Тарифы на старте! Частный инвестор ждет отмашки правительства
Новая концепция правительства «Тариф в обмен на инвестиции» обещает решить проблему изношенности электросетей, а также сетей водоснабжения и водоотведения. Чиновники хотят увеличить инвестиций в отрасль за счет собственников имущества. Перекрестного субсидирования тарифов за счет выравнивания уровня тарифов между группами потребителей вскоре больше не будет. О том, кто же заплатит за новую реформу, мы поговорили с известным экономистом, политиком Петром Своиком.
- Правительство и формулировки чиновников в последнее время все сложнее понимать, особенно когда вопрос касается непопулярных решений. Можете ли вы расшифровать, что означает «тариф в обмен на инвестиции»?
- Задайте вопрос своим читателям: есть ли в природе такой инвестор, который будет вкладывать свои деньги для того, чтобы люди порадовались и его похвалили за доброту? Или все-таки инвестор – это тот, кто вкладывает свои деньги в то, что он их первое – заберет назад через какое-то время и второе – извлечет прибыль этой своей инвестиции? Тариф в обмен на инвестиции означает повышенный тариф, то есть тариф если не сразу, то потом будет включать в себя прибыль этого самого инвестора. Поэтому лучше бы без этого обойтись.
Читайте также: Семерка – священное число: Казыбек Иса объяснил поправки в Конституцию
Следующий вопрос для вас и ваших читателей: а есть ли такой инвестор, который вкладывает, не претендуя на то, чтобы забрать эти вложения обратно, чтобы иметь доход от этой инвестиции, но при этом испытывать реальное удовольствие от того, что он это сделал и принес пользу не только потребителям, но и себе тоже? Да, есть такой инвестор, это государство! Если государство будет инвестировать в инфраструктуру, например, за счет госбюджета, Национального фонда или за счет специально созданного целевого кредита не длинного и дешевого, то тем самым оно усилит и разовьет инфраструктуру, окажет благоприятное воздействие на население и на бизнес. И при этом, само хоть и потратиться, нисколько не пострадает, а наоборот увеличит свою мощь и свое вложение со стороны потребителей. Поэтому эту фразу в послании президента («инвестиции в обмен на тарифы») мы с вами можем вполне поддержать, но с допиской, что инвестором должно выступать наше родное государство.
- А почему такую идею предлагают именно сейчас?
- Потому что в нашем правительстве сражаются между собой два начала: государство и рынок. Причем рынок в не очень красивом смысле этого слова, в понимании того, что рынок - это способ извлечения частной прибыли любой ценой отовсюду, откуда возможно. Вот таких рыночников в нашем правительстве очень много. Не будем их обвинять что они, преследуют свои собственные личные интересы, но они, конечно, по правильно выученным методичкам лоббируют присутствие в инфраструктуре частного собственника и частного интереса. Например, они за то, чтобы электроэнергетику всю отдать в частные руки, и они за то, что частник будет в нее инвестировать. Может быть реально не понимая, но скорее всего притворяясь, что они не понимают, что если инвестирует частник, то только в расчете на то, что все свои инвестиции он вытащит назад, да еще и с большой прибылью.
Еще есть предположение, что они лоббируют такой подход в пользу коммерческого банка. Потому что, если энергетику надо развивать, а денег нет, то какой-нибудь коммерческий банк с радостью предложит взять у него кредит. И он даже предложит его подешевле, и даже не на три года, а, возможно и на 10-15 лет. Ведь банкир понимает, что он имеет дело не с каким-то бизнесом, который еще непонятно, будет существовать или нет, будет он через 10 лет в прибылях или убытках. Банкир понимает, что имеет дело с электроэнергетикой, тоже самое мы можем говорить про железную дорогу, водный транспорт, или ЖКХ. Он понимает, что имеет дело с такой системой, которая всегда будет существовать, ведь люди не могут жить без электричества, железной дороги, водопровода и канализации. Поэтому если банкир даст деньги, ведь это самые гарантированные и самые выгодные для него вложения, потому что он их с удовольствием вытащит, но не сразу, а ему сразу и не надо, а, например, лет через пять или даже 10-15 лет. Срок не важен, для банкира, главное – длительный, устойчивый, гарантированный бизнес. То есть, он понимает, что вытащит свои вложения лет через 15 с гарантией государства, потому что государство электроэнергетику, железную дорогу и водопровод с канализацией никогда не бросит, и всегда будет помогать этим отраслям «держаться на плаву». Поэтому для банкира счастье войти в такую отрасль со своим коммерческим кредитом и вытащить не только свои деньги, но и богатый банковский процент.
И вот в правительстве сидят такие рыночники, которые, может быть, не понимая, что они творят, а может быть, как раз хорошо понимают и лоббируют всяческую приватизацию и уход государства из инфраструктуры, коммерциализацию всего этого процесса в расчете на частную прибыль и частных инвесторов.
- А есть ли какая-то попытка им противодействовать?
- Есть, есть ли сформулировать государственный подход. Если брать электроэнергетику, то в данном случае, государственный подход сейчас робко, но демонстрирует Министерство энергетики Казахстана. Больше на словах, чем на деле, но все-таки демонстрирует.
- А в чем состоит этот государственный подход Минэнерго?
- Они отстаивают идею ведения на рынке электроэнергии единого закупщика, а единый закупщик еще и единый продавец. И если этот единый закупщик будет покупать у разных электростанций по разной стоимости электроэнергию, усреднять ее и продавать по понятной и маломеняющейся цене потребителю по тарифу, то в стране появится достаточно понятная тарифная политика, в рамках которой можно как раз осуществлять и инвестиции. Потому что если на тариф накинуть несколько тенге для развития, ее единый закупщик, он же единый продавец, будет собирать и вкладывать куда надо. То есть на тариф он накинет лишние несколько тенге, но при этом будет ответственен за то, что на эти деньги построит что-то необходимо всем нам в энергетике. То есть институт единого закупщика вводит единую, общую, понятную и государственную логику в электроэнергетику, а кое-кому это категорически не нравится. Поэтому Минэннерго уже несколько лет так робко этого добивается, и будем надеяться, что все-таки добьется, чему рыночники всячески противодействуют.
- Если инвестором окажется государство, то тарифы для населения не изменятся?
- Если инвестором окажется государство, то оно вправе принимать любые разумные решения. Например, оно проинвестирует всю необходимость развития без изменения тарифов или оно поделит с тарифами половину необходимых инвестиций повесить на тариф, а половину донесет само или сделает 1/3 к 2/3 или даже объяснит всем и скажет, мы инвестируем только через тариф, я как государство не вкладываюсь, потому что есть более важные дела, куда я буду тратить свои ресурсы, а вы потребители развивайтесь через тариф. Если в электроэнергетике вообще в инфраструктуре появится государственное присутствие и внятная роль государства, которую оно само объяснит, тогда будет по крайней мере более понятно. А сейчас просто инфраструктура – это кормушка для частников собственников и для этих как бы инвесторов, которые на самом деле настолько же инвесторы, насколько пристроенные у кормушки коррупционеры.
- Получается, тарифы вырастут, если придет частный инвестор?
- Конечно. Любой частник в естественной монополии утверждает тарифы, и государство, по сути, согласно, что в тариф будут запихивать частную прибыль этого владельца. Если говорить о росте тарифов, то электроэнергетика подошла к необходимости развития, и 5-7 тенге, как минимум, надо бы уже в тариф добавлять только для развития. Но для этого необходимо, чтобы в энергетике появился единый закупщик, которого добиваются Минэнерго, потому что без такой централизации, развитие просто не получится.
Читайте также: Тапки понадобились не только Кульгинову, но и столичному маслихату
Фото с сайта zonakz.net