Возможен ли украинский сценарий в Казахстане? Эксперт о роли ОДКБ
После январских событий в Казахстане лидеры стран-членов ОДКБ заговорили о большом потенциале этой организации в предотвращении цветных революций, терроризма, биологических угроз. Но либеральная часть общества в Казахстане и в других странах-членах ОДКБ часто воспринимает организацию как возможный ресурс для сохранения действующих политических режимов. О перспективе развития ОДКБ мы поговорили исследовательницей ОФ PaperLab Анастасией Решетняк.
— Анастасия, как понимать локальное возрождение значимости ОДКБ, во всяком случае на словах, в текущих геополитических условиях?
— Мне не кажется, что подход всех стран-членов к обеспечению безопасности в ОДКБ существенно изменился после январских событий. Действительно, использование войск организации было беспрецедентным и несколько изменило восприятие организации, которая ранее несколько раз отказывала в таких запросах другим государствам-участникам, например, президенту Кыргызстана Розе Отунбаевой в 2010 году. Интересно, также, что не только в Казахстане, но и в России, Кыргызстане и Армении отправка миротворческого контингента в нашу страну вызвала общественную критику.
Если мы обратимся к уставу ОБСЕ, то цель организации – «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов» - то есть, по сути, сохранение статуса-кво. В принципе, участие войск ОДКБ в январских событиях в Казахстане укладывается в эту логику и никакой новации не вносит.
— Это если считать, что причиной январских событий стало нападение 20 тысяч террористов и попытка госпереворота под влиянием неких внешних сил?
— Президент обратился к партнерам по ОДКБ в связи с необходимостью помощи в преодолении террористической угрозы, что является одной из опций для применения миротворческих сил организации. Я не говорила бы и о каком-то возрождении ОДКБ: разовое участие в миротворческой операции не означает каких-либо системных изменений. В нынешних условиях принятие консенсусных решений, на основании которых действуют органы ОДКБ, становится ещё сложнее. Так что, сложно представить, что миротворческие войска будут вновь использованы в ближайшее время.
Читайте также: Ставка на студентов. Как пройдет референдум и зачем власть торопится?
— А как вы оцениваете месседжи вчерашнего саммита ОДКБ в Москве?
— Мы увидели четкую тенденцию к тому, что все страны-члены ОДКБ в первую очередь думают о собственных национальных интересах. И это отразилось в совместном заявлении, принятом по итогам саммита. Конечно, есть вещи, которые хотела бы защитить и сделать общими для пространства ОДКБ Россия. Но в том числе в документе представлена позиция Казахстана, которая заключается в первую очередь в том, что речь идет о коллективной безопасности, и особое внимание, учитывая ситуацию в Афганистане, должно быть уделено защите южных рубежей стран Центральной Азии.
Также для Казахстана приоритетными вопросами являются противодействие наркотрафику, торговле оружием, международному экстремизму и терроризму, нелегальной миграции – это те пункты, которые также были включены в совместное заявление. Кроме того, на мой взгляд, идеологические вещи прописаны в этом документе достаточно формально и, возможно даже, не до конца отображают позиции стран Центральной Азии.
— Недавно министр обороны Беларуси Виктор Хренин заявил, что ОДКБ будет расширяться, в организацию войдут десятки стран. Насколько это возможно? Какие страны могут в ОДКБ войти и зачем им это будет нужно, на ваш взгляд?
— Предпосылок вступления в ОДКБ десятков новых государств пока не наблюдается, официальных заявок не поступало. Последние изменения в структуре организации были в 2013 году, когда к ней в качестве наблюдателя присоединилась Сербия. Конечно, некоторым государствам-членам хотелось бы видеть организацию как антагониста НАТО, такую же сильную и привлекательную. Но на данный момент такая ситуация не кажется реалистичной.
— Может ли ОДКБ вовлечься в российско-украинский конфликт?
— Вопрос об участии войск ОДКБ в миротворческих действиях, как я уже сказала, принимается консенсусно, так что у участников организации будет возможность принять по этому поводу самостоятельные решения. Кроме того, контингент не может использоваться нигде, кроме территории государств-членов, так что отправка его в Украину противоречит уставу организации.
Теоретически, Россия, заявляющая об атаках на военные объекты в граничащих с Украиной регионах, может запросить участие Коллективных сил оперативного реагирования для защиты своих государственных и военных объектов и охраны границ, либо миротворческого контингента – для наблюдения за соблюдением условий перемирия, помощи в организации гуманитарных коридоров и других мероприятий, связанных с коммуникациями и транзитом. Но, на мой взгляд, это маловероятно, поскольку обращение за помощью к союзникам будет противоречить имиджу «сильной и непобедимой» армии, который пытается создать и продвигать Кремль.
— Как вы считаете, как поведет себя Россия, если обеспечить победу в Украине не сможет? Стоит ли ожидать реализации украинского сценария у нас, в Казахстане, учитывая то, что пропаганда в лице Кеосаяна и некоторых российских политиков то и дело посылает нам вполне себе прямые угрожающие месседжи?
— Антиказахстанская риторика появилась в российских СМИ не вчера, а присутствует достаточно давно, ситуация с высказываниями одиозных политиков и журналистов не выбивается из генеральной линии российской информационной политики в этом конфликте. В то же время мне не кажется, что за этой риторикой стоит реальный призыв к реализации украинского сценария на территории Казахстана. Скорее это неформальная попытка принудить нашу страну к активной поддержке действий России. В этом ключе реакция нашего МИД на провокацию кажется адекватной и достаточной, являясь сигналом о казахстанской позиции.
— Поможет ли Казахстану балансировать между крупными геополитическими игроками Россией и Китаем предстоящее укрепление сотрудничества в рамках тюркского альянса?
— Сохранение многовекторной внешней политики остаётся одной из ключевых задач казахстанской дипломатии, особенно в текущих условиях. Поддерживание отношений с ключевыми партнёрами, в числе которых, помимо названных вами, ещё ЕС, США, Южная Корея, Япония и ряд других государств, помогает снизить риски от разного рода потрясений, и это работает во всех сферах.
Взаимодействие с Турцией так же в числе приоритетов внешней политики Казахстана. Недавний государственный визит нашего президента в Турцию показал, что и Анкара заинтересована в расширении и диверсификации сотрудничества. Пакет из 14 документов доказывает серьёзность этих намерений. Речь идет о совместных инвестиционных проектах, более интенсивном использовании транзитного потенциала и сотрудничестве в IT, образовании и туризме. В Казахстане будут производить турецкие беспилотники нового поколения. Это тоже вклад в устойчивость военной безопасности страны. В целом, тюркский вектор – один из перспективных и важных в нынешней ситуации.
Читайте также: Что изменят в политике казахстанцы с инвалидностью?