Двойная ошибка. Как Саясат Нурбек заболтал депутатов
Ни один министр казахстанского правительства не способен выступать так, как это делает глава Миннауки Саясат Нурбек. В среду, 6 марта, он пришел в мажилис с законопроектом «О науке и технологической политике», да так заговорил парламентариям зубы, что те едва не пропустили документ, требующий миллиардных государственных трат, в котором не замечены антикоррупционные нормы.
Нурбек действительно необычный оратор. Его речь всегда звучит просто, слаженно, где-то даже празднично, и совсем необычно для тех, кто привык канцеляритам и косноязычию. Казалось бы, что плохого может быть в законопроекте, обещающем обновленные модели управления наукой? Документ регламентирует деятельность Фонда науки, наделяет правовым статусом Академию наук. Ну и самое главное – расширяет пакет соцподдержки научных работников, в том числе молодых ученых.
Саясат Нурбек рассказал, что государство поможет ученым приобрести жилье и улучшить жилищные условия. Налоговые льготы предложат всем, кто обеспечивает коммерциализацию научных и научно-технических результатов казахстанских ученых.
Первым в зале пленарных заседаний опомнился депутат Едил Жанбыршин, собравший информацию о миллиардных грантах, выделяемых ученым, о достижениях которых до сих пор никто не знает.
- Многие ученые несколько раз финансировались со стороны государства. Они результаты показали? Я остановлюсь на тех, кто за последние 10 лет получали эти гранты. Адикенов – 1,4 млн тенге, Мансуров – 930 млн тенге, Раманкулов – 1,1 млрд тенге, Рамазанов – 1,6 млрд тенге. Какие результаты эти ученые показали? Какие достижения у них есть по коммерциализации? – поинтересовался Едил Жанбыршин.
Саясат Нурбек ответил, что в результате коммерциализации за последние пять лет в бюджет поступило около 60 млрд тенге в качестве налогов и создано больше 1,4 тыс. рабочих мест. Правда о научных открытиях перечисленных Жанбыршиным ученых министр тоже ничего не знал, поэтому попросил время, чтобы все выяснить и передать ответ в парламент письменно.
Только депутатов уже было не остановить. Аманатовец Марат Башимов посчитал, что говоря об антикоррупционной работе, Саясат Нурбек забалтывает парламент.
- Вы в законопроекте, который практически объединил два простых закона до этого, не внесли даже элементарную норму об ответственности за антикоррупционную деятельность организаций, которые будут распределять деньги. Это же сумасшедшие суммы приходят – 200 миллиардов! Ответственность не вложили. Так за что мы голосуем? Риски (коррупционые- Ред.) не учтены, - заметил Башимов.
Нурбек ответил, что есть некий план анализа коррупционных рисков, в его ведомстве проводят проверки Антикор, а до второго чтения антикоррупционные нормы в законопроекте, возможно, тоже рассмотрят. Марат Башимов разозлился еще пуще и снова взял слово.
- Еще раз убедился: министр такой забалтыватель! Хочу вывести на чистую воду. Что вы говорите сказки, что вы приглашаете Антикоррупционную службу? Это я как председатель общественного совета Антикора, председателю Антикоррупционной службы говорил, что надо проверить вас. У них это называется «выявление антикоррупционных рисков», а вы сейчас на всю страну заявляете: «Я их пригласил». Не обманывайте тут! — возмутился Башимов.
Соглашаться с ним Нурбек не хотел, заметив, что сам он тоже против коррупции: четыре месяца в прошлом году по его инициативе в ведомстве работала спецкомиссия Антикора.
Башимов же не верил и что-то хотел возразить, но ему уже не давали слово. Укусить Нурбека удалось другому депутату - Бакытжану Базарбеку. Спич министра тот сравнил с красивыми стихами, но вопрос его был далеко не праздный.
— В понедельник в Алматы произошло землетрясение. Недавно я встречался с научными сотрудниками Института сейсмологии. На самом деле у сотрудников указанного института дела идут плохо. Научные проекты не принимались, даже если проекты подаются в министерство науки, их снимают, сокращая финансирование. Сейчас институт в ведении МЧС. Сейсмологи говорят, что его следует вернуть Министерству науки. Что вы скажете по этому поводу? — спросил Базарбек.
Нурбек ответил, что не против этой идеи и пообещал дать Институту сейсмологии грант на 3,5 млрд тенге. Несмотря на атмосферу скепсиса и недоверия, депутатам пришлось одобрить законопроект в первом чтении. Нурбек же пообещал устранить недочеты до второго.
В кулуарах ему снова пришлось держать удар. Окружив министра, пресса требовала объяснений в связи со скандалом о распространении списка студенток КазНУ, в котором была информация об их гинекологических данных с пометкой "virgo" (девственница).
- Почему проводили обследование на определение невинности? На самом деле эти студенты, которые были отмечены, либо прошли обследование у специалиста, у гинеколога, либо не прошли. То есть там вопрос не стоял на определении невинности, просто обследование у гинеколога стандартное. Они это у себя отмечали в медицинской форме. То есть, здесь двойная ошибка произошла. Медицинский центр не должен был в таком формате рассылку делать, и деканат тоже должен был их проверить, – отбивался Саясат Нурбек.
Министр признал, что за разглашение личных данных студенток виновные должны быть наказаны, их определит суд. Он мог сколько угодно отвечать на гул парламентской прессы и пытаться выглядеть при этом вполне прилично. Но у журналистов быстро иссяк интерес.