«Кресло директора школы передавали по наследству». Чего ждать от ротации?
В этом году в Казахстане ввели ротацию руководителей организаций образования. В Минпросвещения считают, что ротация поможет прекратить практику, когда руководители школ многие годы занимают должность, установив свои «правила жизни» в педколлективе, нередко и коррупционные.
Во вторник, 12 июля, на аппаратном совещании, министр просвещения Асхат Аймагамбетов подчеркнул, что ротация проводится не для командных перемещений из одной школы в другую. Он поручил территориальным департаментам взять вопрос на контроль.
Читайте также: ЕНТ для детей с инвалидностью: доступ есть, а доступности нет
Эксперты в области образования считают, что «ручным управлением» провести ротацию с пользой будет непросто. По мнению президента Казахской лиги экспертов образования Гульнары Абишевой, необходим аудит, который бы показал эффективность деятельности директоров. Только на основании результатов аудита нужно было и проводить ротацию.
- Год назад министерство объявило о предстоящей ротации. За этот период нужно было отработать критерии и реально оценить работу каждого директора. Положение из 15 пунктов формальное, по нему нельзя определить, насколько хорошо или плохо работал директор. Получается, что основной показатель ротации – длительность руководства одной школой. Если более семи лет директор работает в одной школе, то в обязательном порядке должен ротироваться. Нужно учитывать, что это касается только городских школ и школ районных центров. А в селе, где одна школа, директор может руководить 15-30 лет. Следовательно, неравные условия ротации будут нарушать 24 статью Конституции об обеспечении равных условий труда. Только ротация по результату деятельности будет правомерной и справедливой, - считает Гульнара Абишева.
По ее словам, ни один регион не провёл системный анализ эффективности работы директоров по их обязательному функционалу. Абишева считает, что основная проблема в том, что директоров, работающих по 10-15 лет в одной школе и добившихся за это время высоких показателей, будут переводить в другие, а это, ни к чему хорошему не приведет.
- Зачем директора, который продуктивно ведет работу в вверенной ему школе, показывает отличные результаты, отправлять в слабую школу? Не факт, что в его школу придет сильный коллега, который продолжит работу по нарастающей. Скорее всего, придет более слабый директор, благодаря которому за год-полтора показатели школы снизятся. Поэтому однозначно утверждать, что засидевшиеся на одном месте по 10-20 лет директора создают коррупционные риски, - неправильно. Это не всегда так. Только анализ деятельности директора покажет реальную ситуацию, даст оценку эффективности его работы, - говорит Гульнара Абишева.
Читайте также: Новая ипотека. Кому на самом деле поможет правительство?
Она убеждена, что ротация не решит проблему коррупционных рисков. По ее мнению, вслед за директорами и учителя потянутся в другие школы.
- У нас нет ранжирования школ. Нет рейтинга школ по республике, по областям, по городам и районам. У меня есть родственница, недавно переехавшая в столицу, которая ищет школу для своего ребенка. И она говорит, что не может понять какая школа в Нур-Султане лучшая. А если бы такой рейтинг был на сайте Управления образования города, то родители могли бы посмотреть, по каким достижениям и результатам школы лучшие, например, в гуманитарном или физико-математическом направлении, и ориентировались бы по этим критериям в выборе школы, - отмечает Гульнара Абишева.
Депутат Айкын Конуров (на снимке) считает, что ротация необходима. Важно только не допустить «командных перемещений».
- Проблема в том, что есть отрицательные примеры, когда директора школ, в принципе, как и любой чиновник, буквально «обрастают» коррупционными «нужными» связями в местных исполнительных органах, министерстве, в среде предпринимателей, родителей. Это называют «пустить корни», после чего заменить такого директора практически невозможно. Вседозволенность и круговая порука ведут к нарушению законов государства, этики, выхолащивают задачи, которые ставит перед системой образования общество. (…). Нужен запрет на перемещение за «шефом» ключевых специалистов: завучей, бухгалтеров и так далее, - говорит Айкын Конуров.
Депутат с педагогическим опытом Ирина Смирнова (на снимке) считает, что при проведении ротации первоначально нужно создать резерв директоров, замдиректоров - провести отбор и готовить их к работе, направляя на практику в самые лучшие школы. Во-вторых, необходимо обеспечить администрацию достойной оплатой труда; в-третьих, разработать жесткие рамки ротации; в-четвертых, директорам, не добившимся улучшений в своей школе, не нужно проходить процедуру ротации.
- Им просто не нужно дальше быть директорами, в школе ведь много других позиций. Сейчас многих волнует такой вопрос: как директор с плохой историей в одной школе пришел на эту же позиции в другую?.. Я считаю, что он не должен больше быть директором, и поэтому должна быть скамейка запасных. А ее не подготовили. И это и заставляет задавать вопросы, - отмечает Ирина Смирнова.
По ее мнению, также нельзя допустить, чтобы директор при ротации уходил вместе с командой: все должны уходить и переходить отдельно друг от друга.
- Причем, приходя в другую школу, необходимо проводить там аудиторскую финансовую и методическую проверку. Вообще, работать квалифицированно и профессионально. Тогда каждый будет знать, что его период работы будет проверен без него. Мы должны добиться абсолютной законности работы в школе! Без двойных стандартов, - говорит депутат.
Читайте также: Ляззат Калтаева о работе в парламенте: Тухлых помидоров пока не видела
Она напоминает, что опыт ротации уже применяли в спецшколах Казахстана, что было успешно. Его распространение на другие учебные заведения поможет сократить коррупционные риски.
- В школу идет подушевое финансирование, и деньги иногда немалые - говорит Ирина Смирнова. Поэтому нельзя там оставлять долгое время устойчивую группу взаимоотношений, не только методических и предметных, а иногда совсем другого плана.
Опыт ротации характерен для школ «Білім-Инновация», «НИШ», школ одаренных детей, где все проходит нормально. А у нас засядут иногда на 20 лет директора и считают это нормой. А это не всегда так.
В последнее время слышно, что некоторые директора «передают» руководство школой по наследству, от отца к сыну и т.д., забывая, что это не их, а государственная школа. Если уж не могут без директорства, пусть открывают частную школу. Никто не останавливает, пусть пробуют.
Президент Казахской лиги экспертов образования Гульнара Абишева не поддерживает тезисы о том, что ротация снизит коррупционные риски. По ее мнению, со взяточничеством и превышением служебных полномочий нужно бороться методами антикоррупцонщиков, а не переводами директоров в другие учебные заведения.
- К сожалению, нового начальника старый коллектив будет стараться задобрить, чтобы наладить какие-то отношения, получить учебную нагрузку. Печально, но такие подходы есть во многих школах. Это нужно уже искоренять!
Читайте также: Ляззат Кусаинова: Руководить наукой Саясату Нурбеку будет сложно
Наши эксперты неоднократно участвовали в работе комиссий, которые рассматривали коррупционные нарушения директоров школ. И что в таких случаях делают наши Управления образования? Они просто начинают прикрывать этого директора, дают возможность уволиться по собственному желанию либо, в худшем случае, увольняют. А на следующий год этот директор уже работает в другой школе… Контролирующие органы не доводят эти дела со взятками до Антикоррупционной службы.
А для того, чтобы процветающую коррупцию искоренить, нужно официально сделать показательные суды над такими руководителями, чтобы вся страна видела, какое могут понести наказание коррупционеры. А у нас Управление образования, министерство прикрывает таких людей, перекидывая их с места на место. Только кардинальные меры изменят ситуацию с коррупцией, - говорит Гульнара Абишева.
По данным заместителя председателя Комитета дошкольного и среднего образования Жомарта Карамбаева, сегодня по республике работают 3019 заведующих государственными детскими садами, из них 839 человек занимают должность на протяжении семи и более лет, а также 6299 директоров школ, 1246 из которых с таким же стажем. Согласно данным из регионов, с начала этого года 322 заведующих детсадами прошли ротацию – это 50% от общего количества подлежащих ротации. Из 1246 директоров школ ротацию уже прошли 229.
Фото Анар Бекбасовой