порог дохода, необходимого для участия в молодёжной программе арендного жилья. До конца года жилищные программы для молодёжи запустят в Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Мангистауской, Карагандинской и Западно-Казахстанской областях.
- До конца года будут внесены изменения в правила предоставления арендного жилья в части снижения требований к подтверждению ежемесячного дохода для молодёжи с 40 МРП (122 тысяч тенге) до 25 МРП (76 тысяч тенге). (…) До 2025 года запланировано предоставление 12 тысяч квартир для работающей молодёжи, это арендное жильё без права выкупа, – сказал Ералы Тугжанов.
Причины молодежных проблем некоторые участники парламентских слушаний видели и в языковом вопросе. Религиовед Кайрат Жолдыбайулы сказал, что настало время внести изменения в законодательство.
- Там, где нет языка, нет смысла говорить о патриотизме. Сам казах, предки казахи, живет на казахской земле. Но за 30 лет он не может выучить казахский, не хочет, не изъявляет желания и даже считает постыдным говорить на казахском, к сожалению, таких молодых людей много. Это говорит о том, у нас нет национальной идеологии или она не работает. Это говорит о том, что мы являемся духовными инвалидами. Делопроизводство в госорганах до сих пор не ведется на казахском языке. Поэтому необходимо изменить 2 пункт 7 статьи Конституции о том, что в госорганизациях и ОМС официально употребляется русский язык наряду с казахским, - сказал Жолдыбайулы.
Через три часа заслушивания монологов спикер сената Маулен Ашимбаев призвал участников парламентских слушаний впредь придерживаться конкретики, и прежде всего, решать проблемы образования, создавая в стране хорошие школы. Январские события этого года он назвал социальным бунтом, причиной которого послужило социальная несправедливость и социальное неравенство.
- Поэтому в какой-то мере то, что произошло – это, по сути, был социальный бунт и этим бунтом постарались воспользоваться определенные экстремистские деструктивные группировки, - сказал он.
По данным исследования ОФ PaperLab, с 2016 по 2020 год только из региональных бюджетов на государственную молодежную политику потрачено 12,7 млрд тенге. Более 50% расходов пришлось на пропаганду.
Читайте также: Лев Лещенко «проверил» Мусина на патриотизм
Фото со страницы Александра Аксютица в FB