«Кресло директора школы передавали по наследству». Чего ждать от ротации?

В этом году в Казахстане ввели ротацию руководителей организаций образования. В Минпросвещения считают, что ротация поможет прекратить практику, когда руководители школ многие годы занимают должность, установив свои «правила жизни» в педколлективе, нередко и коррупционные.

Венера Касумова

  • 12.07.2022

Во вторник, 12 июля, на аппаратном совещании, министр просвещения Асхат Аймагамбетов подчеркнул, что ротация проводится не для командных перемещений из одной школы в другую. Он поручил территориальным департаментам взять вопрос на контроль.

Читайте также: ЕНТ для детей с инвалидностью: доступ есть, а доступности нет

Эксперты в области образования считают, что «ручным управлением» провести ротацию  с пользой будет непросто. По мнению президента Казахской лиги экспертов образования Гульнары Абишевой, необходим аудит, который бы показал эффективность деятельности директоров. Только на основании результатов аудита нужно было и проводить ротацию.

- Год назад министерство объявило о предстоящей ротации. За этот период нужно было отработать критерии и реально оценить работу каждого директора.  Положение из 15 пунктов формальное, по нему нельзя определить, насколько хорошо или плохо работал директор. Получается, что основной показатель ротации – длительность руководства одной школой. Если более семи лет директор работает в одной школе, то в обязательном порядке должен ротироваться. Нужно учитывать, что это касается только городских школ и школ районных центров. А в селе, где одна школа, директор может руководить 15-30 лет. Следовательно, неравные условия ротации будут нарушать 24 статью Конституции об обеспечении равных условий труда.  Только ротация по результату деятельности будет правомерной и справедливой, - считает Гульнара Абишева.

По ее словам, ни один регион не провёл системный анализ эффективности работы директоров по их обязательному функционалу. Абишева считает, что основная проблема в том, что директоров, работающих по 10-15 лет в одной школе и добившихся за это время высоких показателей, будут переводить в другие, а это, ни к чему хорошему не приведет.

- Зачем директора, который продуктивно ведет работу в вверенной ему школе, показывает отличные результаты, отправлять в слабую школу? Не факт, что в его школу придет сильный коллега, который продолжит работу по нарастающей. Скорее всего, придет более слабый директор, благодаря которому за год-полтора показатели школы снизятся. Поэтому однозначно утверждать, что засидевшиеся на одном месте по 10-20 лет директора создают коррупционные риски, - неправильно. Это не всегда так. Только анализ деятельности директора покажет реальную ситуацию, даст оценку эффективности его работы, - говорит Гульнара Абишева.

Читайте также: Новая ипотека. Кому на самом деле поможет правительство?

Она убеждена, что ротация не решит проблему коррупционных рисков. По ее мнению, вслед за директорами и учителя потянутся в другие школы.

- У нас нет ранжирования школ. Нет рейтинга школ по республике, по областям, по городам и районам. У меня есть родственница, недавно переехавшая в столицу, которая ищет школу для своего ребенка. И она говорит, что не может понять какая школа в Нур-Султане лучшая. А если бы такой рейтинг был на сайте Управления образования города, то родители могли бы посмотреть, по каким достижениям и результатам школы лучшие, например, в гуманитарном или физико-математическом направлении, и ориентировались бы по этим критериям в выборе школы, -  отмечает Гульнара Абишева.

Депутат Айкын Конуров (на снимке) считает, что ротация необходима. Важно только не допустить «командных перемещений».

- Проблема в том, что есть отрицательные примеры, когда директора школ, в принципе, как и любой чиновник, буквально «обрастают» коррупционными «нужными» связями в местных исполнительных органах, министерстве, в среде предпринимателей, родителей. Это называют «пустить корни», после чего заменить такого директора практически невозможно. Вседозволенность и круговая порука ведут к нарушению законов государства, этики, выхолащивают задачи, которые ставит перед системой образования общество. (…). Нужен запрет на перемещение за «шефом» ключевых специалистов: завучей, бухгалтеров и так далее, - говорит Айкын Конуров.

Депутат с педагогическим опытом Ирина Смирнова (на снимке) считает, что при проведении ротации первоначально нужно создать резерв директоров, замдиректоров - провести отбор и готовить их к работе, направляя на практику в самые лучшие школы. Во-вторых, необходимо обеспечить администрацию достойной оплатой труда; в-третьих, разработать жесткие рамки ротации; в-четвертых, директорам, не добившимся улучшений в своей школе, не нужно проходить процедуру ротации.

- Им просто не нужно дальше быть директорами, в школе ведь много других позиций. Сейчас многих волнует такой вопрос: как директор с плохой историей в одной школе пришел на эту же позиции в другую?.. Я считаю, что он не должен больше быть директором, и поэтому должна быть скамейка запасных. А ее не подготовили. И это и заставляет задавать вопросы, - отмечает Ирина Смирнова.

По ее мнению, также нельзя допустить, чтобы директор при ротации уходил вместе с командой: все должны уходить и переходить отдельно друг от друга.

- Причем, приходя в другую школу, необходимо проводить там аудиторскую финансовую и методическую проверку. Вообще, работать квалифицированно и профессионально. Тогда каждый будет знать, что его период работы будет проверен без него. Мы должны добиться абсолютной законности работы в школе! Без двойных стандартов, - говорит депутат.

Читайте также: Ляззат Калтаева о работе в парламенте: Тухлых помидоров пока не видела

Она напоминает, что опыт ротации уже применяли в спецшколах Казахстана, что было успешно. Его распространение на другие учебные заведения поможет сократить коррупционные риски.

- В школу идет подушевое финансирование, и деньги иногда немалые - говорит Ирина Смирнова. Поэтому нельзя там оставлять долгое время устойчивую группу взаимоотношений, не только методических и предметных, а иногда совсем другого плана.

Опыт ротации характерен для школ «Білім-Инновация», «НИШ», школ одаренных детей, где все проходит нормально. А у нас засядут иногда на 20 лет директора и считают это нормой. А это не всегда так.

В последнее время слышно, что некоторые директора «передают»  руководство школой по наследству, от отца к сыну и т.д., забывая, что это не их, а государственная школа. Если уж не могут без директорства, пусть открывают частную школу. Никто не останавливает, пусть пробуют.

Президент Казахской лиги экспертов образования Гульнара Абишева не поддерживает тезисы о том, что ротация снизит коррупционные риски. По ее мнению, со взяточничеством и превышением служебных полномочий нужно бороться методами антикоррупцонщиков, а не переводами директоров в другие учебные заведения.

- К сожалению, нового начальника старый коллектив будет стараться задобрить, чтобы наладить какие-то отношения, получить учебную нагрузку. Печально, но такие подходы есть во многих школах. Это нужно уже искоренять!

Читайте также: Ляззат Кусаинова: Руководить наукой Саясату Нурбеку будет сложно

Наши эксперты неоднократно участвовали в работе комиссий, которые рассматривали коррупционные нарушения директоров школ. И что в таких случаях делают наши Управления образования? Они просто начинают прикрывать этого директора, дают возможность уволиться по собственному желанию либо, в худшем случае, увольняют. А на следующий год этот директор уже работает в другой школе… Контролирующие органы не доводят эти дела со взятками до Антикоррупционной службы.

А для того, чтобы процветающую коррупцию искоренить, нужно официально сделать показательные суды над такими руководителями, чтобы вся страна видела, какое могут понести наказание коррупционеры. А у нас Управление образования, министерство прикрывает таких людей, перекидывая их с места на место. Только кардинальные меры изменят ситуацию с коррупцией,  - говорит Гульнара Абишева.

По данным заместителя председателя Комитета дошкольного и среднего образования Жомарта Карамбаева, сегодня по республике работают 3019 заведующих государственными детскими садами, из них 839 человек занимают должность на протяжении семи и более лет, а также 6299 директоров школ, 1246 из которых с таким же стажем. Согласно данным из регионов, с начала этого года 322 заведующих детсадами прошли ротацию – это 50% от общего количества подлежащих ротации. Из 1246 директоров школ ротацию уже прошли 229.

 

Фото Анар Бекбасовой 

Байланысты жаналықтар

«Болашақ» бағдарламасының бізге қажеті жоқ – депутат

05.06.2024

Коррупция в школах. Кто виноват?

30.04.2024

Чем помог высокий статус педагога?

24.07.2023

«Они обещали исправить ситуацию» – акимат о лагере в сауне

17.07.2023

Прокурорская проверка идет в школе №5 Астаны

14.07.2023

Частные школы просят усилить поддержку правительства

15.03.2023
MalimBlocks
«Болашақ» бағдарламасының бізге қажеті жоқ – депутат

Мәжілісмен бұған өз дәлелдерін де келтірген.

Коррупция в школах. Кто виноват?

Новостная повестка последние несколько лет то и дело пестрит сообщениями и коррупции в системе школьного образования. Эксперты считают, что эта тенденция закономерна. На фоне ощутимого увеличения зарплат учителей аппетиты коррупционеров выросли еще больше.

Чем помог высокий статус педагога?

Новости из сферы образования каждый день будоражат казахстанцев, и это еще не начался учебный год!

«Они обещали исправить ситуацию» – акимат о лагере в сауне

Скандал, связанный с организацией алматинскими чиновниками лагерного отдыха для детей в одной из саун Алматинской области, нашел продолжение. В понедельник, 17 июля, общественники и журналисты требовали объяснений от замруководителя городского Управления образования Айдына Сайлаубая, а тот упорно не хотел признавать, что первый этаж здания, в котором оставили детей, служил местом отдыха для неодетых мужчин.

Прокурорская проверка идет в школе №5 Астаны

В столичной школе №5 Астаны идут серьезные разбирательства предположительно по факту хищения 300 ноутбуков, купленных для дистанционного обучения учеников.

Частные школы просят усилить поддержку правительства

Ассоциация частных школ Казахстана просит министра просвещения повысить государственную поддержку. Предприниматели предлагают ввести обеспечение коммерческих школ учебниками и методическими материалами, а также просят повышать квалификацию учителей за счет государства. Соответствующие предложения они представили на недавней встрече с главой образовательного ведомства Гани Бейсембаевым.