Ляззат Кусаинова: Руководить наукой Саясату Нурбеку будет сложно
Назначение Саясата Нурбека министром образования вызвало в обществе шквал критики. Часть граждан была недовольна тем, что он никогда не работал в сфере науки, кто-то изучал его послужной список, и не находил объективных причин такого карьерного роста. Как бы то ни было, мнения граждан относительно предстоящих назначений на ключевые политические должности в Казахстане никогда не спрашивают. Так что, остается только наблюдать, как скандальный министр будет справляться. О том, как новые механизмы менеджмента восприняли в научной среде, мы поговорили с экс-заместителем председателя Комитета науки МОН, основательницей Международного центра научных коллабораций Ляззат Кусаиновой.
- Ляззат Абаевна, что вы думаете о разделении МОН на Министерство науки и Министерство просвещения? Считаете ли вы это решение рациональным?
- Проблем в реорганизации как таковых нет. Но вопрос в том, что никто не видел, какая концепция лежит в основе Министерства науки, как будет урегулировано высшее образование в рамках действующего законодательства, и самое главное - компетенции и функции Комитета контроля в сфере образования.
Читайте также: Смерть во время протеста. Мог ли Досаев предупредить трагедию?
- Как нововведения о разделении министерства восприняли в научной среде?
- Создание Министерства науки вызвало много вопросов, потому что мы, повторюсь, не видели ни концепции, ни видения, не представления – это нигде публично никаким образом не обсуждалось. И в этой части, конечно же, возникают вопросы о том, кто будет курировать основные направления работы нового ведомства. Если министром науки (Саясата Нурбека – Ред.) назначили лицо не из научной сферы, то соответственно, его заместители должны быть людьми из науки.
- Почему Асхат Аймагамбетов не справился с проблемами науки?
- Вопрос стоит в другом. Асхат Аймагамбетов изначально не позиционировал себя так, что будет заниматься научной деятельностью. По его представлению, у него были заместители, регулирующие это направление, и скажем так, они были не очень сильны в научной сфере.
- Насколько важно, чтобы ведомством управлял человек из научной среды или хотя бы с весомым бэкграундом в науке или правительственном аппарате?
- Конечно, это важно потому в научной сфере, как и везде, существуют определенные специфические вопросы, незнание или игнорирование которых могут приводить к постоянным негативным последствиям. Беда прошлых лет заключалась в том, что Комитетом науки МОН РК вообще никто не руководил. То назначили руководителем вице-министра с уровнем образования бакалавра, потом курировал человек, никогда не работавший в науке, он всего лишь имел опыт работы в течение одного года проректором в частном университете. Далее был человек, никаким образом не связанный с научной деятельностью, но имевший большой опыт работы именно в системе государственного управления. Вопросы также могут возникнуть и по поводу назначения нынешнего министра, причем они, скорее всего, будут связаны с менеджментом управления сферой науки.
Читайте также: Как Аймагамбетов «обучает бесплатно» детей в частных школах
- Какие основные проблемы вы бы выделили, которые предстоит решить новому министру?
- Я бы обратила внимание на разграничение компетенции между отраслевыми и государственными органами и теперь уже созданным уполномоченным органом. Все, что касается бывших компетенций в части Комитета науки - это понятно, но к отраслевым органам, например, относятся такие направления как аграрный сектор, сектор здравоохранения, охрана окружающей среды. Возникает вопрос: останутся ли научные организации под ведением этих отраслевых государственных органов? Интересно, какова будет судьба Национального научно-образовательного центра МСХ РК - НАНОЦ. Дело в том, что в его ведении находится порядка 30 аграрных Научно исследовательских институтов (НИИ) и 3 аграрных университета.
Если эти университеты будут обратно возвращены в сферу образования, то возникает вопрос о необходимости ликвидации НАНОЦ. В таком случае, нужно определить судьбу уже самих подведомственных научных организаций, например тех, которые выполняют функции государства в части обеспечения безопасности, скажем по карантину и защите растений.
Читайте также: Зуд справедливости. Как депутаты Даригу Назарбаеву на Саясата Нурбека променяли
У нас еще вопрос по самой Национальной Академии наук. Хорошо, если они хотят сделать ее государственным предприятием, соответственно, стоит вопрос в ее компетенциях и полномочиях, в системе выборности самих академиков. То есть, как будет решать все эти нюансы министерство, - непонятно.
Но я хочу сказать, что концепции нового ведомства не было, видения нет, поэтому я не знаю, насколько целесообразно сейчас что-либо предполагать, делать какие-то выводы. Меня, в частности, не приглашали на какие-либо обсуждения, поэтому я делаю выводы исходя из действующего законодательства. Но больше я бы обратила внимание именно на дальнейшую судьбу отраслевых организаций.
- Справится ли Саясат Нурбек с накопившимися проблемами?
- Скажем так: ему будет сложно.
Фото: Анар Бекбасова