Депутатские потуги. Чем чревата отмена госпремии по тенговым депозитам, объяснил эксперт
Эксперт отмечает, что 10-процентная компенсация по тенговым вкладам не должна рассматриваться, как возможная мера в долгосрочном периоде
В среду, 2 марта, депутат мажилиса Аманжан Жамалов одним своим выступлением лишил казахстанцев последней веры в ценность отечественной валюты. В то время, когда курс доллара к тенге устремился вверх, а правительство, спасая банковские вклады в отечественной валюте, еле как «уговорило» граждан не «переворачиваться» в доллары, пообещав 10-процентную премию по тенговым депозитам, у Жамалова родился протест.
Читайте также: Как не сойти с ума. Шапкенов скрывает информацию о тратах на санаторное лечение граждан с инвалидностью
По его информации на 1 февраля 2022 года вклады физлиц в национальной валюте составляют 6,7 трлн тенге, при этом объем начисленной премии может составить до 700 млрд тенге. Депутат считает, что поддерживать граждан бюджетными средствами, которые имеют сбережения в банках – плохая идея. Он предложил отменить премию, как неэффективную и подчеркнул, что эти бюджетные деньги лучше направить для поддержки бедной части населения, а также на индексацию социальных платежей на уровень инфляции.
- Учитывая, что обязательным условием для начисления премии является сохранение вклада не менее 12 месяцев с момента введения механизма, а также реальный рост тенге к доллару более чем на 15% и текущую волатильность, предлагаемая «одноразовая» мера не остановит граждан от приобретения иностранной валюты, - заявил Жамалов.
Экономист Владислав Туркин считает, что 10-процентная компенсация по вкладам — болезненный механизм для экономики в плане долгосрочного влияния. Но эта мера, на фоне нынешней конъюнктуры, действительно помогает сохранить определенную социальную стабильность и противостоять угрозе значительного роста долларизации.
- Я полагаю, это было одной из ведущих целей внедрения данной меры. Однако нужно помнить про дефицитный бюджет и про то, что соответствующие расходы лягут на Нацфонд, и будут по своей сути, являться внешними непродуктивными вливаниями в экономику. Если цель действительно поддержать население, то почему нельзя реализовать схожую схему разового базового дохода, но без прямого включения в кредитный канал? Именно поэтому основная цель данной меры – краткосрочная поддержка курса и тенговой ликвидности банковской системы», - заметил Владислав Туркин.
Читайте также: Здесь чувствуется напряжение. Марат Бисенгалиев о январских событиях, спасении Арала и дочери Арухан
Эксперт отмечает, что 10-процентная компенсация по тенговым вкладам не должна рассматриваться, как возможная мера в долгосрочном периоде. По словам Туркина, в рамках монетарного регулирования это похоже по своему влиянию на эмиссию - прямое создание денег высокой мощности и банковских резервов.
- В теории это должно приводить к росту кредитной активности, а учитывая нашу специфику, это непродуктивное потребительское кредитование, которое уже било все рекорды и раскручивало избыточный спрос, направленный, прежде всего, в импорт - больше давления на курс плюс импорт чужой инфляции. (…) При этом одной из мер нивелирования негативного эффекта является параллельное ужесточение ставки и стерилизация данных денег на счетах Национального банка РК. (…) И тут стоит определенная дилемма. Стоит ли закладываемый в компенсацию эффект массового, системного ужесточения денежно-кредитных условий, особенно по проектам бизнеса? Данную меру могут воспринять, как открытое признание девальвации, - говорит Владислав Туркин.
Читайте также: Зуд справедливости. Как депутаты Даригу Назарбаеву на Саясата Нурбека променяли
Эксперт напоминает, что официально в Казахстане объявлен плавающий курс, который уже давно должен был отыгрывать канал импорта и наличие избыточного спроса в экономике. Установив компенсацию в 10%, регулятор, по сути, фиксирует ожидания минимально возможного курса на уровне (425-430) + 10%.
По словам Туркина, госпремия, начисляемая на вклады «Отбасы банка» - основная часть механизма, разработанного правительством по недопущению роста долларизации. Но в условиях дефицитного бюджета и покрытия дефицита за счет Нацфонда, принимаемые меры, в некоторой степени, носят проинфляционный характер. Эксперт предполагает, что из-за довольно низкой оборачиваемости кредитования банка, они не так сильно и не сразу оказывают негативное влияние.