Аймагамбетов: Хочу настроить вице-министров
Упоминание президентом вопроса коррупции на недавно прошедшем расширенном заседании правительства заставило депутатов мажилиса собраться на круглый столе и самим себе поставить галочку. Председатель комитета по социально-культурному развитию мажилиса Асхат Аймагамбетов знал, какое это скучное занятие. Видимо поэтому ему захотелось услышать от приглашенных вице-министров что-то необычное, о чем он известил их заранее, но те так и не смогли оторваться от своих тусклых докладов.
- Хочу настроить вице-министров. Давайте не будем отчитываться и основываться только на каких-то количественных характеристиках. Еще раз прошу остановиться на системных вопросах, призывал Аймагамбетов после несколько неудачных выступлений.
Но вице-министры его не слушали, предпочитая сыпать статистикой о том, где и кого задержали да сколько украли, что звучало абсолютно обыденно и почти убаюкивающе.
- Я просмотрел доклады – опять победные реляции, и снова смотришь, сразу надо всех хвалить и вручать благодарственные письма. Поэтому так не пойдет. Я прошу более акцентированно на системных проблемах построить свои выступления, - неустанно просил Аймагамбетов.
Депутаты хорошо знали, где зарыты самые лакомые коррупционные схемы, и как они работают. Асхат Аймагамбетов даже рассказал об одной из них вместо вице-министра здравоохранения Вячеслава Дудника.
— Вот, например, о медицине сейчас будем говорить. Пожалуйста, остановитесь на вопросах клинических протоколов. Клинические протокола у нас просто разбухли: дополнительные лекарства и анализы туда включаются и включаются, несмотря на то что объем финансирования здравоохранения достиг рекордного показателя, но этих денег не хватает. Потому что с такими протоколами и тем, что там есть, скорее всего фармацевтическое лобби, этих денег никогда не хватит. Как будем это решать? - продолжал просить Аймагамбетов.
- Я хочу сказать, что Министерство здравоохранения категорически против коррупции, в этом направлении делается очень много работы, - парировал Дудник, предварительно переписав себе в блокнот все, что сказал Аймагамбетов.
Отклоняться от «домашних заготовок» и поддаваться предложенным «настройкам» депутатов ни один из вице-министров не хотел. Предлагать конкретные решения системных проблем чиновники не собирались, предпочитая в своих ответах уходить на языке канцелярита подальше от коррупционной темы.
Хоть какие-то краски этому серому мероприятию подбросил депутат Елнур Бейсенбаев, вспомнив, что в Министерстве туризма и спорта задерживают законопроект, связанный проблемой лудомании.
- Я могу ошибаться, но у меня предложение к Антикоррупционной службе. Почему правительство держит этот законопроект полтора года? Подозрение, что там есть коррупционные риски. Там люди интересы свои какие-то двигают. У нас четкие подозрения о том, что все букмекерские конторы и многие люди, которые занимаются этим бизнесом, уже на каких-то серых встречах говорят о том, что мы не "проведем" этот законопроект, мы всеми своими силами будем придерживать его. А какими силами? Да однозначно, они хотят там предлагать большие деньги, у меня большие подозрения по поводу этой работы, - сказал депутат.
Вице-министр туризма и спорта Мирас Тулебаев объяснил задержку законопроекта необходимостью проведения неких законных процедур, а также с вопросом согласования с нацпалатой "Атамекен".
- Затяжные процедуры у нас предусмотрены. В том числе - в рамках процедуры анализа регуляторного воздействия. Она предусматривает ряд этапов: публичные обсуждения, обсуждение на портале НПА, и в целом, согласно утвержденным Министерством нацэкономики правилам, эта процедура официально занимает 45 рабочих дней - минимум, - ответил Тулебаев.
Его объяснения не понравились и без того недовольному тональностью круглого стола Асхату Аймагамбетову, который принялся вице-министра отчитывать. Когда тот попытался возразить, Аймагамбетов отрезал: "это официальное мероприятие, а не митинг", очевидно полагая, что именно на митинге допустимо перебивать друг друга.
- За полтора года законопроект не зашел, это нарушение регламента правительства, это нарушение законодательства, и здесь надо было просто признать, и сказать: «Да, есть проблема». (…) А не придумывать и расписываться в бессилии, говоря о какой-то роли «Атамекена». «Атамекен» — это вообще общественная организация, о чем вы говорите? Что теперь, «Атамекен» будет диктовать государству, что делать? Иногда лучше, конечно, коллеги, думать, прежде чем, говорить, - продолжал возмущаться Аймагамбетов.
К концу круглого стола он совсем остыл, заверив, что говорить о том, что в вопросах противодействия коррупции министерства не работают, - совсем нельзя, просто этого недостаточно.
- Мы стараемся, - ответил ему в микрофон Вячеслав Дудник.