Власть не может рассчитывать на рост доверия казахстанцев – исследователь

В среду, 13 апреля, исследовательский центр PaperLab презентовал результаты исследования «30 лет независимости Казахстана глазами граждан: события, символы и герои». Социологи PaperLab дали слово тем, чьи голоса все эти годы, по разным причинам, не были слышны, простым казахстанцам. Исследовательница Александра Цай делится впечатлениями от представленной работы.

  • 13.04.2022

В прошлом году Казахстан, как и другие постсоветские страны, отмечал тридцатилетие независимости - три десятилетия самостоятельного пути, трудностей роста, развития, новых госпрограмм, старых надежд... Январские события, безусловно, накладывают отпечаток на размышления о пройденном пути независимого Казахстана. Сложно оценивать и вспоминать первые три десятилетия, не задаваясь вопросом, почему социальная стабильность оказалась такой хрупкой, и когда возникла пропасть между образом страны, транслируемым властью через государственные каналы, фильмы, книги, учебники истории и реальностью. Знает ли власть достаточно о том, что волнует, и что происходит с гражданами страны, которой руководит?

Читайте также: Здесь чувствуется напряжение. Марат Бисенгалиев о январских событиях, спасении Арала и дочери Арухан

Проблема заключается не только в идеологической ангажированности официального нарратива об успехах и достижениях независимости, но и в том, что в этой ситуации число альтернативных источников знания о том, как казахстанцы проживали первые три десятилетия самостоятельного пути, и как они сохранились в их восприятии, весьма ограничено. Чем дальше официальный дискурс отдаляется от реальности, тем меньше доверия он вызывает, оставляя незаполненной лакуну коллективного знания и восприятия знакового периода для молодого государства.

Для того, чтобы расширить поле дискуссии о недавнем прошлом, PaperLab провел в 2021 году исследование о восприятии казахстанцами трех десятилетий независимости. Его авторы хотели понять, как казахстанцы оценивают и помнят первые три десятилетия независимости, какие достижения и поражения, которые проживала страна, считают ключевыми, как общественное вплетается в личные воспоминания. Группы опрашиваемых были разбиты на поколения в соответствии с известной классификацией: беби-бумеры (1950-1969 гг.), поколение X (1970-1983 гг.), поколение Y (1984-1999 гг.) и поколение Z (рожденные после 2000 года).

Турбулентные девяностые

Девяностые или «сложные девяностые» – самая устойчивая и однородная конструкция в коллективном восприятии. Радикальные перемены, экономические и социальные потрясения, потеря работы, смена сфер деятельности, необходимость адаптироваться к быстро меняющейся реальности, трудности с этим связанные, упоминают все респонденты вне зависимости от поколенческой принадлежности. Для поколений Z и даже Y, которые или еще не родились в этот период, или были маленькими детьми и почти не имеют собственных воспоминаний, здесь играет роль семейная память, истории и воспоминания, которые они слышали от родителей.

Представители поколения X, чья юность пришлась на девяностые, тоже говорят о трудном времени для семьи и родителей, редко кто упоминает исключительно личные события или воспоминания, словно события внешнего мира не позволяли фокусироваться только на своей жизни, на ее больших и маленьких радостях и бедах.

Читайте также: Дело Боранбая и Намазбая: адвокаты не согласны с приговором суда

Любопытно, что наиболее оптимистичное отношение к первому десятилетию независимости и позитивную оценку действий Назарбаева высказали представители самого старшего поколения, беби-бумеры, которые напрямую ощутили турбулентность девяностых, необходимость адаптироваться, зачастую менять работу, получать второе высшее образование и учиться жить в новой реальности. Все респонденты отмечают трудности периода, но почти в каждой истории есть место и для ожиданий перемен, и надежд на будущее.

Нефтяные нулевые

Образ двухтысячных уже не такой однородный в коллективном восприятии. В это десятилетие в Казахстане возводится новая столица Астана, проводится ряд реформ. Среди успешных кейсов можно выделить развитие банковской системы. В страну потекли «нефтяные» деньги, появился малый и средний бизнес, новые ТРЦ стали местами городского отдыха, публичными городскими пространствами. В то же время, начало социальному расслоению и появлению огромного разрыва между небольшой прослойкой самых богатых и гораздо большей группой самых бедных было положено, и дальше только усугублялось именно в «жирных» двухтысячных. Росла численность титульной нации, также изменилось соотношение жителей города и села.

Вспоминая десятилетие 2001-2011 годов, участники опроса говорят об ощущении позитивных изменений после сложных девяностых, о появившейся возможности путешествовать и видеть мир, об укреплении материального благосостояния своих семей. Представители самого молодого поколения рассказывают о детских воспоминаниях.

Читайте также: Ловушка рассрочки. Почему банки хотят кредитовать розницу, а не бизнес?

Развитие экономики потребления, ощущение экономического роста, воспоминания о крупных международных проектах вроде Азиады, которые давали чувство открытости и сопричастности большому миру характерны для представителей всех поколений. Нарратив строительства нового конкурентоспособного государства, активно пропагандируемый властью, появляется в рассказах многих респондентов. Двухтысячные – это время надежд на лучшее будущее, хотя некоторые респонденты и отмечают критические события в истории развития страны. 

Респондентами были также упомянуты события в Жанаозене, разгон и применение оружия против протестующих, повлиявшие на отношение к власти, пошатнувшие доверие к ней.

Третье десятилетие: девальвации и пандемия

На восприятие ближайшего десятилетия сильно повлияла пандемия и вызванный ею экономическо-социальный кризис. Большинство участников опроса так или иначе вспоминают о последних двух годах, об ошибках государства в реагировании на кризис и в управлении системой здравоохранения, экономическом спаде, ударе по бизнесу, безработице. В характеристике периода выделяется поколение Z, для которых это время, связанное со становлением, окончанием школы, поступлением в университет. Получение образования, студенческая жизнь, безусловно, главные события для представителей самого молодого поколения, которые отодвигают на второй планы социально-экономическую ситуацию в стране.

Читайте также: Переехавшие. Что делают российские специалисты в Казахстане

Представители следующих поколений говорят о чувстве отрезвления действительностью, упоминаются провальные проекты вроде ЛРТ в Астане, взрывы боеприпасов на юге страны, высокий уровень коррупции в стране. Даже самое старшее поколение, находившее в каждом десятилетии поводы для надежд и оптимизма, высказывается довольно критично о ближайшем десятилетии. Радостные события связаны с семьей, рождением внуков, успехами детей, но общественно-политическая жизнь дает меньше поводов для оптимизма.

Заключение. Рост или падение?

Государство долгие годы говорило об устойчивом развитии республики, о стабильности и экономическом росте. Между тем, события последнего десятилетия, падение цен на нефть, девальвации национальной валюты, социальные проблемы внутри страны серьезно пошатнули нарратив о стабильном развитии и обнажили многие системные проблемы внутри страны, среди которых также и нежелание открыто говорить о социальных и экономических проблемах, политика контроля информации вместо открытости, конструирование официального нарратива о новейшей истории вместо создания общественной дискуссии.

Читайте также: Гуля Жакупова: Население целого города унесли суициды за 30 лет в Казахстане

Строгий контроль информации, транслирование официального дискурса, если он радикально расходится с действительностью, лишь снижают уровень доверия к государству, то есть не могут иметь желаемого властью эффекта в новом тысячелетии, где интернет дает возможность существованию множества альтернативных платформ. Пока государство занято созданием идеологически ангажированных дискурсов, не вовлекая граждан в общественную дискуссию, оно не может рассчитывать на рост доверия населения.  

Умение долго смотреть в зеркало и не отводить взгляда, не впадать в самолюбование и не пугаться честному отражению - сложнейшие навыки, которые приходят со зрелостью. Тридцатилетний рубеж новейшей истории страны так и хочется сравнить с тридцатилетием жизни человека, который обретает зрелость и самостоятельность. Зрелость не только биологическую, отмеченную числом прожитых лет, но и зрелость личностную. Она определяется знанием себя, умением объективно оценивать свои возможности, видеть проблемы, искать пути их решений. Государство долгое время было увлечено конструированием идеологической повестки, созданием образов, а населению отводило роль пассивного зрителя, потребителя идеологического контента. Возможно, тридцатилетие – подходящий этап, чтобы осмыслить пройденный путь, оценить достижения и провалы, начать совместную работу над ошибками. Возможно, в этом сейчас главное требование времени.   

Байланысты жаналықтар

Будет много воровства! – депутат о проекте «Комфортные школы"

22.04.2023

Динара Сатжан объяснила, как не превратить Казахстан в яму

20.04.2023

Ненужный закон. В парламенте рукоплещут Кантару

13.01.2023

Список желаний для Кульгинова составил Амиртай на Талдыколе

25.10.2022

Аманатовцы поставили Ажар Гиният в неудобное положение

10.10.2022

Будут ли казахстанцы платить за врачебные ошибки?

19.09.2022
MalimBlocks
Будет много воровства! – депутат о проекте «Комфортные школы"

Нацпроект «Комфортные школы», старт которого президент обещал в своем послании народу Казахстана, может провалиться. В пятницу, 21 апреля, заслушав доклад председателя правления АО Samruk-Kazyna Construction Маулена Айманбетова, на заседании фракции Amanat, депутаты дали его планам скептичные оценки.

Динара Сатжан объяснила, как не превратить Казахстан в яму

Депутаты сената хотят помочь госидеологам направлять сознание казахстанцев в «правильное русло». В среду, 19 апреля, они провели круглый стол «СМИ и соцсети: формирование госидеологии». Ивент подарил общественности бриллианты идеологической мысли: от увеличения бюджетных трат на государственные медиа до создания мультиков, основанных на успехе Димаша Кудайбергена.

Ненужный закон. В парламенте рукоплещут Кантару

В пятницу, 13 января, в зале совместных заседаний парламента, где раньше депутаты до мозолей на ладошах рукоплескали Назарбаеву, готовились к избавлению от конституционного закона «О первом президенте РК - Елбасы».

Список желаний для Кульгинова составил Амиртай на Талдыколе

Лидер партии «Байтак» Азаматхан Амиртай снова заболел всей душой за судьбу Малого Талдыколя. В то время, пока активисты движения SOS Taldykol судились с властями, требуя установить водоохранные полосы вокруг озер и прекратить их осушение, Амиртай и его соратники пошли в народ через мессенджеры. Собрав чат жителей ближайших к озерам домов, Амиртай пообещал его участникам сохранять экологию озера путем создания того самого экопарка, о пользе которого неустанно твердит аким Астаны Алтай Кульгинов.

Аманатовцы поставили Ажар Гиният в неудобное положение

В понедельник, 10 октября, министр здравоохранения Ажар Гиният решила рассказать всю правду о ситуации в сельском здравоохранении. На правчасе в мажилисе глава ведомства сообщила, что молодые врачи и специалисты среднего звена не хотят работать в селах из-за незначительной социальной поддержки, низких зарплат, невозможности применения новых технологий в лечении. В ответ депутаты фракции «Аманат» требовали от нее объяснений, сами прекрасно понимая, что за социальную инфраструктуру ответственны акимы регионов, контролировать качество работы, которых самим депутатам ничто не мешает.

Будут ли казахстанцы платить за врачебные ошибки?

Министерство здравоохранения предлагает смягчить наказания медицинским работникам, допустившим врачебные ошибки. Реальные сроки планируется заменить на ограничение свободы и штрафы. В понедельник, 19 сентября, министр здравоохранения Ажар Гиният представила в мажилисе соответствующий законопроект.